Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНТРЕЙЛЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ РЕГИОНЕ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
22 февраля 2016г.

Сегодня уже недостаточно просто предоставить подвижной состав и доставить груз в пункт назначения. Теперь необходимо обеспечивать неразрывность цепочки доставки товаров от производителя до потребителя. А для этого нужно суметь увязать в единое целое ряд решений технологического, технического, информационного и финансового характера. В этом поможет изучение специалистами опыта западных коллег: в Европе уже давно и эффективно практикуют контрейлерные перевозки.

Контрейлер – это специальные железнодорожные платформы, приспособленные для перевозки контейнеров и трейлеров, или иными словами автопоездов. Контрейлерные перевозки осуществляются двумя способами. Один вариант предусматривает перевозку только прицепов, а в местах погрузки-разгрузки их забирают тягачи, согласно второму варианту на специальные платформы грузится весь автопоезд. Помимо того, в состав включается еще и пассажирский вагон для водителей перевозимых фур.

В Российской Федерации существует ряд объективных предпосылок к развитию контрейлерных перевозок: большие расстояния перевозок на основных направлениях, перегруженность отдельных участков автомобильных дорог, отсутствие в некоторых регионах надежной автодорожной сети и ряд других. В условиях существенного снижения объемов погрузки на железнодорожном транспорте контрейлерный сервис мог бы стать дополнительным фактором привлечения грузов

К сожалению, до сих пор нет ясности с ответом на главный вопрос: с какой целью будут внедряться контрейлерные поезда, какие задачи будут решены с их помощью? Если посмотреть зарубежный опыт данного рода перевозок, то такие цели очевидны.

Во-первых, перевозки через барьерные места. Речь идет, например, о перевозках автопоездов через горные хребты, железнодорожные тоннели или мосты через крупные водные преграды. Во многих случаях дешевле строить именно железнодорожную, а не шоссейную инфраструктуру, а автопоезда перевозить на специальном подвижном составе. Например, если будет построен железнодорожный мост через Амур в Китай у пос.Нижнеленинское, есть очевидный смысл организовать по нему контрейлерные перевозки.

Во-вторых, это стремление железных дорог преодолеть отток грузов на автотранспорт и организовать доставку грузов «от двери до двери». Такая причина внедрения контрейлерных перевозок была типична для железных дорог США в 1950–1960-е годы.

И, в-третьих, это стремление ликвидировать пробки на шоссе и улучшить экологическую ситуацию. Этот фактор в наибольшей степени способствовал прогрессу контрейлерных перевозок в Западной Европе.

Если же посмотреть на современное состояние транспортной системы России, то можно видеть, что в наших условиях есть только одна причина для внедрения контрейлерных перевозок — это преодоление «узких мест».

Ситуация с развитием контрейлерных перевозок выглядит несколько противоречивой. С одной стороны, дело, несомненно, движется. Создана новая модель платформы, построены и испытаны опытные образцы, в ближайшее время этот подвижной состав будет сертифицирован. Технические вопросы, связанные с контрейлерными перевозками, успешно решаются.

В настоящее время Минтрансом РФ ведется работа по разработке комплекса мер, направленных на повышение эффективности контрейлерных перевозок. На сегодняшний день ведомство прорабатывает вопрос о проведении таможенными органами на железнодорожных пограничных переходах только документального контроля, а инструментальный контроль будет проводиться уже силами Ространснадзора на станциях назначения, что значительно сократит время прохождения процедуры, сообщает статс-секретарь – заместитель министра транспорта Сергей Аристов.

Однако успешное решение технических вопросов представляет необходимое, но далеко не достаточное условие внедрения контрейлерных перевозок в России. Не менее существенны тарифные и организационные вопросы.

В текущих тарифных условиях вряд ли перевозки автотрейлеров на платформах будут привлекательны для компаний, специализирующихся на доставке грузов автотранспортом.

Требуется определение конкурентного тарифа на перевозку. Тарифные условия на контрейлерные перевозки должны быть на уровне или ниже себестоимости автомобильных перевозок в том же направлении. Сами перевозки должны быть более технологичными и удобными для автоперевозчиков. Сроки доставки грузов должны быть сокращены.

Перспективны ли контрейлерные перевозки? На этот вопрос не дают ответа даже опытные маркетологи. Отчасти это связано с тем, что пока нет в достаточном количестве контрейлерных платформ, чтобы подхватить необходимый объем перевозок. К тому же он должен иметь сертификацию, признаваемую во всех странах по пути следования.

Контрейлерные перевозки для железной дороги – это доходы, лишние тонно-километры. Для автомобилистов в этом случае выгода сомнительная. Если они едут на своих колесах, то платят за перевозку, к примеру, рубль, а если воспользуются  услугами другого перевозчика, то поделят свой рубль на две части. Единственная ситуация, когда у нас такие перевозки оправданны, – транспортировка через границу.

Для расчѐта экономической эффективности развития контрейлерных перевозок выделим основные факторы, влияющие на неѐ (Табл.1).



Таблица 1 Система факторов, влияющих на экономическую оценку эффективности контрейлерных перевозок

Уровень оценки

Перевозчик

Показатель эффективности

 

 

 

 

 

Народно- хозяйственный

 

 

 

Государство

 

- экологический эффект;

- социальный эффект;

- дополнительный экономический эффект-экономия средств на содержание и ремонт автодорог

 

 

 

Грузовладелец

-   экономический эффект, связанный с изменением качества и стоимости перевозки «от двери до двери»;

-   сопутствующий эффект, косвенно связанный с внедрением контрейлерной перевозки

 

 

 

 

 

 

 

Отраслевой

 

Железнодорожный транспорт

 

- дополнительная прибыль от контрейлерных перевозок;

- срок окупаемости потребных капитальных вложении

 

 

 

 

Автомобильный транспорт

 

- экономия текущих затрат на передвижение автотранспортных средств;

- экономический эффект от ускорения перевозки;

- экономический эффект от повышения качества перевозки;

- экономия капитальных вложений в автомобильный подвижной состав (тягачи)

 

Расчѐт экономической эффективности развития контрейлерных перевозок с учѐтом представленных факторов показывает, что положительный эффект будет получен не раньше чем через четыре года (Рисунок 1).


Конечно, при детальной проработке каждого в отдельности фактора, этот срок будет снижаться, чем и повысит привлекательность внедрения контрейлерных перевозок.

В нынешнем свете обмена экономическими санкциями с Европой, взгляд России устремился в сторону Китая и развитие транспортных схем через Дальневосточный регион, стало как никогда актуально. Нецелесообразность перевозок автомобильным транспортом на тысячи километров видна невооруженным взглядом, но, тем не менее, данный факт имеет место быть и сотни автопоездов продолжают нарушать экологию и разбивать наши далеко не самые дешевые автодороги. Внедрение контрейлерных перевозок однозначно решает эти проблемы, но как было сказано выше не решается проблема заинтересованности потребителей грузоперевозок в скорости и стоимости доставки.

Европейский опыт показывает, что в большой степени развитие контрейлерных перевозок связано с экологическими запретами  – либо ограничениями по осевым нагрузкам, либо вообще ограничением выезда тяжеловесных фур на дорогу в определенные дни или время суток.

Таким образом, до сих пор нет очевидных экономических мотивов в организации контрейлерных перевозок ни для железнодорожных операторов, ни для автоперевозчиков. Крайне сомнительно и то, что государство исходя из экологических мотивов выступит в роли спонсора для этого рода перевозок. Если в ближайшие год-два не появится экономических стимулов для транспортировки автопоездов по железным дорогам, то эта попытка так и останется очередным фальстартом или в лучшем случае проектом одного маршрута.

 

Список литературы

1.     Информационный сайт ОАО «Российские железные дороги», режим доступа http://rzd.ru

2.     Сборник статей и статистических данных по логистике, режим доступа http://ec-logistics.ru/articles.htm

3.     Информационный ресурс по логистике, режим доступа http://logistics.ru