Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФЕНОМЕН САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ОСНОВНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
06 сентября 2017г.

Одной из важнейших потребностей человека является самовыражение. Самовыражение, в общем смысле, означает проявление человеком своих идей в материальном мире с учетом своего индивидуального мировосприятия. Среди различных форм самовыражения можно выделить самопрезентацию личности.

«Самопрезентациия» – достаточно широкое понятие, включающее множество трактовок, интерпретация которых зачастую зависит от целей и задач исследователей.

Чаще всего термин «самопрезентация» раскрывается через социологические дихотомии «структура- действие», «материальное-идеальное», «объективное-субъективное», «порядок-конфликт». Наиболее часто социологи определяют сущность данного понятия следует с точки зрения таких категорий как «действие»,

«идеальное» и «субъективное».

Одним из родоначальников понятия «самопрезентация» считается И. Гофман. В своей работе

«Представление себя другим в повседневной жизни»1 социолог обосновал теорию социальной драматургии, включив в нее явление самопрезентации. При разработке своей теории И. Гофман наследовал научные традиции символических интеракционистов (Дж. Мид, Г. Блумер, Ч. Кули).

     

1 Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН- пресс-Ц, 2000


В современной социологии существуют два прочтения его теории:  интеракционистское и структуралистское2. Остановимся на интеракционистской трактовке данной теории, так как именно она, на наш взгляд, более полно демонстрирует субъективистский подход к исследованиям.

По мнению И. Гофмана, в рамках повседневного взаимодействия, индивиды пытаются сформировать некий образ себя для других, самостоятельно выбирая, при этом, свою роль. При создании образа индивиды используют различные способы передачи сообщений другим людям. Эти сообщения включают «вербальные символы или их заменители, используемые общепризнанно и индивидуально, чтобы передавать информацию, о которой известно, что индивид и другие связывают ее с данными символами»3. В то же время, согласно теории Гофмана, существует две формы знаковой активности в рамках самопрезентации: произвольное самовыражение (индивид осознанно дает информацию о себе) и непроизвольное самовыражение (невербальная жестикуляция, оговорки).

В качестве примера трактовки понятия самопрезентации, вытекающей из теории И. Гофмана, можно привести следующее: «Самопрезентация – это запечатленное в большом количестве структурных обсуждений отражение мотива каждого участника взаимодействия, чтобы производить взаимодействие гладко и без инцидентов»4.

Возникает небольшая путаница в рамках дихотомии «структура-действие». Так, представленное определение указывает на то, что необходимо анализировать самопрезентацию через призму структурных обсуждений, в котором отражаются мотивы индивидов. Однако в основу своей теории И. Гофман ставит индивида, а также действия этого индивида. Ученого интересует не столько как структуры определяют индивида и его поведение (хотя, конечно, «задний план» и «декорации» никто не отменял), а как индивид своими действиями самопрезентует себя в социуме. Следовательно, понимать его теорию следует через призму таких понятий как «субъективность», «действие» и «идеальное».

Ни одна серьезная статья, в которой раскрывается суть явления самопрезентации, не обходится без описания теории И. Гофмана. Например, в работе Ю.О. Обуховой «Мобильный телефон как средство самопрезентации в межличностной коммуникации»5 теория И. Гофмана используется как базовая. В то же время, вызывает особый интерес посмотреть на явление самопрезентации совершенно с другой, непривычной до этого, стороны: с точки зрения структуры, материального и объективного.

Термин «самопрезентация» подразумевает «взгляд» непосредственно на индивида и его действия, поэтому  для  анализа  необходимо  использовать  такие  близкие  термины  как  «идентичность»  и «самоидентификация». Самоидентификация – это процесс поиска индивидом идентичности в окружающем мире. Идентификация индивида происходит с одной из представленной обществом ролей. Эти роли, зачастую, формируются еще до рождения самого индивида.  Следовательно, можно сделать вывод, что общество непосредственно влияет на самоидентификацию и самопрезентацию.

В рамках исследования идентификаций широко распространена субъективистская традиция. Однако, можно найти и объективистский подход к исследованию идентификации и самоидентичности. Например, Л.З. Немировская в работе «Проблема социокультурной идентичности и самоидентификации»6 представила анализ самоидентификации через призму «объективизма», «структуры», «материального». В своем исследовании автор опирается на концепции психоанализа Фрейда (как историю возникновения термина), функционализм В. Парето, структурный функционализм Парсонса, взгляды американского мыслителя С. Хантингтона. Выше перечисленные теории (за исключением теории Фрейда) являются объективистски-ориентированными. Авторы данных теорий утверждают, что общество, которое довлеет над индивидами, имеет определенную структуру и определенный стабильный порядок. При этом, сторонники структурного функционализма исходит из того, что, существует два аспекта положения индивида в обществе: «Первый – значение системы, в которой действует человек, понимание того, что есть норма. Второй аспект – проблема самоопределения индивида в нормативном пространстве»7.

 

2 Вахштайн В. Драматургическая теория Ирвинга Гофмана: два прочтения //Социологическое обозрение. – 2003. – Т. 3. – №. 4.

3 Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН- пресс-Ц, 2000 С.33

4 Пикулёва О. А. Психологическая многозначность понятия «самопрезентация личности» и современные научные подходы к пониманию его содержания //Социальная психология и общество. – 2013. – №. 2. – С. 21-34.

5 Обухова Ю. О. Мобильный телефон как средство самопрезентации в межличностной коммуникации //Журнал социологии и социальной антропологии. – 2011. – Т. 14. – №. 2. – С. 119-138.

6 Немировская Л. З. Проблема социокультурной идентичности и самоидентификации //ВЕСТНИК. –2003. – С. 20.


С. Хантингтон и Л.З. Немировская в своих исследованиях утверждают, что культура влияет на формирование идентичности у индивида. С. Хантингтон выделяет пять особенностей идентичности8:

1.                   Идентичность – черта, которой обладают и индивиды, и группы.

2.                   Идентичности – это конструкты, их конструируют люди. Это то, что мы думаем о самих себе, и то, к чему мы стремимся.

3.                   Идентичности могут быть «кровными», территориальными, экономическими, культурными, политическими, социальными, национальными.

4.                   Идентичности определяются самостью, являясь результатом взаимодействия человека и группы.

5.                   Идентичности могут быть узкими или расширенными.

Несмотря на замечание, что идентичности – это конструкты, С. Ханингтон производит свой анализ в рамках объективистской традиции. Он анализирует влияние религии, культуры и прочих социальных институтов на самоидентификацию американцев. Структурный подход обеспечивает адекватность рассмотрения социальных институтов как элементов социальной структуры.

Как мы видим, при анализе феномена самопрезентации и других социальных феноменов мы можем пользоваться различными подходами, даже теми, которые, на первый взгляд, изначально не предназначены для полноценного анализа. Однако делать это необходимо предельно аккуратно  т.к. от используемого подхода напрямую зависит какой аспект изучаемого феномена мы можем адекватно раскрыть.

7 Барышникова И. В. Понятие идентичности в социологическом дискурсе //Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. – 2009. – №. 2.

8 Хантингтон, С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / пер. с англ. – М.,2008 С. 52

Список литературы

 

1.        Барышникова И. В. Понятие идентичности в социологическом дискурсе //Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. – 2009. – №. 2.

2.        Вахштайн В. Драматургическая теория Ирвинга Гофмана: два прочтения //Социологическое обозрение. – 2003. – Т. 3. – №. 4.

3.        Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН- пресс-Ц, 2000

4.        Немировская Л. З. Проблема социокультурной идентичности и самоидентификации //ВЕСТНИК. –2003. – С. 20.

5.        Обухова Ю. О. Мобильный телефон как средство самопрезентации в межличностной коммуникации //Журнал социологии и социальной антропологии. – 2011. – Т. 14. – №. 2. – С. 119- 138.

6.        Пикулёва О. А. Психологическая многозначность понятия «самопрезентация личности» и современные научные подходы к пониманию его содержания //Социальная психология и общество.– 2013. – №. 2. – С. 21-34.

7.        Хантингтон, С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / пер. с англ. – М., 2008 С. 52