Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТРАНСЛЯЦИОННАЯ МЕДИЦИНА И СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

Постановка проблемы фундаментального медицинского образования подразумевает под собой поиск конкретных путей внедрения принципов международной (в том числе, европейской) образовательной практики в образовательные стандарты российских медицинских ВУЗов. Для модернизации и интеграции общеизвестных стандартов необходимо объединение естественных (фундаментальных) и медицинских (специальных) наук, которая может стать концептуальной основой университетского образования. В силу новизны данного направления, стоит не только совершенствовать, но и в отдельных случаях радикально менять систему подготовки медицинских кадров, не только повышая их квалификацию и расширяя технологический спектр предоставляемых населению услуг, но и разрабатывая принципиально новые (многоуровневые и многоступенчатые) подходы к формированию академических школ новых поколений.
Характерная для сегодняшней России и изжившая себя структура медицинской науки существенно тормозит развитие наукоемких медицинских технологий, а система подготовки медицинских кадров сильно отстает от международных стандартов. Так, в частности, базовые кафедры ведущих мировых ВУЗов, являющиеся в США и Евросоюзе основой фундаментальной и клинической медицины, в России, наоборот, находятся вдали от магистральных путей развития медицины.
На границе 70-х годов прошлого столетия мировая аудитория становится свидетелем всплеска в сфере нано- и биотехнологий, а достижения фундаментальных наук получают такой толчок к развитию, что к 90-м уже остро ощущается необходимость систематизации накопленных знаний и разработки процедурных аспектов внедрения (трансляции) накопленных знаний в практику. Общие же тенденции развития плотно концентрируются вокруг активнообновляемой модели здравоохранения, получившей название предиктивно- превентивной и персонифицированной медицины (ПППМ).
Ключевой причиной смены не только технологии, но и самой идеологии системы здравоохранения послужило активное внедрение в практику лечащего врача достижений геномики, протеомики, метаболомики и биоинформатики, позволяющих проникать внутрь биоструктур и создавать в них условия для визуализации очагов поражения, ранее скрытых от глаз врача-клинициста.
Основами превентивной медицины являются:
1) молекулярная диагностика, в особенности определение полиморфизма по единичным нуклеотидам (ПЕН);
2) интеграция диагностики и лечения;
3) мониторинг лечения;
4) фармакогеномика - это применение геномики для разработки новых лекарств;
5) фармакогенетика;
6) фармакопротеомика - это применение протеомики при разработке новых лекарств.
Так, например, общие принципы построения и функционирования геномов изучает геномика, анализируя структуру и особенности экспрессии генофондов разных уровней сложности. А динамика изменений в таких генофондах влияет, помимо прочего, и на восприятие лекарственного средства, определяя параметры эффективности терапии, длительность действия, побочные эффекты, способствуя при определенных условиях формированию генорезистентности к лекарственным средствам, либо, наоборот, - повышенной восприимчивости к препарату (фармакогеномика).
Выявление генетических особенностей у больных позволит врачу индивидуально подбирать наиболее эффективные и безопасные ЛС из определенных групп, а также их дозу. Данный принцип лежит в основе фармакогенетического метода лечения, позволяющего не только повысить эффективность терапии и снизить частоту развития нежелательных реакций, но и сэкономить на дорогостоящих ЛС, которые при эмпирическом выборе могут оказаться неэффективными для данного пациента.
Формирование специалистов в сфере ПППМ с адекватным набором компетенций требует многостадийного, последовательного и непрерывного образования на протяжении всего периода активной трудоспособности. Специалисты должны быть экспертами не только в междисциплинарных (правовых, организационных и статистических аспектах) профессиональной деятельности, но и в фундаментальных открытиях, дающих ключ к поколениям принципиально новых технологий с одной стороны и к персонализации протоколов диагностики, превенции и профилактики, с другой. Такие исследователи-эксперты должны владеть технологиями планирования и стандартизации, а для их подготовки требуется реструктуризация программ доВУЗовской (школьной), ВУЗовской, последипломной и базовой медицинской подготовки с формированием междисциплинарных программ принципиально новых генераций, ориентированных на подготовку и переподготовку специалистов по аффилированным с ПППМ направлениям. Именно при таких конструкциях образовательных площадок в высокотехнологичных сегментах медицины может формироваться не врач из общего потока, а врач-клиницист с потенциями творца-исследователя.
Наряду с традиционным арсеналом знаний в области фундаментальной и клинической каноники, специалист БУДУЩЕГО должен иметь компетенции:
ученого- и врача-исследователя, способного привлекать специалистов, имеющих компетенции в смежных дисциплинах, что необходимо для создания персонализированных протоколов доклинической диагностики и превентивно-профилактической терапии;
технолога, способного обеспечить проведение доклинических и клинических исследований и государственные испытания, а также способного применять биомедицинские и клеточные технологии для производства продуктов и услуг персонифицированной медицины, согласно государственным стандартам.
системного аналитика, одинаково хорошо владеющего методами системного анализа от молекулярно-клеточного уровня до уровня организма.
специалиста по управлению интеллектуальной собственностью.
Для формирования специалиста, обладающего знаниями в данной области и способного выстраивать междисциплинарную систему охраны здоровья, необходимо не менее 10-12 лет общей и 4-8 лет целевой подготовки, которая должна быть введена в специальность уже на доВУЗовском (школьном) уровне, но построена на многоуровневых принципах новой генерации.
Планируемая образовательная модель должна содержать в себе:
образовательно-методическое ядро и образовательные (в том числе экспериментального характера) площадки;
ключевые платформы базовых знаний;
систему групповых и частных векторов, демонстрирующих приоритетные направления и содержательные потенциалы интенсивности и качества развития знаний.
Так, например, среди образовательных площадок в системе непрерывного профессионального образования, ориентированного на подготовку специалистов-профессионалов нового поколения в высокотехнологичных областях современного здравоохранения, ключевое место в рамках сетевого взаимодействия может занимать схема «школа-университет-инновационное предприятие». Особый интерес в этой связи представляет точка старта обучения высоким технологиям школьников (как правило, старших классов) на базе ведущих академических и отраслевых НИИ. Процедура формирования компетентного специалиста, воспитание его как творческой личности должно решаться не только на этапе послеВУЗовской производственной адаптации, но и начинаться на этапе проведения обучающих тренингов в доВУЗовского (школьного) обучения – одновременно с профильными семинарами. И, поскольку большое значение для будущего образования и профессиональной карьеры имеет учебная программа, предоставляемая в школе, необходимо объединить усилия учителей, руководства ВУЗов и политических деятелей для разработки учебных программ в школах и колледжах.
Реализация целей и задач ПППМ приведет со временем к замене существующей модели взаимоотношений
«лечащий врач-пациент» на модель «врач-консультант-здоровый человек» и обеспечит переход от системы, ориентированной на лечение заболевания, к системе охраны индивидуального здоровья с использованием программ по управлению здоровьем собственным.
В этой связи становится очевидным, что обществу необходима новая научно-практическая школа для формирования специалистов новой генерации, использующих нетрадиционные для сегодняшнего дня критерии и технологический арсенал, основанные на достижениях системной биологии и трансляционной медицины.

Список литературы

1. Андреев, В.И.Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие/ В.И. Андреев.-Казань: Центр инновационных технологий.- 2008.
2. Бекетова З.Н.Организация работы с одарѐнными детьми: проблемы, перспективы//Завуч.-2004.-№7.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. – М.: Просвещение.
4. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – М.:КНОРУС,2011
5. Техническое и профессиональное образование и обучение в ХХI веке . Рекомендации ЮНЕСКО и Международной Организации Труда 2002 г.
6. Чикина, Т. Учебно-профессиональная адаптация первокурсников/ Т. Чикина. Высшее образование в России. 2007.№12.
7. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе: учеб.пособие / И.С. Якиманская. – М.: Дом педагогики.
8. Якушкина, Л.П. Личностно-дифференцированный подход/ Л.П, Якушкина. Высшее образование в России. 2006. №12.