20 декабря 2015г.
Формирование инновационной экономики требует превращения интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. В этом случае источником доходов может стать не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов, обусловленной высокой мировой конъюнктурой, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций. В настоящее время, в условиях взятого в стране политического курса на переход от сырьевой экономики к экономике знаний, наблюдается недостаток общественно полезной активности молодѐжи в инновационной сфере, и, как следствие, нехватка проектных идей, способствующих повышению темпов модернизации общества. Пока же наш национальный интеллект продолжает работать на поддержание и повышение конкурентоспособности экономик других стран. Одной из причин такого положения дел является отсутствие достаточного количества эффективных публичных механизмов отбора талантливой молодѐжи, а также отсутствие у начинающих инноваторов компетенций по превращению собственных идей в успешный коммерческий продукт. В этой связи актуальным является создание системы по подготовке инновационно- ориентированных кадров, способных выводить на рынок наукоѐмкие продукты. И для решения данной проблемы необходимо провести комплекс мероприятий с привлечением талантливой молодѐжи различных возрастных категорий и различной тематической направленности к практико-ориентированным мероприятиям с целью формирования и развития у них инновационных компетенций [4, с.24-28]
Весьма актуальным сегодня является приобретение компетенций в области управления инновациями, создания и развития наукоѐмкого предпринимательства, использования и защиты объектов интеллектуальной собственности для управленческих кадров хозяйствующих субъектов [2, стр. 56-61].
Формировать и развивать инновационные компетенции можно в нескольких направлениях и формах. [3,стр.5-10]. Одна из действенных форм – привлечение молодѐжи в конкретные практики создания и продвижения инновационных проектов. Ключевые инновационные компетенции, на формирование и развитие которых ориентированы представленные в проекте практики
- развитие системного инновационного мировоззрения;
- умение проводить стратегический и маркетинговый анализ;
- умение проводить анализ возможностей применения инновации, включая методы технологического аудита;
- умение проводить анализ барьеров и рисков на пути коммерциализации инновационной разработки;
- умение формировать стратегию коммерциализации инновации и еѐ продвижения;
- владение методами проектного управления и бизнес-планирования;
- умение применять теорию решения изобретательских задач;
- знание правовых основ интеллектуальной собственности;
- умение формировать команду;
- способность эффективно работать в группах;
- умение расставлять акценты и приоритеты;
- инициативность, целеустремленность и стрессоустойчивость;
- умение представлять результаты работы и держать внимание аудитории;
- владение навыками использования информационных технологий;
- умение применять широкий спектр инструментов финансирования инновационных разработок;
- владение навыками формирования контрактов, в том числе внешнеэкономических;
- умение продвигать разработку на рынок и др.
В процессе формирования инновационных компетенций важную роль играют выделения показателей для оценки креативных личностей [1, стр.10-14].
При реализации инновационных проектов субъект хозяйствования должен владеть следующими инновационными компетенциями:
1) технологической компетенцией;
2) организационной компетенцией;
3) компетенцией технологического сотрудничества (партнѐрства);
4) маркетинговой компетенцией (знание латентного спроса);
5) инвестиционной компетенцией;
6) компетенцией включения инноваций в стратегию развития субъекта хозяйствования ;
7) производственной компетенцией;
8) научно-исследовательская компетенция;
9) компетенцией быстрого приобретения технологических активов.
Рис.1. Идентификация ключевых инновационных компетенций субъекта хозяйствования.
В зависимости от вида инновационной компетенции показатели инновационной деятельности могут быть сгруппированы, как показано в Табл.1
Таблица 1Группировка показателей субъекта хозяйствования по его инновационным компетенциям
Инновационная компетенция малой фирмы
|
Показатели и коэффициенты
|
Технологическая компетенция
|
коэффициент освоения новой техники; коэффициент инновационного роста
|
Производственная компетенция
|
показатель производственного ресурсосбережения;
показатель реализации проекта в заданные сроки
|
Маркетинговая компетенция
|
показатель
исполнения маркетинговых прогнозов
|
Инвестиционная компетенция
|
показатель
расхода инвестиционных средств
|
Компетенция включения инноваций в стратегию фирмы
|
коэффициент внедрения новой продукции; показатель результативности инновационного развития
|
Научно-исследовательская компетенция
|
коэффициент имущества, предназначенного для НИОКР;
коэффициент персонала фирмы, занятого в НИОКР;
коэффициент
обеспеченности интеллектуальной собственностью
|
Организационная компетенция
|
показатель квалификации научных кадров; показатели уровней интеллекта, креативности и креафорности работников фирмы
|
Предложенная группировка коэффициентов и показателей основана
на использовании реально определяемых экономических величин и направлена на
исследование инновационных ресурсов
фирмы, включая интеллектуальные, кадровые, имущественные, продуктовые, технологические и инвестиционные. В зависимости от степени
восприимчивости фирмы, а также еѐ инновационной компетентности в сфере НТП формируется стратегия дальнейшего инновационного развития: освоение
базисных инноваций или только улучшающих. Эффективное формирование инновационных компетенций субъектов хозяйствования на национальном уровне способствует повышению на наш взгляд
эффективности управления инновационной экономикой в условиях экономического кризиса.
Список литературы
1. Звонников.И., Писарева О.М.Интеллектуальный менеджмент: новые подходы к подготовке управленческих кадров
для экономических знаний//
Высшее образование сегодня
№1, 2011
2.
Изаак С.И, Власов
А.А, Балунова Н.В. Развитие
субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации. Монография.Москва, 2012
3.
Орехов В.И, Орехова Т.Р, Карагодина О.В. Инновационный подход к антикризисному управлению в малом бизнесе. Монография. ОрелГИЭТ,
2014
4. Орехов В.И., Орехова
Т.Р., Карагодина О.В. Антикризисные инновационные стандарты .Монография. ОрелГИЭТ, 2014