Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЕ «МОНТАЖ, НАЛАДКА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ» ПРИ ПОМОЩИ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ «MOODLE»

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
05 декабря 2017г.

Аннотация. В статье проводится анализ современного состояния дистанционного образования и использования данных технологий в обучении дисциплине «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования».

Ключевые слова: дистанционное образование, инновационные методы образования, Atutor, Claroline, Dokeos, LAMS, Moodle, OLAT, OpenACS., эксплуатация  электрооборудования, электрооборудование.

 

DISTANCE LEARNING ON THE SUBJECT " INSTALLATION, COMMISSIONING AND OPERATION OF ELECTRICAL EQUIPMENT" USING THE VIRTUAL LEARNING ENVIRONMENT "MOODLE"

 

Chebodae v A.V., Ignateva N.E.

 

Krasnoyarsk state agrarian University. Krasnoyarsk, Russia

 

 

 

Abstract: The article gives the analysis of the current state of distance education and the use of technology in teaching in the discipline "Installation, commissioning and operation electrical equipment ".

Keywords: distance education, innovative education methods, Atutor, Claroline, Dokeos, LAMS, Moodle, OLAT, OpenACS., maintenance and repair, electrical products.

 

К основным тенденциям развития образования в мире можно отнести несколько тенденций: 

- модернизации (с учетом национальных и региональных особенностей систем образования);

- информатизации образования;

- тенденцию инновационного образования.

Инновации в образовании проявляются, прежде всего, в существенных, качественных изменениях, которые предполагают обновление формы и содержания. Качество инновационности образова ния связано не только с дидактическим построением учебного процесса (прежде всего на исследовательской основе), но и с его социально значимыми результатами. В обществе, ориентированном на будущее, самым значимым являются знания [1].

Современный   мир   активно   развивает  технологии    различного   назначения,   в   том   числе  и информационные технологии в образовании. Данное направление играют все более существенное значение. Современный учебный процесс сложно представить без использования компьютерных технологий: учебников, задачников, тренажеров, лабораторных практикумов, справочников,  энциклопедий, тестирующих и контролирующих систем [2].

Нашей    целью     выступает    разработка   электронного   учебного    методического    комплекса   в виртуальной обучающей среде «MOODLE» Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). На примере дисциплины «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования» для обучения студентов высшего образования по направлению 35.03.06  «Агроинженерия».

В управлении информатизации и компьютерной безопасности (УИКБ) ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ создан отдел Дистанционных образовательных технологий, в задачи которого входит формирование системы обучения с применением электронного обучения (ЭО) и дистан ционных   образовательных технологий (ДОТ), их внедрение в учебный процесс для повышения качества образования и расширения спектра образовательных услуг, предоставляемых Красноярским ГАУ и его филиалами.

В начале учебного 2013 года открыт портал системы дистанционного образования (СДО) «Moodle» Красноярский ГАУ, где представлены электронные образовательные ресурсы для студентов очной и заочной форм обучения.

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования» в формате  СДО «Moodle» состоит из 7 так называемых модулей (блоков) каждый из которых разделен на темы и под темы [3]. Часть модулей предлагается студенту для изучения в строго определённой последовательности. Такой вариант использования ЭУМКД «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования» позволяет составить алгоритм изучения тем и материалов, в том виде, как это видит преподаватель. Система позволяет настроить доступ как сразу ко всем материалам курса, так и в определенной последовательности, по мере того, как преподаватель будет читать лекции студентам. Последовательное изложение материала позволяет сформировать студенту четкое представление об изучаемом предмете.

ЭУМК по дисциплине «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования» в  форма те СДО «Moodle» состоит из 8 модулей [7]:

Модуль 1: «Общие вопросы монтажа и эксплуатации электрооборудования». Модуль 2: «Правила и приемы выполнения электромонтажных работ». Модуль 3: «Электрические аппараты низкого напряжения».

Модуль 4: «Монтаж силового электрооборудования и средств автоматизации». Модуль 5: «Монтаж электрических проводок и осветительных установок» Модуль 6: «Монтаж оборудования систем электроснабжения».

Модуль 7: «Правила и методы проверки, испытаний и приемки электроустановок в эксплуатацию. Техника безопасности».

Модуль 8: «Лабораторные работы»

Лекционный материал первых семи модулей представляется обучающемуся студенту последовательно.

В дистанционной системе образования « Moodle» преподаватель может авторизоваться под своим логином и паролем, зайти в систему и перейти в режим редактирования ЭУМК, или для просмотра деятельности и хода изучения студентами  материала по дисциплине.

Система СДО «Moodle» во вкладке «Отчеты» ведет статистику посещений, так например, во вкладке «Журнал событий», отмечается активность посетителей курса, что позволяет   преподавателю отследить каждого студента – когда и во сколько заходил в систему, какое время находился в системе, что конкретно изучал и какие оценки получил в ходе выполнения тестовых заданий. Во вкладке «Отчёт о деятельности», отображается, какие разделы курса просматривались и сколько раз. Во вкладке «Участие в курсе» можно просмотреть сколько раз конкретный студент обращался к интересующему разделу. Во вкладке «Статистика» можно просмотреть наглядно, в виде графика интенсивность обращения к курсу за интересующий период.

В СДО «Moodle» заложены очень большие возможности для создания тестовых заданий. Такие задания можно сформировать различным образом. При формировании тестового задания учитываются такие параметры  как: «Синхронизация»  -  позволяет настроить доступ студенту к тесту по дате и времени; «Оценка» - позволяет настроить количество попыток, проходной балл и метод оценивания; «Расположение» - позволяет задать количество тестовых заданий ото бражаемых на одной странице и способ навигации – свободный или последовательный; «Свойства вопроса» - случайный порядок ответов или нет, а также режим поведения вопросов – когда можно настроить так, чтобы, студенты, ответив на каждый вопрос, сразу получают отзыв и, если они с первого раза ответили неверно, то сразу получают право на повторную попытку с возможность получения меньшей оценки.

В конце каждого модуля содержатся контрольные вопросы и тестовые задания для самоконтроля. Проходя данное тестирование, студент может видеть результаты своих ответов, таким образом, подготавливаясь к итоговому тестированию (на зачет или экзамен) по дисциплине.

В режиме редактирования преподаватель может изменять количество разделов (модулей), их название и содержимое (рисунок 1). В любое время может добавлять новую информацию в виде элементов курса (рисунок 2).


Для работы в системе «Moodle» Электронный университет Красноярский ГАУ, студент получает логин и пароль, которые выдаются при поступлении в ВУЗ. При первом входе в систему « Moodle» студенту необходимо авторизоваться и зайти в свой личный кабинет, в котором он может настроить свой профиль. В последующем студент может изучать открытые для него дисциплины, отображаемые в его личном кабинете.

Авторизовавшись и войдя в дистанционно образовательную систему, студент (гость) попадает в основное меню, где его вниманию представлены семь модулей для изучения материала по дисциплине «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования»

Семь модулей представляют собой лекционный материал и материал для самостоятельного обучения, в восьмом модуле представленный лабораторные работы с контрольными вопросами и тестовыми заданиями [7].

Модули, содержащие в себе лекционные материалы, разделяются на темы и под темы [7].

Для закрепления и проверки знаний изученного теоретического материала, студенту предлагается выполнить ряд  лабораторных работ, представленных в восьмом модуле. В лабораторных работах представлены схемы лабораторных стендов и установок, описания, принцип работы и схемы подключения измерительных приборов к электроустановкам и электрооборудованию, как лабораторному, так и оборудования сельскохозяйственного  производства.

Все   лабораторные   работы   выполняются   в   специализированной   электрической  лаборатории «Эксплуатации электрооборудования» кафедры «Электроснабжения  сельского хозяйства», но при этом студент имеет возможность подготовиться к лабораторным занятиям как заранее, так и на лабораторном занятии используя ноутбук, планшет или смартфон с выходом в интернет [7].

После  изучения  всего  материала  по  дисциплине,  студент должен  пройти  итоговый  тест,  для оценивания своих знаний. Тест может быть настроен таким образом, что откроется для прохождения в день экзамена. Тест по дисциплине «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования», состоит из 20 вопросов и на его прохождение дается 3 попытки, продолжительностью не более 30 минут на каждую из попыток (рисунок 3). После каждой пройденной попытки студент получает результат (рисунок 4), в случае неудовлетворительного оценивания, студенту предлагается следующая попытка  или  повторение пройденного материала. Оценивание по дисциплине происходит по высшему балу одн ой из трех попыток.

Изучив все модули и темы, пройдя все тесты и лабораторные работы на положительные оценки, студенту будет предложено пройти итоговую аттестационную работу по всей дисциплине, либо итоговое тестирование, либо написание курсового проекта. Пройдя, итоговое задание, студент получает средний бал, который включает в себя оценивание за каждый модуль и каждую тему из него [7].


Современный учебный процесс сложно представить без использования компьютерных технологий: учебников, задачников, тренажеров, лабораторных практикумов, справочников, энциклопедий, тестирующих и контролирующих систем. Часто в качестве поддержки очного и заочного, в качестве основы дистанционного обучения используются информационные системы образовательного назначения . [3]

Использование СДО «Moodle» в образовательном процессе – удобно, практично и эффективно, особенно для студентов заочной формы образования, которые не имеют возможности посещать занятия из - за рабочей деятельности. Благодаря СДО « Moodle», студент в свободное время может приступить к изучению дисциплины и выйти на сессию, с более углубленными знаниями. А студенты очной формы обучения, благодаря системам дистанционного образования имеют возможность, также как и студенты заочной формы обучения, в случае необходимости войти в комплекс и повторить пройденный материал.

 

 

 

Список литературы  / References

 

 

1)                                      Айснер Л.Ю., Терешонок Т.В., Богдан О.В.  Теоретические и методологические основы профессионального     обучения     //     Компетентностный     подход    в     образовании:   коллективная монография. – Ульяновск: Зебра, 2016. – С.42-56.

2)                                      Технология дистанционного образования образования [Информа ционный ресурс] Url:http://inos tudent.ru/obrazovanie/texnologiya -dis tancionnogo -obrazovaniya.html         (дата         обращения 17.02.2016 г.)

3)                                      А.В. Писарев «Возможности образовательной платформы Moodle в обучении информационным технологиям» // Вестник ВолГУ. Серия 6. Вып. 13. 2011–2012 - С.71-74.

4)                                      Захарова,  И. Г. Информационные технологии в образовании / И. Г. Захарова. – M.: Академия, 2003. – 192 с.

5)                                      Никифоров, О.Ю. Анализ подсистемы тестирования СДО Moodle / О.Ю. Никифоров // Ин- формационные технологии в науке и образовании : материалы Междунар. науч. -практ. интернет- конф., 13–20 мая. – Шахты : Изд-во ЮРГУЭС, 2008. – 238 с.

6)                                      Открытые технологии [Электронный ресурс] Url:http://www.opentechnology.ru/info/moodle_about.mtd

7)                                      ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ» ЭУМК «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования» [Электронный университет] Url: http://e.kgau.ru/cours e/s earch.php?s earch