Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
05 сентября 2016г.

Проведен анализ общества с позиции онтологического учения о бытии с использованием знаний из области гносеологии. Дана оценка смысла жизни человека с позиции философских школ различных философских школ и направлений. Рассмотрена концепция основных философских школ и направлений в понимании их концепций и теоретических замыслов при решении жизненно важных проблем стоящих перед личностью в социуме.

Сделан вывод о том, что основной задачей философии в рассмотрении феномена человека и общества в их взаимодействии, является выработка теоретических условий по нивелированию общественных проблем и проблем каждого человека как представителя данного общества.

The analysis of society from the perspective of the ontological doctrine of being with knowledge of the field of epistemology. The estimation of the meaning of human life from the perspective of philosophical schools of different philosophical schools and trends. The concept of basic philosophical schools and trends in the understanding of theoretical concepts and ideas in the solution of vital problems            facing            the             individual             in             society. It is concluded that the main task of philosophy in the consideration of human and social phenomena in their interactions, is to develop the theoretical conditions for the leveling of social problems and problems of each person as a representative of this company.

Ключевые слова: общество, бытие, гносеология, антропология, социоцентризм, персоноцентризм, личность, онтология, философское мышление, мировоззрение.

Keywords: society, life, gnoseology, anthropology, sotsiotsentrizm, personotsentrizm, personality, ontology, philosophical thinking, outlook.

 

Общество (социум) - это та структура созданная человеком, в которой человек проживает свою сознательную жизнь. Философия занимается в своем направлении изучением общества посредством онтологического учения о подлинном бытии. Однако онтология включает в себя множественность вопросов отнесенных к бытию человека и общества. Онтология использует ряд направлений относящихся к другим разделам философского знания, например, от гносеологии она использует учение о бытии знания, аксиология предоставляет учение о бытии ценностей, антропология разработала учение о бытии человека. Если рассматривать философию через призму бытия, то она становится идентичной онтологии. Если делать акцент на источник получения познания бытия, то философия становится аналогом гносеологии.

Переход на ценности смысла жизни человека как отдельного субъекта и его принадлежность к определенному социуму рассматривается философией посредством знаний разработанных в онтологии, гносеологии, праксиологии и философской антропологии. Рассматривать данную парадигму с позиции «все - в человеке и все- для человека», то в этом смысле философия близка к антропологии. Подобные рассуждения выходят за рамки обыкновенной игры философского воображения. Трудность рассмотрения основных философских категорий заключаются в том, что они взаимопересекаются и дополняют друг друга, тем самым образуют единое целое   по   базовым   философским   проблемам.   Рассмотрение   любой философской проблемы можно начать с любого этапа сформировавшейся теории или философского направления. Это создает условие при котором данная проблема рассматривается на более высоком теоретическом уровне.

Методологический подход при решении определенной проблемы, который использует определенная философская школа или философ сложен и многополярен. Например, античные философы рассматривали проблему человека и общества во взаимосвязи с учением о Космосе и о месте в нем человека. Философы Нового времени, по мере углубления воззрений гносеологии, в философской теории общественной жизни рассматривали вопрос о том, как мы знаем социальную реальность, это послужило появление науки в качестве отдельной под названием социология. В это же время от философии отпочковывается наука культурология, имеющая свой познавательный аспект. В последствии от философии отделилось ряд наук, таких как экономика, политология, ряд правовых и общественных наук, имеющих в настоящий период времени особое значении в жизни общества и развития государственных органов власти.

Среди перечисленных новых наук особое место занимает проблема человека, относящаяся к антропологическим вопросам. В античное время эта проблема была теоретически связана с вопросом по устройству Космоса и систематизации мироздания.

Эпоха Нового времени по иному ставит вопрос познания человека с позиции мирового бытия и сущностного подчинения ему. Кроме того, философия Нового времени иначе разработала проблему человека в решении наиболее значимых проблем возникших в философских школах и направлениях. Актуальность проблемы человека, прежде всего связана со сложностью и многоаспектностью философского мировоззрения, с другой стороны нерешенность проблемы человеческого бытия. На наш взгляд, именно в этот период времени философы первыми осознали ту глубину социальных противоречий и антропологических катастроф, которые проявились в начале XX века в странах Европы.

Если провести анализ предыдущих исторических эпох, то можно определить своеобразную логическую направленность проблем порожденных жизненными обстоятельствами. Среди этих проблем, наиболее значимым являются вопрос об устройстве внешнего мира с уяснением жизненно-практических обстоятельств связанных с развитием общества. Эта проблема своими истоками «уходит» в детство человека, ведь индивидуальность ребенка начинается с постижения сущности вещей и предметов окружающих ребенка в их взаимосвязи.

С возрастом человека расширяется его мировоззрение, посредством сознания отражающее формы личностного индивидуального и коллективного опыта. Это означает, что окружающий мир видится человеку таким, каким отражаются наши знания о нем и как он предстает в границах наших ценностей и практической деятельности человека. В этом контексте наши рассуждения могут развиваться по двум направлениям.

Первое направление относится к «совокупности общественных отношений» разработанных К. Марсом и Ф. Энгельсом через призму социальной природы человека. Второе направление в рассмотрении сущности человека полагает то, что человеческая сущность не является атрибутом внешнего состояния конкретного человека как личности. Человек как природное существо отражает в себе не только факторы воздействия внешней среды, но и мировоззренческую позицию связанную с определённой самобытностью конкретного человека.

Таким образом, подобный синтез может быть чем-то преопределенным, содержащим признаки чего-то более значимого в личностном мировоззренческом аспекте. Тем самым, первая точка зрения получила название социоцентризма, вторая персоноцентризма.

Персоноцентризм, как философское течение был развит экзистенциализмом, опирающимся на уникальность и всеобщность понятий истинности бытия человека носящим иррационалистический характер. На протяжении многих столетий по объединению различных философских и конкретно-научных представлений о сущности человеческого бытия не приводило к положительному результату. В современной философии попытка подобного объединения обрела свои конкретные очертания в философской антропологии полностью ориентированной на доминанту разума в широком его применении в структуре «человек – общество – государство».

Значимость и инвариантность философии антропологии не дает основание рассматривать данную категорию в рамках обособленной философской теории. Указанная нами точка зрения в данной статье, заключается в том, что философия в каждой эпохе со свойственной ей особенностью рассматривает человека с позиции его мировоззренческого аспекта, определения ценностей в познавательной и практической деятельности. В данном случае философия выступает как наука базирующаяся на имеющихся знаниях, об убеждениях и мировоззрениях формирующих личность. Философия антропологии пытается теоретически помочь человеку обрести оптимальный мировоззренческий взгляд. Несмотря на то, что философия включает в себя множественность течений, направлений, школ это не может служить препятствием к формированию мировоззренческой позиции определенной группы людей и конкретной личности в частности.

Философия выступает теоретической основой светского мировоззрения опирающегося на многополярность жизненных позиций, разнообразных интересов человека направленных на решение конкретных жизненных ситуаций и оценка собственных действий. Указанные позиции, как показала практика, являются основой объединения большинства социальных групп и слоев.

Философские учения, формулирующие их жизненные устремления и интересы в большинстве случаев не совпадают с точкой зрения авторов рассматривающих эту проблему. Несмотря на это указанные учения являются основой идеологической функции способствующей формировать у человека собственное осознание принадлежности к определенной группе людей и выбор вектора в достижении поставленных целей. Идеология как философская категория, является прежде всего постигнутой духовной интеграцией человека во всеобщие сферы интересов человека. Основные законы многих развитых государств определяют свободу деятельности любой политической партии, религиозных и общественных объединений, не указывая при этом обязательность любой из них, в качестве обязательной для граждан. Однако это не означает, что многообразность мировоззренческой и идеологической позиции различных социальных групп не должно разъединять общество, а напротив должно содействовать укреплению мира и согласия между различными группами людей в их общественных отношениях.

Большинство философских учений о человеке определяют место человека с уровнем его образования, так как философская школа отстаивает собственную теорию по решению определенных проблем которые в повседневной жизни решает человек повышая свой культурный уровень в конкретном обществе. Многие философы индивидуально рассматривают социальные проблемы с которыми сталкивается человек и его окружение.

Различные позиции философов на эти проблемы так или иначе дополняют друг друга и формируют у человека установленную обществом и государством общепризнанную позицию. Это еще раз подтверждает необходимость образования личности для повышения культуры общества и обретения полезности в коллективном бытии.

Стабильность общества и государства основано на многополярной структуре жизни общества. Общество является союзом людей, которые по взаимному согласию устанавливают нормативные и социальные правила в сфере экономики, права, политики и др. Существует опасность уровнять образованную личность с общепринятыми нормами и правилами поведения людей сложившимися в конкретном обществе и в конкретный период его существования. Решение этой проблемы, на наш взгляд основывается на том, чтобы дать личности свободно развиваться в границах собственного бытия.

Существование образованной личности в обществе ни в коем случае не должно нивелировать ее к тем условиям которые сложились в определенном обществе. В своем развитии личность должна существовать как самостоятельный субъект опирающийся на собственную стратегию бытия. Но существует субъективизм не верного понимания роли образованной личности в жизни общества и человека. Жизнь отдельного человека так же разнообразна как и сам человек с его внутренним миропониманием. Данная особенность связана с тем, что каждый человек проживает свою жизнь сообразно с собственной точкой зрения выраженной в понятийной форме и представленной конкретным философским учением.

Для познания основных философских школ и направлений необходимо понять их концепции и теоретический замысел решения жизненно важных проблем стоящих перед личность в социуме. Философия в этом контексте выступает эталоном мышления, которая представляет направление в сфере наших рассуждений и действий, не делая ориентацию на мнение представителей общества в котором находится человек. Умение философски мыслить предполагает принятие ответственности субъекта за собственное мировоззрение и за ответственность последствий поступков являющихся результатом философских умозаключений конкретного человек.

В этом направлении философское мировоззрение предполагает широкий диапазон человеческой деятельности и отдавая предпочтение мировоззренческому отрефлексированному мышлению. В этой области философское мировоззрение основывается на общепризнанных произведениях искусства, научных теориях, политических и религиозных концепциях. Философское мышление полагает использование мировоззренческих основ, учитывающих различные сферы деятельности человека в науке, искусстве, политики, экономики, религии и иных сферах хозяйственной деятельности. В связи с этим философия определилась по востребованным новым направлениям современности, таким как философия искусства и философия техники, философия науки и философия религии, философия права и философия хозяйства.

Таким образом, постижение и применение актуального философского учения сопряжено с ясностью в понимании собственных возможностей и решения жизненно необходимых задач в различных сферах бытия и сопоставления его с иными теориями, для правильного принятия перспективных форм реализации жизненного бытия человека.

Наряду с подобным осознанием бытия человека появляется необходимость в умении определить пределы мировоззренческой концепции основанной на определенном направлении. Необходимо чтобы постигаемое человеком философское учение принадлежало не только к культуре общества, но и к духовным особенностям человека как представителю конкретного социума в понимании конкретной философской теории во всей ее сущности.

Подводя итоги краткому философскому исследованию социальной проблемы человека в общественной жизни можно сделать вывод о том, что философия выступает как творение рук человеческих. Основной задачей философии в рассмотрении феномена человека и общества в их взаимодействии, является выработка теоретических условий по нивелированию общественных проблем и проблем каждого человека как представителя данного общества.

 

 

Список литературы

 

 

1.                Вико, Дж. Основания новой науки о всеобщей природе наций. – М., Киев: REEL-boobHCA, 2009.

2.                Виндельбанд, В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Культурология. XX век. Антология. – М.: Юрист, 2008.

3.                Вольтер, Ф. М. Философские сочинения. – М.; Наука, 2008.

4.                Вригт Г. Х. Логико-философские исследования. Избранные труды. – М.: Прогресс, 2006.

5.                Гайда А. В. «Неомарксистская» философия истории: критический анализ. – Красноярск, 2006.

6.                Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Эдмунда Гуссерля // Вопросы философии. – М., 2007. –№ 7.

 7.                Золотарев, С.П. Проблема универсализации либерализма в обществе // Социально-гуманитарное знание. – 2011. – №10.

8.                Золотарев, С.П. Проблема интеграции права и свободы в современном обществе // Научно-технические ведомости СПбГПУ. – 2011. – №3.

9.                Калинченко С.Б. Науковедческая проблематика в исторических исследованиях: вопросы методологии.// «Научная мысль Кавказа». Приложение. № 4. 2006.- С.5-12.-0,5. п.л. (Изд. ВАК)