19 декабря 2015г.
Одной из основных функций эффективного государственного управления можно считать квалифицированное и точное прогнозирование поступлений налоговых доходов в бюджет страны. Экономическое развитие государства в целом зависит от величины налоговых потоков, а также от предельного уровня налоговых поступлений, который может быть достигнут при существующей экономической политике и налогового законодательства страны.
На современном этапе развития России важную роль при составлении бюджета и прогнозировании его играют налоги, так как именно они являются главной составляющей доходной части бюджета.
Проведем прогнозирование основных доходообразующих налогов, имеющих наибольший удельный вес в 2013 году в объеме налоговых поступлений консолидированного бюджета Российской Федерации. Это налог на доходы физических лиц (23%), налог на добычу полезных ископаемых (23%), налог на прибыль организаций (19%), налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) (18%). Найдем 95% доверительный интервал, в который попадут значения названных налогов в 2014-2016 гг.
Налог на доходы физических лиц
Таблица 1Расчет показателей для выявления тренда для НДФЛ
t
|
НДФЛ
|
|
t^2
|
y*t
|
|
(yi- )^2
|
2005
|
707,1
|
-4
|
16
|
-2828,212
|
792,9691459
|
7381,584
|
2006
|
930,4
|
-3
|
9
|
-2791,149
|
1005,366829
|
5622,575
|
2007
|
1 266,6
|
-2
|
4
|
-2533,23
|
1217,764512
|
2386,37
|
2008
|
1 666,3
|
-1
|
1
|
-1666,321
|
1430,162195
|
55770,98
|
2009
|
1 665,8
|
0
|
0
|
0
|
1642,559878
|
541,2659
|
2010
|
1 790,5
|
1
|
1
|
1790,498
|
1854,957562
|
4155,035
|
2011
|
1 995,8
|
2
|
4
|
3991,618125
|
2067,355245
|
5118,856
|
2012
|
2 261,5
|
3
|
9
|
6784,447529
|
2279,752928
|
333,8082
|
2013
|
2 499,1
|
4
|
16
|
9996,209335
|
2492,150611
|
47,63378
|
Сумма
|
14 783,0
|
0,0
|
60,0
|
12 743,9
|
14 783,0
|
81 358,1
|
Среднее
|
1 642,6
|
0,0
|
6,7
|
1 416,0
|
1 642,6
|
9 039,8
|
Таким образом, модель тренда для налога на доходы физических лиц будет выглядеть следующим образом: у = 1642,56+212,3977*t. Однако, прежде чем использовать полученную модель тренда необходимо выполнить ряд оценок:
рассчитать коэффициент аппроксимации, который показывает на сколько процентов изменение факторного признака (НДФЛ) зависит от неучтенных факторов. Данный коэффициент должен быть не более 10%.
Так как коэффициент аппроксимации меньше 10%, то модель тренда можно считать удовлетворительной.
2) Проверить статистическую значимость коэффициентов уравнения тренда в целом по критерию Стьюдента.
Находим критическое значение критерия Стюдента: . Затем находим выборочное значение статистик каждого из коэффициентов линейного уравнения тренда
Так как
и
; то оба коэффициента
являются
статистически значимыми.
3)
Проверить адекватность модели тренда
в целом по критерию
Фишера – Снедекора.
Находим критическое значение
критерия Фишера – Снедекора:
Затем находим
= 239,9. Так как
, то модель
можно считать адекватной.
Теперь на основе уравнения
тренда спрогнозируем значения поступлений в консолидированный бюджет РФ налогов на доходы физических лиц:
в 2014 году поступления составят: у = 1642,56+212,3977*t = 1642,56+212,3977*5 = 2704,5485 млрд. руб; в 2015: у = 1642,56+212,3977*t = 1642,56+212,3977*6 = 2916,9462 млрд.
руб;
в 2016: у = 1642,56+212,3977*t = 1642,56+212,3977*7 = 3129,3439 млрд. руб. НДС
Таблица 2Расчет показателей для выявления тренда для НДС
t
|
НДС
|
|
t^2
|
y*t
|
|
(yi- )^2
|
2005
|
1472,317
|
-4
|
16
|
-5889,268
|
1359,113971
|
12814,92572
|
2006
|
1511,061
|
-3
|
9
|
-4533,183
|
1637,745726
|
16049,01973
|
2007
|
2261,705
|
-2
|
4
|
-4523,41
|
1916,37748
|
119251,0959
|
2008
|
2132,496
|
-1
|
1
|
-2132,496
|
2195,009235
|
3907,90451
|
2009
|
2050,265
|
0
|
0
|
0
|
2473,640989
|
179247,2282
|
2010
|
2498,602
|
1
|
1
|
2498,602
|
2752,272744
|
64348,84618
|
2011
|
3250,747
|
2
|
4
|
6501,494581
|
3030,904498
|
48330,85325
|
2012
|
3546,137
|
3
|
9
|
10638,41028
|
3309,536253
|
55979,80018
|
2013
|
3539,439
|
4
|
16
|
14157,75541
|
3588,168007
|
2374,530556
|
Сумма
|
22 262,8
|
0,0
|
60,0
|
16 717,9
|
22 262,8
|
502 304,2
|
Среднее
|
2 473,6
|
0,0
|
6,7
|
1 857,5
|
2 473,6
|
55 811,6
|
Таким образом, модель тренда поступлений в консолидированный бюджет РФ от налога на добавленную стоимость выглядит
следующим образом: у=2473,
641+278, 6318*t.
Проверим адекватность полученной модели.
Так как коэффициент аппроксимации меньше
10%, то модель тренда
можно считать удовлетворительной.
2)
Проверить статистическую значимость коэффициентов уравнения тренда в целом по критерию Стьюдента.
Так как
и
то оба коэффициента
являются
статистически значимыми.
2)
Проверить адекватность модели тренда
в целом по критерию
Фишера – Снедекора.
Находим Затем находим
= 71,9. Так
как , то модель
можно считать адекватной.
Спрогнозируем на
основе
полученной
модели
тренда
доходы
от
НДС,
которые
будут поступать
в консолидированный бюджет
РФ в 2014-2016 гг.
2014 год: у=2473,
641+278, 6318*t = 2473, 641+278, 6318*5=3866,8 млрд. руб;
2015 год: у=2473, 41+278,6318*t = 2473,641+278, 6318*6=4145,4318 млрд. руб;
2016 год: у=2473, 641+278,6318*t = 2473,641+278, 6318*7=4424,058 млрд. руб.
Налог на добычу
полезных ископаемых
Доходы от налога
на добычу полезных ископаемых в период с 2005 по 2013 гг. изменялись хаотично. Наиболее точно динамику изменения поступлений в консолидированный бюджет РФ от этого налога отражает полином второй степени:
y = 0,0533x2 - 0,5882x + 4,8819 с коэффициентом детерминации R² = 45,12% (Рисунок 1).
При этом стандартное отклонение равно
Таблица 3 Прогнозные значения дохода от налога на прибыль организаций в 2014-2015 гг.
Год
|
% к ВВП
|
С учетом стандартного отклонения
|
ВВП,
млрд.руб
|
Нижняя граница
|
Верхняя граница
|
% к ВВП
|
млрд. руб
|
% к ВВП
|
млрд. руб
|
2014
|
4,3299
|
1,1999
|
879,70669
|
7,4599
|
5469,2257
|
73315
|
2015
|
4,861
|
1,731
|
1378,9146
|
7,991
|
6365,6306
|
79660
|
2016
|
5,4987
|
2,3687
|
2056,908
|
8,6287
|
7492,9042
|
86837
|
Налог на прибыль
организаций
Доходы в консолидированном бюджете РФ от налога на прибыль организаций в 2005-2013
гг изменялись
хаотично. Наиболее
точно отражает динамику
поступлений от этого налога
кривая y = -0,4432*x+7,0033 при этом коэффициент детерминации равен R² = 72,81% (Рисунок
2).
При этом стандартное отклонение равно 1,34%.
Спрогнозируем поступление в консолидированный бюджет РФ доходов
от налога на прибыль
организаций в 2014 – 2016 гг.
Таблица 4 Прогнозные значения дохода от налога на прибыль организаций в 2014-2015 гг.
Год
|
% к ВВП
|
С учетом стандартного отклонения
|
ВВП,
млрд.руб
|
Нижняя граница
|
Верхняя граница
|
% к ВВП
|
млрд. руб
|
% к ВВП
|
млрд. руб
|
2014
|
2,5713
|
1,2313
|
902,72759
|
3,9113
|
2867,5695
|
73315
|
2015
|
2,1281
|
0,7881
|
627,80046
|
3,4681
|
2762,6884
|
79660
|
2016
|
1,6849
|
0,3449
|
299,50081
|
3,0249
|
2626,7324
|
86837
|
Произведенные расчеты показали,
что практически по всем доходообразующим налогам ожидается положительная динамика поступления в бюджет страны, исключение составляет лишь налог на прибыль организаций.
Таким
образом, прогнозирование налоговых
поступлений – это одна из важнейших
и необходимых функций государственных органов. Без предварительной оценки налоговых доходов в бюджет страны не возможно составление бюджета, а значит нельзя планировать его расходную
часть, что впоследствии может подорвать экономику страны.
Список литературы
1.
www.gks.ru2.
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145 – ФЗ//
http://www.consultant.ru/
3.
Основные направления бюджетной политики
на 2013 год и плановый
период 2014 и 2015 годов.
URL:
http://base.consultant.ru/
4.
Основные направления бюджетной политики
на 2014 год и плановый
период 2015 и 2016 годов. URL:
http://base.consultant.ru/
ФЗ «Основные
направления налоговой политики
Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» //
http://www.consultant.ru/