20 декабря 2015г.
В данной работе представлена информация об объемах легальной и теневой экономики в России и ведущих странах мира, а также проведен сравнительный анализ. Для анализа взяты следующие страны (помимо РФ): США, Китай, Германия, Франция. Выбор именно этих стран для анализа объясняется тем, что по данным Всемирного банка они входят в пятерку крупнейших экономик мира по объемам ВВП за 2013 год.
Основная информация по объемам легальной теневой экономики в вышеперечисленных странах представлена на основании официальных данных Всемирного Банка, Международного Валютного Фонда, статистической службы Европейского союза Eurostat, а также Федеральной службы государственной статистики. При расчете объемов ВВП данные организации в большинстве случаев используют метод по доходам, а при определении объема теневой экономики - «итальянский метод», а также метод расхождений. Кроме того, Международный Валютный Фонд в процессе анализа теневой экономики часто использует различные монетарные методы. Статистические данные представлены в виде таблиц и графиков для удобства восприятия информации.
Рис.1. Сравнение объемов ВВП анализируемых стран (в триллионах долларов США)
Рис.2. Сравнение
объемов теневой экономики
в анализируемых странах
(в процентах от ВВП)
Рис.3. Сравнение объемов
теневой экономики в анализируемых странах
(в триллионах долларов
США)
Рис.4. Доля теневого сектора
в отраслях российской экономики (по данным Росстата
2013 года)
Таблица 1 Отрасли экономики с наиболее
крупной долей теневой
экономики
Страна
|
Отрасль
|
Объем теневой экономики в отрасли
|
Россия
|
Торговля
|
34,2%
|
США
|
Финансовая сфера
|
46,1%
|
Китай
|
Промышленность
|
30,1%
|
Германия
|
Строительство
|
31,6%
|
Франция
|
Строительство
|
27,3%
|
Из наиболее
развитых стран мира Россия имеет наибольший уровень теневой экономики в процентах от ВВП (44%), а США имеет наименьший
(9%). По данному
показателю Россия значительно уступает большинству развитых европейских стран (в странах
Западной Европы размер теневой
экономики не превышает и 20% от ВВП). По абсолютному показателю лидерство в размерах
теневого сектора
принадлежит США с показателем в $1,4 триллиона, однако не на много отстает
и Китай с показателем в $1.2 триллиона. Показатель России – $0,89 триллиона. В последнем измерении
следует учитывать тот факт, что ВВП России
меньше почти в 7 раз и почти в 4 раза, чем ВВП США и Китая соответственно.
Что касается отдельных
отраслей экономики, то наибольшую долю теневого
сектора в экономике России имеют торговая, строительная отрасли, а также сельское хозяйство. Высокий уровень нелегальной экономики
в первую
очередь связан с коррупцией и укрывательством от налогов. К примеру, в торговле огромная
часть российских
предпринимателей разных масштабов
ежегодно занижают данные
о выручке своих предприятий и организаций, также часто происходит торговля с рук, которая не учитывается в официальном бухгалтерском учете. В строительстве велика доля «откатов», которые регулярно
уплачиваются строительными компаниями за победу в тендерах,
за строительство на запрещенной территории и т.д.(к
примеру, по данным
МВД России, размер «откатов» при строительстве олимпийских объектов в Сочи достигает до 50% от стоимости самого объекта). Кроме того, велик размер нерегистрируемого частного строительства в сельских
и пригородных районах. Что касается сельского хозяйства, то одна из причин
«тенизации» отрасли в том, что в современном российском законодательстве не развиты
нормы, регулирующие куплю-продажу земли сельскохозяйственного назначения, а потому в России плохо развит и соответствующий легальный
рынок. Поэтому земельные
участки активно
продаются на теневом рынке.
На основе рассмотренных статистических показателей, а также причин развития
теневой экономики в тех или иных отраслях, можно предложить следующие способы
борьбы с теневым сектором:
1)
Улучшение налогового климата;
2)
Снижение административного давления на бизнес;
3)
Защита собственности и личности
предпринимателей от посягательств криминальных структур, борьба с коррупцией на всех уровнях государственной власти;
4)
Помощь в кредитовании малого и среднего бизнеса,
государственная поддержка предприятий в период кризисов и рецессий;
5)
Совершенство законодательства, а
также финансово-экономических, политических и
правовых институтов;
6)
Снижение бюрократических барьеров, а также повышение
прозрачности процедуры регистрации новых фирм и организаций.
Список литературы