Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН И САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА)

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
04 сентября 2016г.

Реализация кластерной политики в последнее время набирает обороты, поскольку кластеры как территориальная форма взаимодействия предприятий, объединенная технологическим процессом или технологией, показывает хорошие экономические результаты во многих странах мира [1, 2]. Вместе с тем, российская практика кластерных инициатив пока не реализуется в полной мере[3].

В связи с этим представляет интерес рассмотреть достигнутые результаты кластерной политики в регионах России.

Выбор для анализа Самарской области и Республики Башкортостан не является случайным. Самарская область и Республика Башкортостан являются одними из основных центров концентрации нефтехимического производства в России. Согласно данным Росстат РФ Приволжский федеральный округ (далее - ПФО) располагает наибольшим объемом мощностей для добычи переработки нефти, Республика Башкортостан и Самарская область занимают первое и второе место соответственно по объему располагаемых мощностей по добыче нефти в ПФО (таблица 1).

Таблица 1 Региональное распределение мощностей по переработке нефти

 

 

 

Регион ПФО

 

Мощности по переработке (млн.тонн)

 

Уд. Вес в общем объеме, %

 

Республика Башкортостан

 

33,3

 

28,340

Самарская область

23,4

19,915

Нижегородская область

19

16,170

Республика Татарстан

15

12,766

Пермская область

12,4

10,553

Оренбургская область

6,6

5,617

Саратовская область

6,5

5,532

Республика Марий Эл

1,3

1,106

Итого

117,5

100

  

В 2014 г. по данным Росстат продукция топливно-энергетического комплекса и химической промышленности занимает основной удельный вес в структуре экспорта как Республики Башкортостан (91,4%, или 12584,7 млн.долл. США), так и Самарской области (88,3%, или 8768,7%). Важность нефтехимической отрасли подчеркивается также и тем, что это один их секторов, показавший устойчивую позицию в период введения экономических санкций против нашей страны [4].

Кластерная политика представляет собой систему целей, направлений, методов стимулирования предприятий к взаимодействию в рамках территориальных кластерных образований. На современном этапе ключевой движущей силой реализации кластерной политики является деятельность органов исполнительной власти в регионах на основе комплекса нормативно- правовых документов федерального и регионального уровня. Целью статьи является проведение сравнительного анализа основных элементов кластерной политики в двух регионах Приволжского федерального округа, где активно проводится работа по формированию и развитию нефтехимических кластеров.

Для экономики Самарской области и Республики Башкортостан, как и для всей экономики страны, кластерная политика является новым инструментом повышения конкурентоспособности регионов, эффективность которого пока трудно оценить.

В Таблице 2 представлена основная нормативно-правовая база развития кластеров в области нефтехимии Республики Башкортостан и Самарской области.

Таблица 2 Нормативно-правовая база развития кластеров в области нефтехимии Республики Башкортостан и Самарской области

 

Республика Башкортостан

Самарская область

Постановление Правительства РБ от 10.03.2011 N 55

(ред. от 07.08.2015) "О государственной программе "Стимулирование инновационной деятельности в Республике Башкортостан"

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30.09.2009г. N370 «Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020г.»

Закон Самарской области от 11.02.2004 N 10-ГД "О

промышленной политике в Самарской области" (с изменениями)

«Стратегия развития нефтехимического комплекса Самарской области на период до 2015 года»

Постановление Правительства Самарской области от      14      ноября      2013      года      №      622

«Об утверждении государственной программы Самарской области "Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области" на 2014 - 2018

годы»

   

В Республике Башкортостан к формированию кластера приступили в 2012 году. Одной из причин создания нефтехимического кластера в Республике Башкортостан стало сокращение базы углеводородного сырья.

Так, в Постановлении Правительства Республики Башкортостан от 30.09.2009г. N370 «Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020г.» отмечено, что основная доля нефтяных месторождений характеризуется высокой степенью выработанности и находится на поздней стадии разработки. Динамика добычи нефти в регионе имеет отрицательную тенденцию.

В настоящее время основу специализации нефтехимического кластера Республики Башкортостан составили «разработка спектра технологий нефтепереработки и нефтехимии (от подготовки и первичной переработки до комплекса вторичных процессов), проектирование нефтехимических комплексов, предоставление инжиниринговых услуг, производство нефтехимической продукции»[5]. Территориально в состав кластера входя профильные предприятия Уфы, Ишимбая, Октябрьского, Стерлитамака, Салавата. Нефтехимический комплекс Башкортостана представлен известными в стране и мире предприятиями: «Уфа-нефтехим», Уфимский нефтеперерабатывающий завод, «НОВОЙЛ», «Газпром нефтехим Салават»,

«Полиэф», «Сода», «Каустик», «Каучук» и др.Кроме собственно добычи и переработки нефти предприятия кластера осуществляют внедрение биотехнологий в производство, а также выпуск связанной инновационной продукции биотехнологии.

Для повышения эффективности использования ресурсов малого бизнеса в отрасли был создан Центр коллективного доступа на базе ГУП "Институт нефтехимпереработки Республики Башкортостан" как механизм обеспечения предпринимательства научно-аналитическими услугами. Преимуществом данного центра является его трехблочная система, замыкающая процесс от создания технологии до апробации и внедрения в опытное производство, что существенно облегчает процесс создания высокотехнологичной нефтехимической продукции.

На современном этапе для дальнейшего развития нефтехимического кластера      предусмотрены      следующие      мероприятия:      повышение квалификации, переподготовка, стажировка на отечественных и зарубежных предприятиях для работников – участников кластера; подготовка и сопровождение инновационно-инвестиционных проектов в нефтехимии; развитие на территории объектов инженерной, транспортной, энергетической, инновационной, образовательной инфраструктуры.

В Самарской области практическая деятельность по созданию кластеров была начата в 2010 году: разработана система экономического, организационного, нормативно-правового сопровождения создания и функционирования кластеров в регионе.

Ядро нефтехимического кластера Самарской области составляет ОАО  «Самаранефтегаз», на долю которого приходится более 70,0% всей добычи порегиону.  В  кластер  входят  также  такие  предприятия,  как  ОАО «Куйбышевский НПЗ», ОАО «Новокуйбышевский НПЗ», ОАО «Сызранский НПЗ», ОАО «КуйбышевАзот», ОАО «Тольяттиазот»,  ООО «Тольяттикаучук», ОАО «Промсинтез» и другие [6]. В апреле 2011 года ООО «Самараоргсинтез», ЗАО «Нефтехимия» и ЗАО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания», крупные предприятия нефтегазохимии и органического синтеза новокуйбышевской химической площадки, были объединены в  интегрированный химический холдинг «Самаранефтеоргсинтез» (САНОРС). Уровень конкурентоспособности САНОРС характеризует то, что данный холдинг по некоторым видам продукции в России и Восточной Европе является единственным производителем.

Первоначально кластеры Правительством Самарской области рассматривались в качестве инструмента поддержки местных производителей, укрепления занятости и развития трудового потенциала в ключевых секторах области.

Для практической реализации кластерной политики в регионе были созданы основные элементы системы кластерной поддержки. Так, для объединения     и     координации     деятельности     законодательной     и исполнительной власти региона, потенциальных участников кластеров было создано Государственное автономное учреждение «Центр инновационного развития и кластерных инициатив» Самарской области (ГАУ "ЦИК СО"). Для популяризации кластеризации на правительственной информационной платформе была создана страница, посвященная кластерной политике, ежегодно проводится тематический форум «Самарская инициатива: кластерная политика – основа инновационного развития национальной экономики», объединяющий представителей науки п практики не только из России, но и зарубежных стран. В рамках методического обеспечения бы разработан комплекс типовых документов для организаций-потенциальных участников кластера.

В настоящее время на территории Российской Федерации Правительством утвержден перечень из 26 инновационных территориальных кластеров. В соответствии с отраслевой спецификой все указанные кластеры отнесены к определенным направлениям технологической специализации. Одним из таких направления является химия и нефтехимия. В правительственном перечне из 26 кластеров к специализации химия и нефтехимия на сегодня отнесен лишь один кластер_- это Нефтехимический территориальный кластер Республики Башкортостан.

Несмотря на то, что Самарская область является одним из первых в России регионов, начавших изучение и использование кластерного подхода в управлении региональным развитием, долгое время на территории области функционировало 8 объединений предприятий, которые можно было бы отнести к понятию «территориальный кластер», относящиеся как к добывающим, так и к обрабатывающим отраслям.

Предприятия химии и нефтехимии Самарской области до сих пор не объединены в организационном плане в нефтехимический кластер Самарской области. Однако в данном направлении предпринимаются определенные меры в основном административного характера, что является недостатком. В частности, в качестве своеобразной объединительной меры предусматривалось укрепление функции надзора контрольно-надзорных органов (Ростехнадзора, Росприроднадзора, Роспотребнадзора и др.) за процессом добычи нефти в регионе. Одной из мер рассматривалось разработка специальной программы обеспечения промышленной безопасности, усиление взаимодействия органов государственной власти Самарской области с правоохранительными органами, направленного на пресечение незаконной предпринимательской деятельности в области нефтедобычи и нефтепереработки. В частности, проблемой для региона являются незаконные врезки в нефтепроводы, незаконный оборот нефти и нефтепродуктов, нарушение требований к качеству нефтепродуктов и т.д.

Если на первоначальном этапе реализации кластерной политики, кластеры рассматривались, прежде всего, как собственно инструменты поддержки бизнеса региона, то в настоящее время федеральные ориентиры на инновационное развитие обусловили внесение изменений в стратегические и программные документы Самарской области и Республики Башкортостан, в которых четко закрепляется ориентированность развития кластеров на инновационной основе. Так, в Постановлении Правительства РБ от 10.03.2011 N 55 (ред. от 07.08.2015) "О государственной программе "Стимулирование инновационной деятельности в Республике Башкортостан" прямо отмечается одной из целей «увеличение выручки организаций - участников нефтехимического территориального кластера Республики Башкортостан от продаж инновационной продукции собственного производства, а также инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами» [5].

Подводя итог, сформулируем следующие выводы: 

Результаты реализации кластерной политики в Республике Башкортостан в настоящее время выше, чем в Самарской области. Предприятия Самарской области пока не считают необходимым объединяться в кластеры, поскольку не видят в этом смысла для развития своего бизнеса.

Отметим, что кластеры при условии использования эффективных организационных механизмов, вполне может выступить действенным инструментом социально-экономического развития региона. К сожалению, и в Самарской области, и в Республике Башкортостан пока не уделяют должного внимания вопросам мотивации и стимулирования развития кластеров. Зачастую подходят формально к проблемам производителей. Безусловно, предприятия нефтехимии – это в основном крупные предприятия. Однако развитие кластеров способно придать импульс развитию малого предпринимательства в основной и смежных отраслях. Считаем, что основной задачей в современных условиях является разработка и реализация действенных организационно-экономических механизмов кластерной политики, которые позволят вывести нефтехимический комплекс России на новый уровень инновационного развития. Для реализации инновационных приоритетов в развитии нефтехимического кластера необходимо и в дальнейшем развивать инновационную инфраструктуру регионов: технопарки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны [7, 8,9].

 

 

Список литературы

 

 

1.     Портер  М.   Конкуренция:  Пер.  с   англ.:  -   М.:   Издательский  дом «Вильямс», 2005.  

2.     Первушина А.С. Зарубежный опыт развития нефтехимических кластеров // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 1 (123). С. 42-47.

3.     Новая концепция развития региональной экономики: кластерная основа. Агаева Л.К., Анисимова В.Ю., Безлепкина Н.В., Альбитер Л.М., Бекмансурова О.А., Васяйчева В.А., Гарькина Н.Г., Гоман И.В., Горчакова Е.В., Данилова С.В., Иваненко Л.В., Исупов А.М., Кисельников Е.А., Кононова Е.Н., Курносова Е.А., Манукян М.М., Мельников М.А., Мокина Л.С., Невзоров О.Ю., Подборнова Е.С. и др. Самара, 2014.

4.     Хмелева Г.А., Зверева И.В. Факторы влияния на развитие нефтехимической промышленности Самарской области в условиях экономических санкций // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2016. № 1-2. С. 32-36.

5.     Постановление Правительства РБ от 10.03.2011 N 55 (ред. от 07.08.2015) "О государственной программе "Стимулирование инновационной деятельности в Республике Башкортостан".

6.     Абаева Е.С., Ерошевский С.А. Инвестирование в нефтехимический кластер Самарской области: современное состояние и перспективы // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. 2015. № 1. С. 3-6.

7.     Дырдонова А.Н., Стародубова А.А., Андреева Е.С. Формирование инновационной системы региона на основе кластерного развития экономики // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 17. С. 246-250.

8.     Хмелева Г.А. Направления развития кластерной политики в условиях инновационного развития регионов // Основы экономики, управления и права. 2014. № 3 (15). С. 17-22.

9.     Иода Е.В., Булавко О.А., Хмелева Г.А., Иода Ю.В. Модернизационные механизмы формирования нового технологического уклада. Самара, 2013.