Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 декабря 2015г.

     Сложившаяся экономическая ситуация в стране требует тщательного вмешательства в управление активами предприятий. При правильном подходе все активы дают возможность компании достичь своей главной цели - получение прибыли. В качестве одного из самых проблемных активов выделяют дебиторскую задолженность. В большинстве случаев стороны, подписав контракт, стремятся своевременно обеспечить его выполнение. В результате чего каждый из участников получает желаемый результат, не имея претензий к своему контрагенту. Но не всегда приходится сотрудничать с проверенными фирмами и лицами, что может привести к накоплению дебиторской задолженности. Дебиторская задолженность, несмотря на ее принадлежность к активам предприятия, имеет негативный оттенок. Ее увеличение означает, что в компании в настоящее время не хватает средств для полноценной деятельности. Эта ситуация часто приводит к ухудшению показателей эффективности, увеличение себестоимости продукта и, в результате чего, к снижению конкурентоспособности. В связи с этим, необходимо обратить особое внимание на баланс этой статьи, а также принять меры по регулированию задолженности. Этот вопрос вызывает некоторые сложности, потому что компания должна сделать выбор между привлечением клиентов и получением наличных денежных средств. Нестабильные экономические условия, влияние кризиса также затрудняют поиск клиента. И создание невыгодных для него условий также ставит под сомнение получение даже ожидаемой прибыли. Таким образом, регулирование дебиторской задолженности не может быть решено с помощью взимания стопроцентной предоплаты, что, безусловно, вызовет отток контрагентов. Поэтому необходимо на международном уровне разработать управление дебиторской задолженностью, в случаях, когда невозможно ее избежать. Часто компании стремятся привлечь клиентов с помощью условий договоров, не требующих никакого обеспечения и даже предоплаты. Именно эти факторы способствуют увеличению количества неоплаченных услуг, непогашенных обязательств. И компания, которая позволяет себе такие оплошности, увеличивает сумму внешнего долга, фактически лишая себя средств для ведения основной деятельности. Таким образом, чтобы избежать финансовых трудностей, кредиторам целесообразно установить некоторые правила по управлению дебиторской задолженностью. Конечно, предоставление рассрочки по контрактам или займов, выданных контрагентам, требует разумной оценки ситуации. Таким образом, многие специалисты рекомендуют вести реестр должников с целью определения их платежеспособности и надежности. Такой реестр позволит использовать информацию при кредитовании данных лиц. Но практика говорит об обратном - такие реестры не влияют на оценку платежеспособности должников. Тем не менее, для каждого случая необходимо разработать критерии, которые будут показывать существование возможности кредитования компании. Например, задержка в выполнении обязательств в течение одного месяца по заключенным договорам, может быть основанием для прекращения контракта или отказа займа. Но прежде чем принимать подобные решения, необходимо проверить платежеспособность предполагаемого заемщика. Сделать это можно с помощью бухгалтерских документов, к которым относятся в первую очередь бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, расшифровка основных средств, расшифровка кредиторской задолженности. Данная информация дает возможность сделать вывод о финансовой устойчивости предприятия. Например, можно учитывать следующие коэффициенты для проведения численной оценки. Степень платежеспособности текущих обязательств определяет текущую платежеспособность компании, объемы ее краткосрочных кредитов и срок погашения организацией текущей задолженности перед кредиторами за счет полученной выручки. Степень платежеспособности определяется как отношение текущих обязательств к величине среднемесячной выручки должника. Это наименее благоприятный показатель для определения уровня платежеспособности должника. Данная формулировка подразумевает, что чем меньше полученный коэффициент, тем выше способность должника погасить текущие обязательства за счет собственных доходов. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочной задолженности может быть погашена немедленно, и определяется как отношение наиболее ликвидных оборотных активов к текущим обязательствам должника. Нормальное значение коэффициента абсолютной ликвидности находится в диапазоне 0,2-0,25. Коэффициент текущей ликвидности характеризует оборотные средства организации и рассчитывается как отношение суммы ликвидных активов к текущим обязательствам должника. Считается нормальным, если коэффициент равен от 1,5 до 2,5, в зависимости от отрасли. Но во всех случаях необходимо помнить, что зачастую данные бухгалтерского учета предприятия, являются ненадежными. К сожалению, практика показывает, что прибыль компании искусственно занижается. Такие манипуляции позволяют уменьшать сумму налога на прибыль предприятия, чего пытаются добиться многие малые и средние компании. В этом случае, искажение данных бухгалтерского учета является источником несоответствия с реальным положением дел юридического лица, а также итоговые значения вышеупомянутых коэффициентов являются ложными. Таким образом, в оценке платежеспособности заемщика нельзя полагаться только на значения коэффициентов. Необходимо пользоваться более точной информацией из других источников. Например, выписка юридического лица из ЕГРЮЛ, которая содержит сведения о генеральном директоре, адресе, времени осуществления хозяйственной деятельности, изменениях в учредительных документах. То есть, изменение юридического адреса должны вызвать подозрения о попытке ухода от других кредиторов. Частая смена участников также наводит на определенные выводы. Следовательно, выписка из реестра, или данные, собранные на сайте ФНС, определяют юридическую чистоту должника. Одним из наиболее весомых аргументов в оценке компании проверка его посредством сбора данных судебных решений. То есть, можно увидеть, были ли штрафы против компании, в каких размерах, наличие апелляции и т.д. Судебные акты представляют достоверную информацию и показывают, насколько достоверно должник выполняет свои обязательства. Тем не менее, дебиторская задолженность - категория актива, которая возникает даже при предварительной оценке контрагента. Такие случаи также требуют отдельного управления. Эффективность управления дебиторской задолженностью состоит из нескольких параметров. К первым относятся документальные записи. Этот элемент является очень принципиальным, поскольку он затрагивает возмещаемость денежных средств. Таким образом, необходимо иметь целый пакет документов по конкретной дебиторской задолженности: договор, счета-фактуры и другие документы об исполнении договора со стороны кредитора. Такой набор документов позволит обратиться в суд. Отсутствие этих документов будет являться основанием для отказа удовлетворения заявленных потребностей в суде. Учитывая вероятность обращения в суд и взыскания задолженности через суд, необходимо отдельно рассматривать сроки исковой давности. Дебиторская задолженность, как элемент актива в балансе, должна регулярно оцениваться. Необходимо знать, как дебиторская задолженность влияет на общее финансовое состояние организации. Чрезмерно высокое значение этой статьи приводит к снижению платежеспособности компании. Более объективно отражает состояние дебиторской задолженности показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам, и определяется как отношение суммы долгосрочной дебиторской задолженности, краткосрочной дебиторской задолженности и потенциальных оборотных активов, которые будут возвращены, к совокупным активам организации. Данный показатель показывает, какое количество денег и других финансовых активов числится в пользу третьих лиц. В мировой практике предполагается, что нормальное значение коэффициента менее 0,4. Значение индекса выше 0,4 нежелательно, опасным считается значение 0,7 или более. Таким образом, компания может самостоятельно оценить влияние объема дебиторской задолженности на общую картину финансовой состоятельности. Ни одна компания не может заставить своих клиентов оплачивать свои счета, но при этом они могут принять ряд мер для обеспечения выплаты. Если бы клиент платил за продажи мгновенно, то проблем с дебиторской задолженность не было бы никогда. К сожалению, такого не произойдет, но несмотря на это, все равно можно добиться возврата денежных средств с помощью правильного управления дебиторской задолженностью. Успешные компании используют свои рычаги управления денежными потоками с помощью эффективного управления дебиторской задолженностью:

- Предлагают скидки для клиентов, которые быстро оплачивают свои счета;

- Предлагают клиентам сделать депозитные платежи в момент принятия заказа;

- Осуществляют проверку кредитоспособности всех новых клиентов;

- Выписывают счета быстро;

- Выявляют платежеспособных клиентов, которые медленно и не в срок оплачивают счета.

     Регулирование дебиторской задолженности и работа по ее восстановлению может зависеть от процедуры управления. Каждый контрагент  необходимо закрепить за отдельным менеджером, который  прилагает  все усилия, чтобы дебиторской задолженности не возникало. Но если все вышеперечисленные методы не спасают от недобросовестных должников, то необходимо применять штрафные санкции. Есть несколько методов, которые могут превратить дебиторскую задолженность в денежные средства. Разница состоит в стоимости и времени, необходимом для реализации соответствующих методов. Правильно управление дебиторской задолженностью позволяет увеличить денежный поток и поддерживать текущую хозяйственную деятельность в денежных средствах. Конечная цель управления дебиторской задолженности: увеличение оборотного капитала. Компании традиционно считали управление дебиторской задолженности в качестве основной функции. Неоспоримо, что улучшение данного процесса может привести к значительной финансовой выгоде для компании.

Список литературы

1.      Алексеенко Н.А., Блинова У.Ю., Рожкова Н.К. Управленческий учет в антикризисном менеджменте: теория и практика// монография /; М-во трансп. Российской Федерации, Федеральное агентство ж.-д. трансп., Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Дальневосточный гос. ун-т путей сообщ.". Хабаровск, 2011.

2.      Баканов М.И., Шеремет  А.Д. Теория экономического  анализа: Учебник для вузов. –  М.: Финансы и статистика, 2007.

3.      Жданов А.С. Анализ кредиторской задолженности // Бухучет и налоги. – 2007. - №4. – С. 19-24.

4.      Земляченко С.В. О покупках организации за наличный расчет// Главбух, №2, 2007 г.

5.      Крейнина М.Н. Управление движением дебиторской и кредиторской задолженности предприятия. Финансовый менеджмент №3 / 2008

6.      Корзоватых Ж.М. Особенности учета импорта работ и услуг // Вестник ГУУ № 22 2013 г.

7.      Корзоватых Ж.М., Подгузова К.В. Дебиторская задолженность предприятия // Вестник ГУУ № 1 2014 г.

8.      Рожкова Н.К., Блинова У.Ю., Чупеева О.В. Управленческий учет как экономическая категория // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 11. С. 108-115.