Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 декабря 2015г.

    В последние годы на рынке образовательных услуг происходят значительные изменения: меняется внешняя и внутренняя среда образовательных учреждений. Это происходит потому, что государство влияет на формирование рынка образовательных услуг. Для успешной конкуренции, учебные заведения должны отличаться друг от друга. При этом существующие обязательные нормативы образовательной деятельности

•заставляют образовательные организации фокусировать внимание на одних и тех же аспектах. В этих условиях государство должно регулировать конкурентные отношения исходя из двух стратегических ориентиров:

•предоставление конкурентоспособности образовательных организаций на рынке высшего образования;

•обеспечение потребителям образовательных услуг, возможности  осознанного выбора между профессиональными образовательными программами, обладающими разнообразными свойствами.

     В России в настоящее время недостаточно проработан вопрос, связанный с межвузовской и внутривузовской конкуренцией, хотя существует ряд методов комплексной оценки деятельности российских вузов, которая введена Министерством образования и науки РФ. В настоящее время состояние и перспективы развития вузов в конкурентной среде отображает рейтинг вузов, как распространенный инструмент ранжирования. Также следует отметить, что конкурентоспособность вуза во многом зависит от качества профессионального образования.

    На рынке образовательных услуг происходят значительные изменения. Современная ситуация изменила рынок образовательных услуг, создана национальная система образования, которая является частью глобальной системы индустрии образования.

    В этих условиях внутренняя и внешняя среда образовательных учреждений влияет на конкурентоспособность вузов. Внешняя окружающая среда образовательного учреждения состоит из агентов и факторов вне организации, которые влияют на позицию, действия  и результаты деятельности организации. Однако границы между внутренней средой организацией и ее окружающей средой обычно проницаемы и нечетки, поскольку внешние условия взаимосвязаны и друг с другом. Анализ внешней и внутренней среды организации определяют конкурентные преимущества и иные аспекты жизнедеятельности в контексте стратегических и тактических задач образовательного учреждения.

    Следует отметить, что и внутренняя среда оказывает большое влияние на конкурентоспособность вузов. Внутренняя среда образовательного учреждения определяется требованиями образовательной политики государства, базируется на регламентах и стандартах, как со стороны государства, так и самого ВУЗа. Например, структура образовательной программы, управление образовательной программой, категории качества результатов.

    В настоящее время качество образования является основным фактором конкурентоспособности вузов. Причем идет тенденция: чем выше качество образования в учебном заведении, тем больше иностранных граждан в нем обучается. Качество образования влияет на конкуренцию и стратегию развития вуза. При этом оценка качества учебных процессов должна быть рассмотрена как система критериев для определения внутренних факторов конкурентоспособности вузов.

В международном стандарте ISO 9000-2000 написано, что качество – это степень соответствия присущих характеристик требованиям. При этом поясняется, что потребности и ожидания потребителей могут быть изложены в нормах и стандартах или выяснены с помощью специальных исследований. Качество оценивается потребителем, с учетом его потребностей и его платежеспособного спроса в условиях рынка, т.е. в условиях конкуренции.

    На сегодняшний день не установилось четкого закрепления понятия «качество образования» и в определении собственно содержания качества образования. В терминологическом словаре в области управления качеством высшего и среднего образования дается следующее определение: «качество образования (quality of education) – сбалансированное соответствие образования (как результата, процесса, как образовательной системы) установленным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам), которые определяются отдельными гражданами, предприятиями и организациями, обществом и государством». Раскрывается качество в таких понятиях, как:

преподавание (учебного процесса, педагогической деятельности); научно-педагогические кадры;

образовательные программы;

материально-техническая база, информационно-образовательная среда; студентов, учащихся, абитуриентов;

управление образованием; научные исследования».

Оценка качества профессионального образования охватывает анализ основных положений систем управления образовательным процессом и определяет методологический подход к оценке качества профессионального образования. Также она  включает общую модель  внутреннего мониторинга факторов и оценки профессионального образования. Оценка качества учебных процессов должна быть рассмотрена как система критериев, в которой описан каждый фактор. При этом каждый фактор можно определить количественно и качественно при проведении мониторинга учебного процесса в образовательных учреждениях. Одним из методов оценки качества профессионального образования образовательных учреждений является мониторинг, который позволяет дать оценку качества учебного процесса.

   В настоящее время существует множество методов и методик проведения мониторинга учебного процесса в образовательных учреждениях.

   Федеральный закон от 29. 12. 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает проведение мониторинга в системе образования (статья 97). В соответствии законом, «мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся…».

   Предметом мониторинга в образовательных организациях является основная образовательная программа по направлению подготовки. В процессе мониторинга отслеживаются выполнение требований к условиям обучения.

    Общий методологический подход мониторинга должен исходить из следующего:

-          определение критериев предмета оценки;

-          сочетание процессуальных и итоговых характеристик образовательного процесса;

-          соответствие условий образовательной деятельности требованиям ФГОС (Федерального Государственного Образовательного Стандарта);

-          объективность оценки качества образования;

-          действенность мониторинга и оценки качества образования.

     Мониторинг позволит определить качество профессионального образования в образовательных учреждениях  и дать оценку качества учебного процесса, а именно посредством:

характеристики условий реализации учебных программ; требований к содержанию очных занятий;

влияния технологий на промежуточную аттестацию студентов; оценки организации подготовки и защиты курсовых работ:

подготовку и организацию итоговой государственной аттестации студентов;

разработку и подготовку предложений по созданию отдельных регламентов организации и проведения учебного процесса.

    Эти позиции можно рассматривать как задачи, которые определяют факторы внутренней среды конкурентных вузов. Между ними есть много общего, так как они тесно взаимосвязаны между собой. Улучшение и обеспечение условий реализации учебных программ и содержание очных занятий позволит улучшить технологии промежуточной аттестации студентов. Эти мероприятия позволят поднять качество профессионального образования образовательных учреждений и качество учебного процесса. Можно будет на практике осуществить меры по улучшению образовательного процесса в образовательных учреждениях.

    В более широком рассмотрении результаты мониторинга учебного процесса окажут непосредственное влияние на качество образования в образовательном учреждении.

    Основные требования для проведения эффективного мониторинга качества высшего профессионального образования предполагают разработку основных требований. Они должны быть описаны набором процедур, которые включают в себя ряд процессов. Эти специфические требования учитывают специфику уровня высшего профессионального образования конкретного ВУЗа и связаны непосредственно с оценочными процессами мониторинга, которые включают в себя: факторы и требования по учету мониторинга, требования со стороны педагогических измерений, требования к условиям модернизации, требования к качеству инструментария.

    Рассмотрим модель внутреннего мониторинга и оценки качества учебных процессов. Модель внутреннего мониторинга и оценки качества учебных процессов должна состоять из систем критериев:

качество результатов обучения;

стратегия управления образовательной программой; структура образовательной программы;

учебно-методические комплексы;

технологии и методики образовательной деятельности; ресурсы образовательной программы;

студенческие сервисы.

   Кроме того, мониторинг учебного процесса позволит выполнить следующие действия:

оценить возможность возникновения, профилактики или урегулирования конфликтов между студентами, преподавателями, менеджерами и специалистами;

подготовить предложения для ректората, деканата по улучшению учебного процесса в вузе;

разработать  и  внедрить  социальные  технологии  по  улучшению  образовательного  процесса  в образовательных учреждениях.

     Процедура проведения внутреннего мониторинга включает в себя, общую процедуру проведения внутреннего мониторинга факторов и должна включать в себя этапы мониторинга, описание форм оценки качества высшего профессионального образования. В модели проведения мониторинга должна быть представлена общая структура измерительных средств, которые должны быть универсальными для всех направлений предметной подготовки выпускников образовательных учреждений. Общая структура измерительных средств может быть представлена в моделях обучения студентов, регламентами организации и проведения учебного процесса, которая включает следующие требования:

по общей характеристике условий реализации программ; к содержанию очных занятий;

технологиям промежуточной аттестации студентов; организации подготовки и защиты курсовых работ; итоговой государственной аттестации студентов;

отдельные регламенты организации и проведения учебного процесса.

     Состав работ и методология представляет, в рамках мониторинга учебного процесса образовательного учреждения, следующие мероприятия:

а) проектирование соответствующей методологии социально-экономического       обследования и сбора данных;

б) определение соответствующих социально-экономических индексов      (показателей) для включения в обследование;

в) определение целевых групп для включения в обследование, таких как студенты, преподаватели, менеджеры и специалисты;

г) определение степени удовлетворенности образовательным процессом в образовательном учреждении;

в) определение степени  осведомленности  студентов и преподавателей  об  изменении Федерального закона от 29. 12. 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Отбор объектов обследования и количество проводимых интервью определяет используемый следующий метод:

а) выборочный, регулярный отбор групп студентов для проведения опроса. Отбор должен проводиться на основании количества списка групп студентов на факультете;

б) интервью должны быть охвачены группы студентов;

в) обследуются журналы посещаемости студентов и ведомости;

г)  для проведения  анализа документов  и углубленных интервью с преподавателями, менеджерами и специалистами образовательного учреждения используется метод лимитированного отбора;

д)  углубленным  интервью  должны  быть  охвачены  руководители,  преподаватели  менеджеры  и специалисты;

е) группы студентов и их количество выбирается в зависимости от условий и этапов мониторинга.

    Для проведения мониторинга  требуется  ресурсное обеспечение, которое  при рассмотрении мониторинга в форме проекта на его реализацию потребует 3 месяца. На осуществление мероприятий в рамках технического задания потребуется образование команды проекта, численностью 9 человек. Организационная структура команды проекта должна создаваться индивидуально под конкретный ВУЗ. Члены команды проекта должны будут проводить следующую работу: опросы студентов (интервью) опросы преподавателей и специалистов (углубленные интервью), дискуссии с целевыми группами, семинары и подготовка материалов для студентов и специалистов для информированности.

    Финансовое и материально-техническое обеспечение потребует разработку сметы затрат на реализацию проекта. Также необходимо разработать календарный план работ и сетевую модель реализации проекта с учетом проектных рисков.

    Предполагается получить следующие результаты по блокам:

X. Информационный:

оценка качества результатов обучения;

анализ и оценка структуры образовательных программ и учебно-методических комплексов. открытость и доступность о результатах внутреннего мониторинга.

Y.   Управленческий:

создание и использование автоматизированной системы управления для информационной поддержки деятельности ВУЗа;

разработка предложений и рекомендация для повышения качества учебного процесса.

Z.      Технологический:

оценка уровня технической оснащенности.

разработка  рекомендаций по внедрению и использованию технологий и методик в образовательной деятельности;

IY. Коммуникативный:

рекомендации по смягчению последствий и профилактик конфликтов между участниками учебного процесса в образовательных учреждениях;

открытость и доступность о результатах внутреннего мониторинга.

AA.                Инновационный:

оценка инновационных технологий образования.

     Управление мониторингом предполагает, что работа должна будет проводиться командой проекта. Ответственность за конечный результат работы должна возлагаться на руководителя мониторинга, который будет подотчетен декану факультета. Данные, полученные в результате проведения мониторинга, должны будут представлены в распоряжении ректората.

     Форма оценки качества учебного процесса профессионального образования может быть представлена в виде общей структуры измерительных средств, которые являются универсальными для всех направлений предметной подготовки студентов.

    Представление результатов мониторинга и оценки качества учебного процесса в образовательных учреждениях может быть в форме отчета в табличных и графических образах.

    Полученные результаты позволят разработать новую стратегию развития ВУЗа для повышения его конкурентоспособности с учетом оптимизации деятельности внутренней среды. Рассмотренные выше положения модели для оценки качества учебного процесса ВУЗа рассмотрена как система критериев, в которой описан каждый фактор. Изучив описанные факторы, ВУЗы, могут изменить свои конкурентные стратегии, сформировать новые конкурентные преимущества и укрепиться на более выгодных конкурентных позициях.

Список литературы

1.      Богачев С. А. Внешние факторы конкурентоспособности вузов// Современная конкуренция. 2013.- № 1 (37).

2.      Материалы конференции «Система оценки качества профессионального образования». М:. МФПУ

«Синергия» - 29 ноября 2013 год.

3.      Огай О.А., Полякова Э.Н. Электронная презентация учебных  материалов по курсу «Международные проекты» в методической работе кафедры ВУЗа». - III Международная научно-практическая конференция по программе «Актуальные проблемы лингвистической подготовки в неязыковом вузе». Москва. 29-30 октября 2013 год.

4.      Огай  О. А.      Хан Л. И. О методах проведения социально-экономического мониторинга. (По проекту

«Восстановление водно-болотных угодий озера Судочье». Проект GEF). Министерство образования и науки, МЭФИ. Международная научно-практическая конференция, 2007 г.

5.      Рубин Ю.Б. Современное образование: качество, стандарты, инструменты. Маркет DS. Москва. 2009.

6.      Федеральный закон от 29. 12. 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».