Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КУРСОВ

Авторы:
Город:
Магнитогорск
ВУЗ:
Дата:
05 декабря 2017г.

Аннотация: в статье рассмотрен подход применения индивидуальной траектории обучения студента в системе электронного обучения, который позволит самостоятельно определять нагрузку при прохождении того  или иного  курса. Данный подход был смоделирован и наглядно отражен в системе дистанционного образования со стороны обучающегося.

Ключевые слова: электронное обучение, обучающийся, индивидуальная траектория, моделирование, система электронного обучения, высшее учебное заведение.

В современных условиях одной из целей высшего образования является подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня, конкурентоспособного на рынке тру да, свободно владеющего своей профессией, обладающего социальной и профессиональной мобильностью. Для достижения поставленных целей ВУЗам необходимо представлять информацию в интерактивной форме, чтобы обеспечить высокую скорость работы с учебным материало м. Такой вид представления материала активизирует процесс познания, а также обеспечивает оперативную оценку уровня усвоенного учебного материала обучающимися. Таким образом, одной из актуальных задач высшего учебного заведения является адаптация традиционных учебно-методических комплексов в  электронные образовательные курсы (рисунок 1)




Последние несколько лет Россия интенсивно развивает концепцию электронного обучения. Согласно регламентирующим документам, электронное обучение является приоритетным направлением в развитии системы высшего образования России [2,3]:

–      в Федеральном закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 N  273-ФЗ) статьи 13 и 79 гласят о реализации образовательных программ, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий;

–      в приказе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. N 2267, в котором говорится о наличии возможности удаленного доступа всех обучающихся к фондам учебно - методической документации;

–      в приказе Минобрнауки России от 19.11.2013 г. N 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)», который представляет основные формы обучения между научно -педагогическим сотрудником и студентом в системе дистанционного образования;

–      в приказе № 2 Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющие образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» указаны правила реализации дистанционного обучения в высшей школе России.

Поддержка со стороны государства обеспечила резкий толчок в применении систем электронного обучения в профессиональном образовании. Согласно статистике [4] в 2010 году более 50% российских вузов сформировали учебные планы с возможностью удале нного обучения. За последние 5 лет эти показатели выросли, и доля образовательных учреждений, предлагающих образовательные услуги с применением технологий электронного обучения, увеличилась на 10%. Для эффективного использования такой формы обучения с  позиции студента и научно-педагогического сотрудника, будет востребована индивидуальная траектория, учитывающая потребности, особенности учебной деятельности и уровень знаний обучающихся.

Под       индивидуальной       образовательной      траекторией      нужно       понимать       определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого обучающегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую их способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую  при координирующей, организующей, консультирующей деятельности  преподавателя.

Индивидуализация образовательного процесса заключается в обеспечении каждому обучающемуся права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач. Выбор, выстраивание и реализация индивидуальной образовательной траектории позволяют студенту развить именно те качества личности, которые востребованы  современным социумом.

На сегодняшний день на основе индивидуальных образовательных программ предоставляется доступ к системам электронного обучения. В рамках электронного курса, студенту предоставляется возможность построения индивидуальной траектории, которая подразумевает:

–      Выбор типов и форм выполнения заданий (тест, лабораторная работа или кейс -задание).

–      Выбор уровня сложности выполняемых заданий.

–      Определение  форм  коммуникации  с преподавателем  и группой студентов (форум, личные сообщения, в рамках проекта или видеотрансляция).

–      Контроль прогресса прохождения курса.

–      Определение индивидуального графика прохождения курса в течение семестра.

Также формировать индивидуальную траекторию обучающиеся могут с помощью дополнительной работы по выбору, за которую студент заработает баллы равные или даже превышающие сумму итогового балла за весь курс.

Задания, обеспечивающие индивидуальную  траекторию:

–      индивидуальный проект;

–      участие в конкурсах и олимпиадах;

–      выступления на тематических конференциях;

–      изучение дополнительного материала с помощью массовых открытых онлайн курсов.

В ходе работы в электронном образовательном курсе студент выполняет следующие действия:

1.           Вход в систему дистанционного образования.

2.           Выбор дисциплины для  изучения.

3.           Изучение каждого раздела курса.

4.           Прохождение  промежуточных заданий.

5.           Выбор формы аттестации по курсу.

6.           Выполнение и отправка аттестационной работы.

7.           Получение результата по проделанной работе.

На рисунке 2 схематично представлен пример  работы студента при выборе аттестационной работы по курсу.




Успешность освоения дистанционного курса повышается за счет возможности выстраивания индивидуальной траектории с учетом личных предпочтений, возможностей и микроцелей отдельно взятого студента, а также это позволяет самостоятельно управлять учебным процессом: выбором те мпа и форм обучения, дифференциацией обучения, а также наличием интерактивных заданий, которые могут быть представлены с применением средств геймификации, повышая наглядность, а, соответственно, и улучшая усвоение материалов курса.




Следовательно, применение такого подхода позволит студенту самостоятельно определять нагрузку при прохождении того или иного курса. Это будет способствовать росту эффективности обучения, а также повышению привлекательности данного типа образования. В ходе работы была построена фу нкциональная модель, которая наглядно отражает применение индивидуального подхода в системе дистанционного образования со стороны обучающегося. Таким образом, разработанная модель может использоваться в качестве одного из подходов обучения студентов (бакалавров и магистров) в системе электронного образования высших учебных заведений.

 

Список литературы

 

1.                     Козлова Е.С. Обоснование выбора системы дистанционного обучения в высшем учебном заведении/Е.С.   Козлова,   М.А.   Черкасов,   В.Н.  Макашова,  Л.В.  Курзаева//Сборни к  трудов  II международной          научно-практической                                 конференции:       Современные       проблемы       развития фундаментальных и прикладных наук.-2016.- С. 48-56.

2.                     Макашова В.Н. Опыт разработки и внедрения  модуля «Электронный  Деканат» в систему дистанционно обучения на основе LMS Moodle/В.Н. Макашова, В.Ю. Филимошин//Математическое и программное обеспечение систем в промышленной и социальной сферах. -2015. -T. 3. -№ 1. -C. 67- 74.

3.                     Объем мирового рынка онлайн-образования [Электронный ресурс] URL https://rg.ru/2014/09/09/obrazovanie.html  (дата обращения 08.06.2016)

4.                     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 января   2014   г.   N   2   г.   Москва   «Об             утверждении   Порядка   применения   организациями, осуществляющими     образовательную     деятельность,     электро нного     обучения,     дистанционных образовательных технологий  при  реализации  образовательных программ» [Электронный ресурс] URL:  https://rg.ru/2014/04/16/obuchenie-dok.html(да та  обращения: 05.06.2016)

5.                     Трутнев А.Ю. Педагогические условия применения компьютерной технологии в процессе обучения студентов университета иностранному языку. Дисс. канд. пед. н. Магнитогорск: 2001. -194 с.

6.                     Трутнев А.Ю. Активизация речемыслительной деятельности при обучении иностранным  языкам   с использованием информационно -коммуникационных   технологий/   Трутнев   А.Ю., Макашова В.Н., Папкова Н.В./Успехи современной науки и образования . 2016. Т. 1. № 3. С. 69-74.

7.                     Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации»  [Электронный  ресурс] URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата    обращения: 06.06.2016)

8.                     Федеральная служба государственной статистики  [Электронный ресурс] URL:http://www.gks.ru/ (дата обращения 08.06.2016)

9.                     Черкасов М.А. К вопросу о принятии решений по управлению качеством дистанционного образования на основе метода анализа иерархий/ М.А. Черкасов, Е.С. Козлова, Л.В. Курзаева, В.Н. Макашова//Успехи современной науки и образования. -2016.- Т. 1.- № 3.- С. 121-124.

10.               Чусавитина Г.Н. Построение информационной образовательной среды вуза на основе методологии   менеджмента   непрерывности   бизнеса/В.Н.   Макашова//Новые   информационные технологии    в   образовании.      Российский     государственный     профессионально-педагогический университет. -2015. -С. 389-394.