05 декабря 2017г.
Аннотация: в настоящей работе авторами на основании проведенны х инженерно-технических и историко-культурных исследований [1-4] раскрывается типология перекрытий конструкции «Монье».
Ключевые слова: памятники истории и культуры, инженерная реставрация, реконструкция, усиление.
Сведения об использовании сводчатых конструкций доносятся из глубины веков. В письменных источниках имеются упоминания об устройстве каменных сводов при строительстве культовых и общественных зданий в Месопотамии и древнем Египте (4 век до н.э.), а массово сохранившиеся конструкции каменных сводов представлены в архитектуре древнего Рима. На территории России сводчатые перекрытия широкое распространение получили, со второй половины X в и связано, это в первую очередь с массовым строительством культовых сооружений Православия и Мусульманства. На смену кирпичным сводам пришли новые более технологичные по своей конструкций перекрытия в обиходе называемые сводами "Монье".
Сводами «Монье» в общепринятом обиходе называют все перекрытия, представляющие собой лучковые своды относительно небольшого пролета, от 600 до 1800 мм, которые опираются на железные или стальные балки, жестко заделанные в кирпичные стены. Однако это название имеет достаточно размытые корни, которое в среде специалистов реставраторов зачастую вызывают споры следующего толка:
1. Первым примером устройства подобного перекрытия в России является Восточный и Западный павильоны здания Главного Адмиралтейства в г. Санкт-Петербург [1] (строительство с 1803 ПО 1823 гг) – для справки Жозеф Монье родился 8 ноября 1823;
2. Жозеф Монье – получил патент на армированный железобетон и т.д.
Несмотря на многочисленные попытки установить, где и когда было впервые использовано перекрытие с лучковыми сводами по стальным балкам (рис.1а, 1б и 1в), при устройстве сводчатой части которых использована кирпичная кладка, эти попытки не увенчались успехом. На основании вышеизложенного в строительной и реставрационной практике название - «свод Монье» стало нарицательным.
На начальном этапе своего становления в строительной практике своды, устроенные по типу "Монье" выполнялись из кирпича и опирались на стальные или железные рельсы (рис.1а), а заполнения пролетной части выполнилось из кирпича по кружалам. Здания, имеющие перекрытия такого типа встречаются вдоль строящихся железных дорог в период с 1840-х годов.
При этом встречаются конструкции сводов опирающихся на чугунные грибовидные рельсы (изготовленные по дюймовой системе измерений), с явно выраженн ой головкой примыкающей
к
стенке рельса, с подошвой имеющей проушины. Кроме указанной выше конструкции рельса использовались чугунные
рельсы
конструкции
П.К. Фролова, двухголовые рельсы и
широкоподошвенные рельсы. С 1870- хх появляются своды Монье, которые в качестве опорных балок имеют стальные рельсы, изготовленные по Виньолевскому типу.
Одним из
первых примеров устройства подобного перекрытия является
восточный и западный павильон здания Главного Адмиралтейства
г.Санкт-Петербург, проездная
арка,
которого устроена по типу 1а (рис 2).
Дальнейшее развитие металлообработки, в частности появление прокатных двутавров, и их использование при возведении сводов позволило увеличить пролеты. При этом необ ходимо
отметить любопытный факт, что первым официальным документом на прокатные двутавры является ОСТ 16-1926, до введения которого металлопрокат
выпускался
по
«техническим регламентам» предприятий металлообработки. Геометрические характеристики прокатных профилей разных производителей зачастую отличались, и кроме того из-за несовершенства прокатных станов изготовленные профиля имели «закомеленную» форму.
К началу нач. XX в. в общестроительную практику входят лучковые своды из бетона, бутобетона и железобетона (рис.4), опирающиеся на стальные прокатные двутавровые балки.
Появление зданий
с подобными перекрытиями не имеет явно выраженной привязки к производству и появляются как в больших губернских центрах, так и в уездных портовых городах.
Выводы:
1.
В настоящей работе
авторами раскрыты основные конструктивные особенности сводов устроенных по типу «Монье», для
разных периодов строительства.
2.
Приведены графические материалы, полученные по результатам исследований.
Список литературы
1. Отчёты по НИР № 370/14-А/СМ. Попов А.О., Матвеев И.Ю., Бирюлева Д.К. и др. Отчеты об обследовании технического состояния строительных конструкций Западного и Восточного павильона здания Главного Адмиралтейства
// – ООО ЦТСС "ЭкспертПроектСтрой". – Казань, 2014г.
2.
Отчёты по НИР № 12/86-14. Попов А.О., Матвеев И.Ю., Бирюлева Д.К. и др. Отчеты об обследовании технического состояния строительных конструкций 8го Корпуса здания Главного Адмиралтейства
// – ООО ЦТСС "ЭкспертПроектСтрой". – Казань, 2014г.
3.
Отчёты по НИР № 28-03/2016. Попов А.О., Матвеев И.Ю., Бирюлева Д.К. и др. Отчеты об обследовании технического состояния строительных конструкций здания - «Особняк братьев Невортных,
нач. ХХ в.»// – ООО ЦТСС
"ЭкспертПроектСтрой". – Казань, 2015гг.
4.
Отчёты по НИР № 28-03/2016. Попов А.О., Матвеев И.Ю., Бирюлева Д.К. и др. Отчеты об обследовании технического состояния строительных конструкций «Дом купца Маркова»//
–
ООО ЦТСС "ЭкспертПроектСтрой". – Казань, 2016г.