Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЕ ИМИДЖА МУЗЕЯ

Авторы:
Город:
Барнаул
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

Вопросы изменения деятельности музеев являются постоянным объектом анализа экспертов в области музеологии. Сопоставление их мнений осуществляется на международных и всероссийских конференциях, научных дискуссиях, круглых столах.

В октябре 2014г. в городе Екатеринбурге состоялся международный научно-практический семинар «Исследование музейной аудитории как основополагающий фактор взаимодействия музея и социума», на котором основная дискуссия развернулась вокруг проблем определения ведущих тенденций в изучении музейной аудитории; выявления факторов увеличения посещаемости, их месте и роли в выстраивании новых взаимоотношений музея и музейной аудитории.

29 апреля 2015 года в г. Бийске Алтайского края состоялось одно из ключевых мероприятий деловой программы Международного туристического форума «VISIT ALTAI» - II Съезд экскурсоводов Сибири. Цель данного мероприятия - организация единой площадки для встречи и диалога между представителями туристического бизнеса, занимающимися развитием культурно-познавательного туризма России, представителями профильных учебных заведений и научного сообщества, представителями объектов историко- культурного наследия, экскурсоводами и гидами, работающими в Сибирском регионе.

В процессе обсуждения было выявлено, что проведение современных исследований музейной аудитории дает возможность изучить как особенности внутримузейной коммуникации, так и внешней коммуникации музея и местного сообщества. Эти данные имеют принципиальное значение при разработке комплексных региональных программ, в которых имидж музея становится средством  продвижения региона и играет важную роль при формировании туристической привлекательности территории в целом. Известно, что значительную  роль в менеджменте турпродукта играют имиджевые технологии.

Имидж главных хранителей социальной памяти – музеев: государственных, муниципальных, отраслевых и частных, к сожалению, до настоящего времени не был сферой интересов ученых Алтайского края. Тем не менее, музеи играют весьма значимую роль в формировании образа региона. Исследуя тему имиджа государственных музеев Алтайского края, аспиранты кафедры историко-культурного наследия и туризма Алтайского государственного педагогического университета провели социологический опрос посетителей Алтайского государственного краеведческого музея в ноябре 2014 года.

Для раскрытия темы данной статьи необходимо определить значение термина «Имидж». Толковый словарь дает следующее определение «Имидж (от англ. image - «образ», «изображение», «отражение») - искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается пиаром, пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определѐнного отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые».

Итак, имидж музея можно рассматривать как заявленную социально-культурную позицию, основанную на собирании, изучении, хранении и экспонировании предметов-памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, т.е. такую, которую данное учреждение спланировало и намеревается продвигать/продвигает в целевые группы с целью формирования их определенного (позитивного) отношения к этому учреждению.

Таким имидж представляется при поверхностном рассмотрении. Как считает Попова Л.Л. – автор учебных пособий по современным технологиям общения, более глубокая концептуальная характеристика имиджа содержит ряд уточнений, одним из которых является впечатление, создаваемое на некотором уровне абстракции. [4, с 111].

Выделим основные три уровня абстракции, которые отражают степень полноты впечатления: а) - имидж как сложная структурированная сеть представлений (высокий уровень полноты впечатления); б) - имидж как оценочная установка (средний уровень); в) - имидж как общее впечатление  (низкий уровень). Именно эти позиции являются наиболее существенными для нашего исследования.

Итак, имидж вбирает в себя сеть оценок и впечатлений как обобщенных, так и детальных. Следовательно, сформированный имидж превращается во внутриличностный источник информации в той мере, в какой сохраняется в памяти воспринимающего лица. Формирование впечатлений - возобновляющийся и непрерывный процесс.

Нам видится, что исследование темы имиджа музея в представлениях музейной аудитории, следует рассматривать как впечатление, создаваемое на некотором уровне абстракции (одна из концептуальных характеристик имиджа).

Социологические исследования музейной аудитории, проведенные автором, позволяют выявить, как минимум, два из трех уровней абстракции, которые отражают степень полноты впечатления: 1. имидж как оценочная установка (средний уровень), 2. - как общее впечатление (низкий уровень). 3. Имидж как сложная структурированная сеть представлений (высокий уровень полноты впечатления) - затруднен в данных условиях эксперимента. Считаем нужным отметить, что исследование имиджа учреждения проводилось по следующим элементам имиджа компании, предложенным американской исследовательницей Барбарой Джи: фундамент имиджа компании (корпоративная миссия); внешний имидж компании (качество предоставляемых услуг, отношение персонала к служебным обязанностям); неосязаемый имидж компании (корпоративный дух, мотивированность персонала) [1].

Сбор, анализ и интерпретация результатов социологического исследования музейной аудитории не имеет своей специфики и осуществляется в соответствии с правилами и требованиями анализа результатов любого другого социологического исследования. Опрос как метод сбора информации пользуется наибольшей популярностью и дает возможность делать достаточно обоснованные выводы о тенденциях развития тех или иных социальных явлений в крупных социальных общностях — во всяком случае, на изучаемом объекте в целом.[2]

Исследование музейной аудитории Алтайского государственного краеведческого музея проводилось методом опроса. В анкетировании приняли участие 170 человек: 12 респондентов в возрасте 25-50 лет; 57 – студенты до 25 лет; 81 ребенок от 7 до 10 лет; 20 детей от 11до 13 лет с особенностями в развитии.

Анализ результатов анкетирования дает возможность утверждать, что существует устойчивое положительное восприятие образа музея. Рассмотрим итоги по разным возрастным категориям.

I.   Начальные классы (школьники 7-10 лет) - 81 человек. В том числе: 26 мальчиков, 37 девочек, 18 человек не указали свой пол.

Полученные ответы показали, что:

-   опрощенных девочек, (кроме одной) устраивают все пункты опроса, они гораздо охотнее идут на контакт и с большим удовольствием дают обратную связь;

-    мальчики менее эмоциональны и при заполнении анкет смогли отразить свое состояние через «призму логики», комментируя свой выбор по мере ответов на вопросы.

Таким образом, данные анкетирования и метод визуального наблюдения за детьми, углубленное рассмотрение ответов дает возможность сформулировать следующее умозаключение по элементам имиджа учреждения («Компании» в терминологии Б. Джи. В дальнейшем мы будем писать «имидж учреждения» так как речь идет о государственном музее). Исследуя низкий уровень абстракции, отражающий степень полноты общего впечатления имиджем Алтайского государственного краеведческого музея, у представителей данной возрастной группы, можно говорить о том, что «Имидж учреждения высокий» по количеству респондентов давших наивысший эмоционально-логический отзыв.

Для получения более полной картины восприятия имиджа музея перейдем к следующей возрастной категории.

II.   Студенты (возраст до 25 лет) - 57 человек. В том числе: 36 мужчин, 21 женщин. Анализ анкет показывает следующее:

1.   В первый раз в музее была половина опрошенных; во второй - шестая часть, три - пять раз посетила музей - пятая часть, шестое - десятое посещение - у десятой части; более десяти посещений совершили двадцатая доля респондентов.

2.      При ответе на вопрос: «Откуда вы узнали о музее?» более 80% анкетируемых сослались на рекомендации (коллег, друзей, родственников); только десятая часть - на СМИ, интернет; по одному человеку указали на осознанное посещение музея и случайное посещение («мимо проходил»).

3.     Наличие миссии данного музея увидели почти 90% интервьюируемых, из них более половины определили ее как «просветительская, познавательная».

4.    Программу музея по «5 бальной шкале» основная масса опрошенных оценила на «5». Но только десятая часть высказала некоторые замечания и рекомендации к программе.

5.     Более 70% участников опроса ответили, что экспозиция музея удачно оформлена, увлекательна и насыщена экспонатами. При этом седьмая часть респондентов проигнорировала вопрос.

6.    На вопрос: «Самые явные недостатки нашего музея?» третья часть опрошенных высказала мнение об отсутствии недостатков. Незначительная часть анкетируемых указала на необходимость ремонта, недостаток площадей, целесообразность смены экспозиций.

7.     Выделяя особенности музея, которые отличают его от других музеев города, около половины опрошенных отметили «большое количество экспонатов, содержательно, интересно», треть не смогли дать ответ.

8. Большинство принявших участие в опросе указали, что они довольны своим визитом в музей.

Контекстный анализ анкет позволяет сделать обобщенный вывод о том, что данная возрастная категория опрашиваемых воспринимает имидж музея более целостно, выделяя разные стороны его восприятия.

Таким образом, данные анкетирования и метод визуального наблюдения за студентами дали возможность выявить уровень абстракции, отражающий степень полноты впечатления, - имидж как общее впечатление (низкий уровень). Что касается восприятия Имиджа музея на этом уровне абстракции, то он - «Хороший» по количеству респондентов давших наивысший эмоционально-логический отзыв.

Ответы на вопросы позволили сформулировать определенные заключения по элементам имиджа:

-   фундамент имиджа: миссия - «высокая» степень представления о миссии музея;

-     внешний имидж: качество предоставляемых услуг (оформление экспозиции, ее увлекательность и насыщенность экспонатами; оценка программы музея; удовлетворенность своим визитом в музей, благодарность сотрудникам)   и отношение персонала к служебным обязанностям «Хороший имидж». А вот связь со СМИ -«Низкий имидж»;

-    неосязаемый имидж учреждения: видимость мотивированности персонала для посетителя - «Хороший имидж».

Рассмотрим восприятие имиджа музея следующей группой участников опроса.

III.    Возрастная категория от 25 до 50 лет - 12 человек, из них 10 женщин и 2 мужчин.  Анализ анкет показал:

1.   возраст респондентов: до 30 лет - 33%; до 40 лет - 25%; до 50 лет - 42%;

2.    в первый раз посетила музей - шестая часть опрошенных; второй – двенадцатая, почти половина респондентов были в музее три – пять раз; шесть – десять раз ходила в музей шестая часть; более двадцати раз двенадцатая часть;

3.    половина ответивших узнали о музее из рекомендаций; еще половина указали на СМИ, интернет; шестая часть интервьюируемых дали ответ «знаю с детства». Столько же не ответили. Несколько участников дали два – три ответа в данном вопросе;

4.    наличие  миссии данного музея отметили 90% анкетируемых, половина из них определили ее как просветительскую;

5.   программу музея по «5 бальной шкале» больше половины респондентов оценили на «5», четверть дали оценку «4»;

6.   хорошую оценку за оформление, увлекательность и насыщенность экспонатами экспозиции музея дали почти 80% участвующих в опросе;

7.   по поводу недостатков музея треть опрошенных указала на необходимость ремонта, десятая часть на обновление и смену экспозиций, на большее информирование в СМИ;

8.   при ответе на вопрос об отличительных особенностях музея, четверть респондентов отметила теплоту встречи, доброжелательность, уют; десятая часть - низкую цену билета;

9. практически все посетители довольны своим визитом в музей.

Анализ полученных ответов дал возможность высказать суждение о том, что:

- опрашиваемые данной возрастной категории более целостно воспринимают музейную организацию, обращая внимание не только на качество предоставляемых услуг, но и на внешний вид здания, экспозиций, на наличие связи с общественностью через СМИ, финансовые составляющие, неосязаемый имидж организации;

-   у данной группы респондентов увеличивается процент неоднократных посещений музея;

-   для интервьюируемых является значимым освещение работы музея в СМИ.

Таким образом, данные анкетирования и метод визуального наблюдения за опрашиваемыми позволяют выявить уровень абстракции, который отражает степень полноты впечатления, - имидж как общее впечатление (низкий уровень). По низкому уровню абстракции, имидж исследуемого музея «хороший» по количеству респондентов давших наивысший эмоционально-логический отзыв.

Элементы имиджа в данной возрастной категории представлены таким образом:

-   фундамент имиджа музея (миссия) - «высокая» степень представления;

-   внешний имидж учреждения: качество предоставляемых услуг - «хороший»; связь со СМИ - «средний» по количеству респондентов, давших наивысший эмоционально-логический отклик;

-   неосязаемый имидж учреждения (видимость мотивированности персонала для посетителя) – «хороший». Последняя категория респондентов показывает следующее восприятие имиджа музея.

IV.   Дети с особенностями в развитии в возрасте 11-13 лет. В анкетировании принимали участие 20 человек, том числе: мальчики - 11 человек, девочки - 9 человек.

Ответы, полученные в результате опроса, помогли сделать нижеследующие выводы:

1. дети воспринимают посещение музея на высоких положительных эмоциях;

2.       визуальное  наблюдение  за  детьми  в  процессе  заполнения  анкет,  позволяет  предположить «недопонимание задания» одним из детей, что и привело к небольшому отклонению от 100% удовлетворенности детьми.

Таким образом, опираясь на данные анкетирования и метод визуального наблюдения за детьми, возможно умозаключение по низкому уровню абстракции, отражающему степень полноты общего впечатления имиджем Алтайского государственного краеведческого музея   - «Имидж высокий». Более подробная детализация затруднена в силу особенностей опрашиваемых.

Мы согласны с мнением социологов о том, что единых правил интерпретации результатов социологического исследования не существует. В каждом конкретном случае она связывается с объективными и субъективными факторами, действующими в обследованной группе населения или регионе, опирается не только на полученные данные, но и на статистический материал, результаты других опросов. Социологические данные превращаются в показатель только в том случае, если исследователь вносит в них содержательный смысл — соотносит их с изучаемой проблемой, наиболее важными сторонами объекта и предмета исследования [2].

Таким образом, анализируя полученные результаты по разным возрастным категориям музейной аудитории, можно сделать обоснованный вывод по низкому уровню абстракции, отражающему степень полноты общего впечатления имиджем Алтайского государственного краеведческого музея: возрастная категория 7-10 лет - «ВЫСОКИЙ Имидж музея» и возрастная категория от 16 лет и старше - «ХОРОШИЙ Имидж музея»  по количеству респондентов давших, наивысший эмоционально-логический отклик.

Иначе говоря, общее впечатление от Алтайского государственного краеведческого музея у всех посетителей положительное, но у детей оно гораздо выше, чем у взрослых. На наш взгляд, именно это обстоятельство должно мотивировать разработчиков региональных программ развития культурных аспектов территории к необходимости всестороннего исследования имиджа музейной организации и определения путей совершенствования привлекательности музея как объекта культуры и туризма.

 

Список литературы

1.     Имидж фирмы : Планирование, формирование, продвижение / Бобби Джи ; Пер.с англ. А. Вихрова. – СПб.: Питер, 2000. – 220 с. : ил. – (Теория и практика менеджмента).

2.     Исследование музейной аудитории: Методическое пособие / М. Е. Каулен, И. В. Чувилова, О. Е. Ефанова. - М.: Издательство «Проспект», 2013. - 88с.

3.     Перелыгина Е. Б. Психология имиджа: Учебное пособие/Е. Б. Перелыгина. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 223 с.

4.     Попова Л.Л Современные технологии общения: учебное пособие (электронный ресурс) / Л.Л. Попова - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 108 с. и др.