19 марта 2016г.
В процессе обучения студентов-магистрантов дизайн-проектированию в вузе педагог сталкивается с проблемой развития объёмно-пространственного мышления. Оно является отправной точкой на пути к успешному освоению данной науки.
В психологии пространственное мышление рассматривается как специфический вид мыслительной деятельности, который протекает в образной форме, в отличие от теоретического, представляющего цепь логических рассуждений. Развитие объемно-пространственного мышления начинается с развития пространственных представлений, которые формируются чувственным познанием окружающего. Особенность чувственного образа — это связь с внешним пространством.
Человек с детских лет растет и развивается в предметной среде, и привычное представление об окружающих его вещах складывается из восприятия объемных форм. Логика развития процесса восприятия такова, что все последующие характеристики предмета (поверхность, контур, линия, масса, пропорции, соотношения и т.д.) возникают в процессе обучения, с возникновением аналитического мышления.
Педагогом-архитектором Н. Ладовским и его соратниками В. Кринским и Н. Докучаевым поднимались проблемы пространства и психологии восприятия, взаимодействия формы и внутреннего пространства, велись поиски в художественных закономерностях формообразования. Большое внимание уделялось экспериментам с простыми геометрическими фигурами: шаром, цилиндром, конусом, пирамидой, параллелепипедом. Со студентами изучались основные понятия: форма, пространство, ритм, метр, симметрия, асимметрия, масштаб, масштабность, масса, массивность, пропорция. Выявлялись качественные характеристики композиции: динамика, статичность, напряженность, равновесие, устойчивость.
Задача развития объёмно-пространственного мышления стоит и перед современными педагогами. Огромное значение данному процессу придаётся при обучении студентов-магистрантов направления «Дизайн». Очень важно научить их мыслить абстрактно. Для этого на базе Смоленского государственного университета в рамках дисциплины «Проектирование» магистрантам даётся краткосрочное задание на создание ассамбляжа.
Ассамбляж (фр. assemblage — соединение, сборка, монтаж) — вид произведения современного искусства, или артефакт, представляющий собой трехмерную композицию, составленную из каких-либо предметов утилитарного назначения или их деталей и обломков или специально созданных объектов. Термин был введен в 1953г. Жаном Дюбюффе для обозначения своей серии литографий, созданных на основе коллажей из бумаги. В 1954г. он перенес это обозначение на трехмерные камерные объекты, создаваемые из папье-маше, кусочков дерева и других материалов и обломков от каких-то предметов. Он полагал, что термин «коллаж» следует сохранить за работами Брака и Пикассо, созданными в период синтетического кубизма. В 1961г. в нью-йоркском Музее современного искусства состоялась выставка «Искусство ассамбляжа», включавшая в свой состав коллажи и ассамбляжи поздних кубистов, дадаистов, футуристов, сюрреалистов, реди-мейд Дюшана, произведения де Кунинга, Раушенберга, Тенгели, Станкевича, Кинхольца, спрессованные автомобили Цезаря Бальдаччини и т.п. артефакты, во многом далеко выходящие за рамки ассамбляжей.
Создание подобных объёмных композиций очень важно. Далее приводится описание задания. Методические цели:
- развитие пространственного мышления,
- приобретение навыков создания объёмно-пространственных композиций. Учебные задачи:
- логическое выделение существенных свойств и признаков из содержательного объёма общих понятий, их перевода на язык формальной композиции с последующим визуальным выражением с помощью художественно- композиционных средств;
- создание объёмно-пространственной композиции на заданную тему с соблюдением определённых условий (могут задаваться дополнительно);
- придумывание для композиции ёмкого и образного названия.
Содержание работы:
необходимо создать трёхмерное композиционное произведение, представляющее собой формально- образное выражение наиболее существенных свойств и признаков заданного понятия, используя различные предметы и материалы.
Ниже приведены примеры студенческих работ, созданных на базе Смоленского государственного университета.
Студентам предлагалось создать объёмно-пространственную композицию на тему «Искусство», используя разнообразные предметы, материалы и техники, выразив своё отношение к данному явлению. Единственным условием являлось наличие в произведении читаемого слова «ART».
Как показывает практика, студенты
осознают огромную степень
важности этих заданий
и берутся за их исполнение с большим
энтузиазмом. В свою очередь задача
педагога состоит в том, чтобы раскрепостить будущих дизайнеров, «позволить им больше», чем при исполнении долгосрочной учебной
работы, направить
их творческий потенциал на усиленный мозговой штурм, на генерацию ярких идей и на смелое, выразительное художественное воплощение задуманного, побудить к гипертрофированности действий.
И только при реализации этих моментов можно получить интересные работы,
и научить будущих
специалистов в области дизайна
молниеносно реагировать на сложившуюся ситуацию
и профессионально решать
поставленные творческие задачи.
Список литературы
1.
Курьерова Г.Г. Феномен дизайн-образования в Италии //Подготовка дизайнеров за рубежом.
М., 2005.
2. Мамаева А.Д. Дизайн-образрвание: через прагматику к мечте. // А.Д. Мамаева. Материалы
студенческой научной
конференции "Актуальные проблемы архитектуры и дизайна-2009". Архитектон: известия вузов.№26 (Приложение). 2009.
3. Фильчакова Ю.А. Воспитание искусством (Развитие проектной
культуры у подростков) // Внешкольник. – 2007.
4.
Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум.-Мн.: Харвест, 1999.
5.
Шадриков В.Д. Новая
модель
специалиста:
инновационная
подготовка
и
компетентностный
подход. //Высшее образование сегодня,
2011.
6.
http://www.layoutstroy.ru/3.html (Проектирование
и дизайн)