Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

Авторы:
Город:
Сергиев-Посад
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

Современные процессы глобализации и американизации угрожают этническим культурам. Пропаганда западного образа жизни посредством кино, моды, социальных сетей приводит к нивелированию традиций этнических культур, навязыванию всему миру принципа культурной относительности и толерантности. В этой ситуации американский культуролог У. Ганнерсон [2] в теории «глобальной  ойкумены», культурного пространства, где интенсивен обмен культурными традициями, выделяет несколько сценариев развития национальных культур: -«глобальная гомогенизация», культурная ассимиляция, постепенное исчезновение национальных культур под влиянием западной пропаганды и информационного давления. В этом сценарии в процессе пропаганды культурных стандартов и традиций западной культуры национальные становятся их «слепками»; - «сценарий созревания» предполагает переосмысление традиций западной культуры на национальной почве. В результате образуется синтетический сплав внешних заимствований и национальной специфики.

В отмеченной ситуации каждая культура как совокупность определенных традиций стоит перед риском глобальной ассимиляция. Выбор пути, по которому будет развиваться культура, зависит от ее носителей, в том и числе и от молодежи, студенчества, как наиболее активной и культурно образованной группы молодежи, основы будущей технической и гуманитарной интеллигенции.

Теория защитных механизмов этнокультур в условиях глобализации была разработана С.В. Лурье [1]. В качестве защитного механизма выступает сама этническая культура как образ мира, призма, через которую носитель культуры смотрит на мир. Основой этой картины мира выступают этнические константы, составляющие центральную зону культуры и лежащие в бессознательном слое психики каждого из членов этноса. Для русской этнокультуры такими константами выступает семья, любовь, мораль. Не случайно Н.С. Трубецкой в своей работе, посвященной русской народной сказке, говорит о таких свойствах национального мышления, как иррациональность, духовность, символичность. Чуждые культурные традиции, с которыми происходит взаимодействие в процессе глобализации, соотносятся с этническими константами и либо блокируются центральной зоной культуры, либо адаптируются к культурным традициям и национальному мировосприятию этноса.

Эмпирически зафиксировать, как представители современной молодежи воспринимают этнические константы позволяет метод интерпритации. Он предполагает, что участники исследования в процессе интервью, анкетирования отвечают на вопросы: «Что такое добро?», «Что такое зло»? «Что такое справедливость?», «Что такое несправедливость?», «Что такое любовь?». В дальнейшем результаты обрабатываются методом частотного анализа текста и дают статистические данные о наиболее распространенных дефинициях. В ходе опросов российского студенчества [2], проведенного автором в 2006-2014 году (n=3500 человек) в Москве и Подмосковье, Твери, Туле, Белгороде были выявлены следующие наиболее частотные позиции. На вопрос, «Что такое любовь?» в 2014 году 37% участников опроса, проведенного в Москве, ответили, что это «взаимопонимание», 24%- честность, 18%- уважение, 15%- гармония, радость. Таким образом, восприятие любви как важной для молодежи ценности и символа имеет духовный характер, на первый план выходят  морально-нравственные характеристики взаимоотношений между людьми. Показательно, что практически не проявились стандарты европо-американской культуры, воспринимающей любовь как страсть, сильное чувство, сексуальное удовлетворение. Любовь является доминирующим ответом респондентов на вопрос «Что такое счастье?» (48%), 44% отметили, что счастье- это семья, по 30% получили материальное благополучие и здоровье. Показательно, что при ответе на вопрос о счастье проявилась ориентация на материальное благополучие. Во многом это связано с пропагандой стандартов общества массового потребления. В условиях глобализации студенчество не способно игнорировать влияние других культурных традиций, которые пропагандируются через кино, телевидение, социальные сети, СМИ, рекламу. Столь мощный поток информационного идеологического воздействия неизбежно приводит к корректировке системы ценностей, а также их интерпретацию. Однако в данном выборе важно, что полюс культурных традиций, связанных с духовным, морально-нравственным восприятием любви как этносимвола сохраняется.

Другим важным символом русской культуры выступает семья, которая трактуется в традиции как духовное единство людей. При этом при выделении группы важны не социальные, а духовно-нравственные связи между людьми. Отмеченное восприятие семьи как микроколлектива духовно близких людей проявляется при ответе на вопрос «Что такое несчастье?». 60% респондентов отметили, что это болезнь близкого человека, 48%- потеря близкого человека, 39% - одиночество. В данной иерархии доминируют  микрогрупповые ценности, стремление создать микроколлектив, включив в него близких людей, любимых. В данной интерпретации преобладает духовное восприятие понятие близости и рассмотрение сквозь призму круга близких людей всего мира.

Результаты проведенного исследования российского студенчества свидетельствуют, что в настоящее время русская этнокультура развивается по пути креолизации, успешно адаптирует традиции и реалии западной культуры к особенностям национального мышления. При интерпретации ценностей был отмечен свойственный культурной традиции духовный характер восприятия любви, семьи, окружающего мира. При этом ценности западной культуры присутствуют в перечне доминант при интерпретации счастья, однако уступают традиционной ценности любви в морально-нравственной интерпретации.

 

Список литературы

1.     Афанасьев В.В., Волосков, И.В. Социальная антропология.-М.: Инженер, 2011.-300с.

2.     Волосков, И.В. Социальные технологии формирования системы традиционных ценностей российского студенчества.- Saarbrucken: Lambert Academical Publisching, 2015.-300c.

3.     Hanners, Ulf Scenarios for peripheral cultures.-State University of New York,1989.- 50c.