Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ В.Г. БОГОРАЗ-ТАНА

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

В богатом научном наследии Владимира Германовича Богораза (псевдоним – Н.А.Тан) относящемуся к области этнографии, религиоведения, лингвистики и фольклора народов, населяющих крайний северо-восток азиатского континента (чукчи, ительмены, коряки, эскимосы) имеется ряд работ относящихся к общей теории культурологического знания. Если первые получили международное признание и определили место В.Г. Богораза как классика современной этнографии, то последние, теоретические, вызвав к себе в момент их появления острый, но кратковременный интерес, выпали из истории отечественной культурологии. Такая асимметрия в восприятии и оценке научного наследия ученого не случайна. Его исследования языка, быта, мифологии и верований этносов основывались на богатой эмпирической базе, носили фактографический, описательный и объяснительный характер, что соответствовало общепризнанным методам полевых этнографических работ, то его попытки создать общую теорию культуры и культурных процессов относились к совершенно иной научной традиции, насыщенной абстрактными теоретическими схемами и не были связанны с его научным опытом.

Он родился в Таганроге в 1865 г. в еврейской семье. Данное при рождении имя Натан стало основой для псевдонима Н.А. Тан, а в 1885 г. он крестился, приняв имя Владимир и отчество по крестному  отцу — Германович. Еще в гимназические годы он приобщился к революционно-террористическим идеям, став впоследствии одним из участников «Народной Воли». Революционная деятельность помешала ему окончить Петербургский университет.

Решающим моментом в судьбе В.Г. Богораза были арест (1886) и ссылка в Сибирь (Среднеколымск, 1889). Одним из спасительных средств выживания в ссылке стала для него наука. Этнография, география, биология, изучение прошлого и настоящего обширнейших полудиких пространств Сибири и Дальнего Востока во многом обязаны исследователям, выросшим из ссыльной среды. С начала 90-х годов появляются первые результаты фольклорных изысканий Богораза в изданиях Академии наук и столичных «толстых журналах». Там же он публикует свои очерки и рассказы о племенном быте народов Чукотки, Корякии, Колымского края. Важным этапом в становлении В.Г. Богораза как ученого стало участие в Якутской этнографической экспедиции, организованной на средства крупного сибирского промышленника И.М. Сибирякова. Именно участие в ней убедило его, что основой всякого полевого этнографического исследования является знание языков и наречий местного населения.  Любое посредничество не  только помеха, но совершенно несовместимо с успешными работами. Наиболее полным и совершенным выразителем и носителем культуры всякого народа является его язык. Те истины, которые изначально были атрибутами самого элементарного профессионализма, В.Г. Богоразу приходилось открывать самому и на собственной практике. Всю жизнь он был приверженцем изучения этнографии народов в условиях  непосредственного включения в жизненную среду, а не путем  стороннего наблюдения и работы с музейными коллекциями. Собирательству артефактов материальной культуры он придавал важное значение и собранные им коллекции являются важнейшими и уникальными памятниками быстроисчезающего быта коренных народов Сибири и Дальнего Востока (они хранятся в Америке и ряде музеев России). Дальнейшее становление Богораза как ученого этнографа связано с его работой под руководством знаменитого этнолога и антрополога Ф. Боаса в Северотихоокеанской экспедиции, организованной американским Институтом естественной истории. Она охватывала и российские земли, примыкающие к Тихому океану. Одной из ее целей было изучение возможных миграционных процессов между Азией и Северной Америкой и поиски истоков коренной североамериканской культуры в ее сопоставлении с аналогичными культурами Северной Азии.

В результате был составлен ряд фундаментальных исследований по материальной культуре, социальной организации, фольклору и религии чукчей, вышедших в Америке в 1904—1909 гг. В 30-е годы был осуществлен их перевод на русский язык, а в 1975г. В Нью-Йорке вышло переиздание отчѐтов экспедиции. Позднее за рубежом были изданы и материалы, посвященные культуре коряков, сравнительному изучению культур чукчей и эскимосов и др. В 20—30-е гг. Богораз участвовал в международных этнографических и антропологических конгрессах. Его научные достижения принесли ему широкую международную известность и он пользовался почти непререкаемым научным авторитетом в России и СССР.

Особое место в обширном научном наследии В.Г. Богораза занимают немногочисленные, но важные работы, содержащие его общую культурологическую концепцию. Ее полное изложение представлено в монографии «Распространение культуры на Земле», изданной в 1928. До этого она излагалась в небольшом популярном очерке под этим же названием, опубликованном в журнале «Вестник знания» в 1925г. и в ряде публичных докладов, а также университетском курсе лекция. Концепция вызвала острую дискуссию, соединявшую научную критику с идеологической оценкой позиции ее автора. Возможно, что спустя пару лет именно под ее воздействием он отказался от своих основных положений, в том числе и от идеи создания особой науки этногеографии, призванной разработать теорию распространения культуры и ее динамики под воздействием этногеографических факторов.

Если говорить о типе научного познания, свойственном образованным людям конца IXX-начала XX вв. То сама эпоха представлялась ее современникам, по выражению немецкого промышленника и изобретателя Тиссена, «веком естествознания», веком господства научного «позитивного мировоззрения», в котором эмпирические науки и несомое ими знание представлялись конечной инстанцией истины. Под воздействием позитивизма О.Конта, Дж.Ст.Милля, Г.Спенсера ученые представлялись истинными лидерами человечества, обеспечивая своей деятельностью развитие познания и научный прогресс. Возникли новые науки о наиболее сложных явлениях природы и жизни человека: биология, социология, которые подчинялись общим принципам научного познания и, казалось, несли скорую разгадку тайны жизни и социальной организации людей. Методы последних казались столь универсальными, что даже философов приводили к убеждению, что, как выразился один из них — Франц Брентано в 70-е гг. наука не нуждается ни в каких руководствах и обоснованиях: «наука сама себе философия». И, однако ж, философия существовала, и самой распространенной в мире европейских интеллектуалов была «позитивная философия», более известная как позитивизм.

Еще одной характерной особенностью научной идеологии было убеждение, что самые сложные явления покоятся на наиболее простых отношениях и связях как своем фундаменте, поэтому задача ученого разложить сложные явления на более простые, нисходя до элементарных.

В.Г. Богораз высказывал утверждение о необходимости новой науки о культуре, ее функционировании и механизмах распространения. Он не идет, казалось бы, естественным путем, чтобы назвать общую науку о культуре культурологией, а вводит понятие этногеографии. Термин «культурология» отсутствует не только в теории В.Г. Богораза, но и во всей науке первой половины XX в. К этому времени материал, относимый ныне к общей теории культуры, оказался распределенным между различными гуманитарно-социальными науками, что нашло отражение и в позиции Богораза. Создавая междисциплинарную науку, в данном случае соединяющую этнографический подход к культуре и географическую точку зрения на нее, он невольно идет уже проторенным и в известном смысле методологически необходимым путем. К началу XXв. росло убеждение о необходимости общих подходов, преодолевающих разобщенность наук. Все большее значение приобретают междисциплинарные методологии и возникают науки, сочетающие различные подходы к своему предмету: биофизика, биохимия, геофизика, и т.д. Подобные научные синтезы были присущи и гуманитарным наукам, в том числе близким В.Г. Богоразу лингвистике, географии, антропологии. Пример, из которого он исходит — антропогеография Ф. Ратцеля. Но здесь его не устраивает то, что Ратцель остается в пределах естествознания, понимая человека не социально, не культурно, а в родовом смысле исключительно биологически, чтобы понять культурные процесса как с точки зрения развития культуры, так и их глобального распространения необходим был синтез иных наук. Таковыми для него являлись этнография и география. Оставляя неизменной в качестве базовой естественнонаучной основы нового учения географию, он привлекает к синтезу этногеографию, понимая ее как науку о культуре.

Одним из важных новационных подходов в учении В.Г. Богораза стала идея культурных кругов - «культ- круги». Впрочем, здесь он не был новатором. У него были зарубежные предшественники и, отчасти, отечественные. Более всего идеей культурных кругов занимались Ф. Ратцель и Л.Фробениус, который использовал эту идею в технике картографирования распространения культур на Земном шаре. Несмотря на теоретико-методологические недостатки учения о культурных кругах, его концептуальную непроработанность, определенную произвольность в выборе культурных зон и истолковании культурной истории, В.Г. Богораз смог отметить тенденцию ассимиляции и объединения различных культурных кругов на основе смешения рас и народов. В итоге формируется мировое культурное объединение — планетарная культура. В этом он оказался предтечей современных глобализационных теорий.

 

Список литературы

1.     Богораз -Тан В.Г. Распространение культуры на Земле (культ-круги Евразии в этногеографическом освещении) // Вестник знания. – 1925.- №13. - С.877-886

2.     Богораз-Тан В.Г. Распространение культуры на Земле. – М., 1928

3.     Bogoraz W.G. The Chukchee. – New-York, 1975