Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О БАНКРОТСТВЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ». ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
02 сентября 2017г.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что ухудшение экономического состояния российской экономики и снижение реального дохода физических лиц ведет к увеличению роста просроченной задолженности. Одним из способов урегулирования задолженности является проведение процедуры банкротства физических лиц.

С 1 октября 2015 года у граждан, задолжавших свыше 500 000 рублей, просрочивших платежи на срок более 90 дней и неспособных своевременно оплачивать свои денежные обязательства, появилась законная возможность признать себя банкротами, и, в качестве реабилитирующих процедур, списать просроченную задолженность либо провести ее реструктуризацию на срок до трех лет.

Банкротство – процедура признания уполномоченным государственным органом неспособности должника (гражданина, организации или государства) удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате государственных платежей. [3]

Гражданин Российской Федерации вправе подать в арбитражный суд заявление о признании его банкротом при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства в  установленный срок, при этом гражданин должен обладать признаками неплатежеспособности и (или) признаками недостаточности имущества. [4]

Разработчики законопроекта предполагали, что нововведение поможет добросовестным должникам - физическим лицам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, такой, как потеря места работы, болезнь или смерть члена семьи, освободиться от обязательств, которые гражданин не в состоянии исполнить, а для кредиторов расширит возможности по урегулированию проблемной задолженности и ускорит все необходимые для этого процедуры, в том числе списание безнадежных долгов.

На практике действие закона о  банкротстве физических  лиц в Российской Федерации  выглядит несколько иначе. Среди потенциальных банкротов, подпадающих под действие закона о банкротстве физических лиц, лишь около 1000 человек, или 0,2%, на 1 ноября 2016 года добились освобождения от долгов посредством признания себя банкротами, а применяющийся механизм реструктуризации просроченной задолженности оказался практически неработающим; инициаторами банкротства физического лица в 80% случаев были сами кредиторы.

Согласно данным Федерального ресурса единой базы банкротства, начиная с октября 2015 года и до 1 июня 2017 года, несостоятельными банкротами были признаны 33 тысячи граждан и индивидуальных предпринимателей.

В апреле - мае 2017 года банкротами по решению арбитражного суда было признано около 5 тысяч граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, что вдвое больше признанных банкротами за этот же период юридических лиц.

Потенциальное число физических лиц - банкротов в настоящее время оценивается почти в 700 тысяч, таким образом, только 5% от этого количества на сегодняшний день прошли процедуру банкротства. [5]




«Сейчас около 80% признанных банкротами граждан ничего не выплачивают кредиторам, при этом несут затраты на саму процедуру. Очевидно, что менее затратная упрощенная процедура банкротства будет востребована как самим должниками, так и кредиторами», - озвучил свою позицию руководитель проекта «Федресурс» Алексей Юхнин.

Вводимые в законодательство поправки предъявляют требование к арбитражным управляющим публиковать отчет о результатах проведения процедуры банкротства граждан в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Сейчас отчет, содержащий сведения о стоимости имущества, расходах на процедуру, наличии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, в обязательном порядке публикуется только по результатам проведения процедур банкротства юридических лиц.

«Опубликование содержательного отчета вместо простого сообщения об окончании процедуры позволит обобщать и анализировать процессы, происходящие внутри процедур банкротства граждан, и адекватно вносить коррективы в их регулирование», - считает Алексей Юхнин.

В настоящее время очень актуален сам факт появления упрощенной процедуры банкротства для граждан без финансовых активов. По словам заместителя председателя экспертного совета Центра проблем банкротства Дмитрия Скрипичникова, введение этой процедуры позволит десяткам тысяч российских граждан урегулировать проблему с долгами.

Поправки в закон о банкротстве дополняют десятую главу закона (Банкротство гражданина) новым параграфом – «Упрощенная процедура банкротства гражданина». Законопроект, который был разработан Минэкономразвития, постоянно дорабатывается, чтобы быть актуальным для людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Новые поправки в законодательстве содержат оговорку, что доход физического лица за последние 6 месяцев до начала процедуры банкротства не должен превышать 50 тысяч рублей в месяц.

В остальном, условия для физических лиц, принимающих участие в процедуре банкротства, не изменились: сумма задолженности за последние шесть месяцев должна быть зафиксирована на уровне не более 25% от общей суммы долга; в течение года должник не должен совершать сделки по отчуждению имущества сверх суммы 2 миллиона рублей (за исключением сделок по отчуждению залога с согласия или по требованию банка-кредитора) и безвозмездные сделки по отчуждению имущества дороже 200 тысяч рублей.

При этом с момента последней процедуры реализации имущества по упрощенной схеме банкротства должников должно пройти не менее 10 лет и не менее 5 лет после проведения реструктуризации задолженности. Также такой должник не может иметь непогашенную судимость за умышленные преступления в сфере экономики и совокупное количество кредиторов более 10. Заявление на упрощенную процедуру в арбитражный суд сможет подать только сам должник - физическое лицо.[1]

В настоящее время эксперты свидетельствуют о факте того, что у большинства должников - физических лиц нет денежных средств для проведения процедуры банкротства, в частности, оплаты услуг финансового управляющего. Вносимые в законопроект поправки должны урегулировать эту проблему.

Авторы законопроекта в пояснительной записке признают, что проведение процедуры банкротства оказалось недоступным для значительного числа должников - физических лиц, находящихся в действительно трудном финансовом положении.

Основной из проблем является обязательное привлечение при инициации процедуры банкротства физического лица финансовых управляющих, которые запрашивают за свои услуги от 150-200 тысяч рублей. А если в деле о банкротстве физического лица нет управляющего, то велика вероятность, что дело о банкротстве физического лица закроют, а неуплаченная задолженность перед кредитором останется.

В настоящее время судебная практика свидетельствует о высоком проценте прекращений производств по делу о банкротстве граждан из-за отсутствия имущества, подлежащего реализации, со ссылкой, что в этом случае «процедура сведется лишь к констатации факта отсутствия имущества и освобождению гражданина от обязательств, что не является правовой целью банкротства граждан». [1]

Такой подход, по мнению экспертов, противоречит целям принятия закона о банкротстве физического лица.

Стоит отметить, что на сегодняшний день постепенно происходит понимание, осознание данного законопроекта, формирование массовой практики. Вносимые в законопроект поправки снижают стоимость проведения процесса банкротства, поскольку уже сейчас происходит переход от нового неизведанного продукта к понятной прозрачной процедуре.

 

Список литературы

 

1.Любовцева Е.Г., Анохина Е.И. Банкротство физических лиц: предварительные итоги и последствия // Интернет-журнал «Науковедение», Том 9, №1 (2017).

2.Мисникович Л. Преднамеренное и фиктивное банкротство // Л. Мисникович. - М: Практическая бухгалтерия. - N 9. – 2014.

3.Пичкуров С.Н. «Финансовые аспекты процедуры банкротства физических лиц // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал, № 4(8), 2015.

4.Сорокин А. Банкротство физических лиц/ А. Сорокин // Жилищное право. № 1, 2016. 5.Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 18.06.2017) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017).