Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СФЕРЕ ОМС

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 января 2016г.

Согласно статье 40 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской
Федерации»[1] экспертом качества медицинской помощи является врач - специалист, имеющий высшее
образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста, стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования.
Только небольшая часть из общего числа экспертов качества медицинской помощи являются штатными сотрудниками страховых медицинских организаций и территориальных фондов ОМС, а основное число – это врачи-практики, работающие в медицинских организациях. С учетом приведенной выше нормы закона все врачи, являющиеся экспертами в сфере ОМС, обязаны проходить тематическое усовершенствования по программе, рекомендованной Федеральным фондом ОМС.
Вместе с тем, дополнительное обучение экспертов качества медицинской помощи, являющихся специалистами практического звена, сопряжено, как правило, с необходимостью отрыва от производства, дополнительными затратами времени и финансовых средств, что не всегда согласуется с возможностями медицинской организации.
В этих условиях выходом является использование дистанционного электронного обучения, которое не только не менее, но более эффективно, как показывает уже довольно большой многолетний зарубежный и пока небольшой отечественный опыт, в несколько раз менее затратно, позволяет получать и обновлять знания непрерывно, а не дискретно, и, что самое важное, без отрыва специалистов от основной работы, в удобное время и в комфортных условиях с использованием любого оборудования (РС, ноутбука, планшета и даже смартфона).
Правовые основы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий регламентированы Федеральным законом об образовании в Российской Федерации [2].
Согласно вышеназванному закону, под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
В развитие норм Федерального закона приказом Минобрнауки России утвержден порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [3].При этом следует отметить, что Минобрнауки России также утвержден перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, согласно которому в сфере здравоохранения и медицинской науки установлены отдельные ограничения [4].
Достаточно часто возникает вопрос – в каком объеме могут использоваться дистанционные технологии в образовательном процессе и насколько оправданным является замена традиционной формы обучения новым подходом? Разъяснения по первой части вопроса содержатся в методических рекомендациях Минобрнауки России по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ [5]. Согласно данному документу, при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации могут быть применены следующие модели:
- полностью дистанционное обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) обучаемого (слушателя);
- частичное использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих организовать дистанционное обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) обучаемого (слушателя).
Полностью дистанционное обучение подразумевает использование такого режима обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с использованием специализированной дистанционной оболочки (платформы), функциональность которой обеспечивается организацией. Все коммуникации с педагогическим работником осуществляются посредством указанной оболочки (платформы). Модель, при которой происходит частичное использование дистанционных образовательных технологий, реализует образовательную программу, при которой очные занятия чередуется с дистанционными.
В методических рекомендациях Минобрнауки России отмечается, что в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Позиция Минобрнауки России о возможности применения дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ также отражена в письме об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО [6].
Следовательно, можно сделать вывод о том, что при соблюдении всех требований нормативных правовых актов и методических документов, дистанционная форма подготовки экспертов качества медицинской помощи в сфере ОМС может быть не только эффективным дополнением, но и в равнозначной заменой традиционной форме обучения. Вместе с тем, использование дистанционной технологии в образовательном процессе несет в себе неоспоримые преимущества. С позиции слушателя можно выделить следующие приоритеты:
- получение дополнительного образования без отрыва от производственного процесса, в удобное (свободное) время;
- возможность прохождения обучения по нескольким образовательным программам одновременно;
- исключение транспортных и иных сопутствующих расходов;
- использование привычного и удобного электронного устройства (в том числе портативные);
- приоритетный выбор образовательного контента;
- возможность скачивания образовательного контента и методической литературы;
- интерактивное взаимодействие с тьютором и другими слушателями.
Таким образом, дистанционная форма образования позволяет обучать медицинских работников по широкому спектру учебных программ, повышать квалификацию не только в рамках своей прямой деятельности, но и в качестве экспертов качества медицинской помощи страховых медицинских организаций и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, что имеет немаловажное значение с позиции повышения доступности и качества медицинской помощи, защиты прав и законных интересов пациентов, информирования застрахованных лиц.
Преимущество данных форм образовательного процесса состоит в том, что они позволяют обеспечивать образовательный континуум, экономить финансовые средства, максимально эффективно и рационально использовать кадровые ресурсы здравоохранения.

Список литературы

1. Методические рекомендации по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ: [письмо Минобрнауки России № 06-381 от 10.04.2014] – 2014.
3. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: [федер. закон № 326-ФЗ от 29.11.2010: принят Гос.Думой 19 ноября 2010 г.]. – 2010.
4. Об образовании в Российской Федерации: [федер. закон № 273-ФЗ от 29.12.2012: принят Гос.Думой 21 декабря 2012 г.] – 20121.
5. Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ: [приказ Минобрнауки России № 2 от 09.01.2014] – 2014.
6. Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: [приказ Минобрнауки России № 22 от 20.01.2014] – 2014.
7. Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО: [письмо Минобрнауки России № АК-1261/06 от 07.05.2014] – 2014.