Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТНИКОВ ТРАНСПОРТА В РОССИИ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
05 сентября 2016г.

В данной работе выполнен социально-философский анализ проблем качества образования работников транспорта в России. Показано, что качество образования работников транспорта является основой национальной безопасности России как с момента основания транспортной системы, так и в современный период. Выделены основные проблемы качества современного образования будущих работников транспорта и предложены пути их решения.

Ключевые слова: транспорт, качество образования, национальная безопасность.

Еще до момента основания транспортной системы единого Российского Государства она играла решающую роль в обеспечении национальной безопасности. Предки славян – скифы, чтобы сдержать агрессию соседей-кочевников и заморских «гостей» (персов, греков, римлян) контролировали свои транспортные артерии – дороги и реки. На дорогах и в приграничных областях ими устраивались засеки – толстые деревья рубились на высоту человеческого роста крест-накрест, стволами в сторону противника, сучья заострялись, образуя непроходимую преграду для пехоты и конницы врага. Проходы в засеках контролировались летучими отрядами, нападавшими на врага из засад и наносившим ему значительный урон. Реки контролировались отрядами, погруженными на ладьи и несшими постоянное наблюдение за прибрежной зоной и судоходными местами. Эту тактику контроля и защиты транспортных артерий переняли от своих предков славяне – основной этнос современной России. Известно много примеров из истории России, когда контроль и защита транспортных артерий приводили к победе над иноземными захватчиками. Так, например, дозор Пелгусия вовремя обнаружил шведский флот, входящий в устья Невы, что способствовало блестящей победе юного князя Александра, прозванного в честь нее Невским, над непобедимой доселе шведской ратью. Главнокомандующий русскими войсками светлейший князь М.И. Голенищев-Кутузов, осуществляя контроль и оборону дорог, по которым двигались разношерстные войска Наполеона, способствовал скорому поражению и изгнанию захватчиков из России в 1812 г. В последствии, когда возник новый вид транспорта – железнодорожный, он сразу же обрел поддержку в «высших эшелонах» российской власти, что способствовало его бурному развитию. Известно, что Император Николай I придавал большое значение строительству и содержанию железных дорог в России. Именно по его  указу железнодорожная колея в России была учреждена шире, чем в Европе. И основная причина, которой руководствовался при этом решении Император, была именно национальная безопасность – чтобы в случае нападения на Россию агрессоры не могли свободно пользоваться ее железными дорогами и оперативно перевозить по ним войска в центр Державы. Великое предвидение Николая I в обеспечении транспортной безопасности российских железных дорог привело к тому, что почти через 100 лет после подписания его указа, когда на Советский Союз набросились гитлеровские полчища, различие в ширине европейской и российской железнодорожных колеях существенно замедлило продвижение гитлеровцев в глубь России. В первый день вторжения, 22 июня 1941 г. (75-летие этой печальной даты мы отметили в этом году), гитлеровцы вообще не смогли использовать наши железные дороги. А ведь именно на внезапность в первый день войны и был основной расчет гитлеровских стратегов, разработавших план «блицкрига». Когда немецко-фашистские войска подходили к Москве, ввиду нехватки локомотивов, приспособленных под российскую колею, группа армий «Центр» получала только треть грузов из планируемых к перевозке по железным дорогам, что способствовало победе наших войск в Московской битве, развеявшей миф о непобедимости вермахта.

Транспортное образование в России получило свое начало в XVIII в., когда при Петре I была основана система российского образования. Сперва московская школа математических и навигационных наук (1701 г.), затем Морская академия в Петербурге (1715 г.), и уж потом сеть инженерных училищ покрыла всю страну. Первое железнодорожное училище было открыто в Ельце в 1869 г. Выпускники этого и других училищ прославили свое имя на строительстве Транссибирской магистрали. В дальнейшем железнодорожные училища возникли во многих губернских городах, а с начала XX в. стали возникать транспортные вузы. В Новосибирске транспортный вуз (Новосибирский путейско-строительный институт инженеров железнодорожного транспорта) возник в 1932 г. на основе  транспорта, расположенного в Томске. В 1934 г. он был реорганизован в Новосибирский институт военных инженеров транспорта (НИВИТ), самим названием подчеркивая свой вклад в национальную безопасность нашей страны. В годы Великой Отечественной Войны выпускники и студенты НИВИТа и других транспортных вузов нашей страны внесли неоценимый вклад в победу над лютым и беспощадным врагом всего мира – германским фашизмом. Воины-железнодорожники, как правило, последними оставляли города, взрывая за собой мосты и пути, но первыми входили в них, восстанавливая инфраструктуру. По окончании Великой Отечественной Войны транспортные вузы сыграли ведущую роль в подготовки высококвалифицированных специалистов для восстановления разрушенного войной хозяйства, выход а нашей страны в космос и формирования ракетно- ядерного щита нашей Родины. В современный период качество образования работников транспорта носит исключительно важный характер в формировании конкурентноспособной экономики и модернизации транспортной отрасли [1–5], что способствует осуществлению стратегических целей развития нашего государства и обеспечивает национальную безопасность России.

Постановка задачи. Система качества российского (в том числе и транспортного) образования представлена на следующем рисунке.


На каждой ступени системы качества образования возникают свои проблемы [6]. Можно выделить следующие причины снижения качества образования на каждой ступени.

Причины снижения качества дошкольного образования.

 1. Нехватка детских садов и дефицит мест в них.

2. Пассивность образовательно-воспитательной функции родителей в малый возрастной период.

3. Снижение квалификации работников дошкольных образовательных учреждений.

Причины снижения качества школьного образования.

 1. Снижение общего уровня квалификации учителей.

 2. В учебных программах уменьшено количество часов по естественнонаучным дисциплинам, в частности, по математике и физике, практически отсутствуют учебные часы по астрономии.

3. Общая учебная нагрузка российских школьников растет, что негативно сказывается на их здоровье.

4. С 13 лет школьники начинают курить, активно употреблять алкоголь, и даже наркотики, а к 14–15 годам значительная часть из них попадает в зависимость от этих пагубных пристрастий.

5. Коренным образом изменилась процедура итоговой аттестации школьников (ОГЭ и ЕГЭ).

Причины снижения качества вузовского образования

 1. Низкий уровень базовых знаний при поступлении.

2. Деидеологизация и деполитизация современного образования.

 3. Отсутствие единой образовательной доктрины качества образования. Метод решения задачи. Ввиду ограниченного объема статьи, метод решения всех перечисленных выше проблем вкратце может быть сведен к следующему – разработка и последовательное внедрение доктрины качества транспортного             образования                на    всех   образовательных  уровнях   –   от

При этом необходимо разработать четкие критерии качества транспортного образования, которые должны отличаться от набора компетенций, предлагаемых современными образовательными стандартами и носить системный всеобъемлющий характер, поскольку набор компетенций, в силу своей ограниченности, не способен сформировать цельную личность. Особое внимание необходимо уделить уровню дошкольного образования, поскольку именно на этом уровне у человека наиболее развиты познавательные способности и существует искренний интерес к получению новых знаний. К 3 годам мозг человека достигает 70 процентов от объема взрослого, а к 7 годам его основное формирование заканчивается. Но важнее всего на этом этапе не «отбить» у ребенка желание осваивать новое и получать новые знания, а развить в нем эту потребность. В этой связи предлагается создавать профильные группы в детских садах, а затем – профильные классы в школах, где будет вестись подготовка будущих работников транспорта с самого раннего возраста. Такая профильная подготовка положительно зарекомендовала себя в быстрорастущих экономиках дальневосточных стран (Япония, Республика Корея, КНР, Тайвань, Сингапур).

Анализ полученных результатов. Результаты, полученные при разработке и внедрении доктрины качества транспортного образования на всех образовательных уровнях не заставят себя долго ждать. Они будут проявляться последовательно на каждом образовательном уровне и полностью дадут колоссальный экономический эффект по истечении 20 лет, когда придут в транспортную отрасль молодые специалисты, выращенные с 2       лет до окончания транспортных вузов. Это будут мотивированные, грамотные и высококвалифицированные специалисты, патриоты своей специальности, которые будут в дальнейшем формировать здоровые транспортные династии. Конечно, кому-то из читателей может показаться столь длительным процесс «получения плодов», но если исходить из системного    подхода,    то    необходимо    совершенствовать    качество

транспортного образования системно, а не разрозненно пытаться исправить отдельные его элементы. Только стабильная, а не эпизодическая работа в области качества транспортного образования способна принести ощутимые плоды и будет вести к его перманентному усовершенствованию.

Практическое приложение результатов. Результаты разработки и внедрения доктрины качества транспортного образования на всех образовательных уровнях будут иметь самое широкое практическое приложение в системном совершенствовании транспортного образования в России и обеспечении ее национальной безопасности.

Выводы. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. В современный период качество образования работников транспорта способствует осуществлению стратегических целей развития нашего государства и обеспечивает национальную безопасность России.

2. При исследовании качества современного транспортного образования в России выявлен ряд проблем, основной из которых является отсутствие системной доктрины качества транспортного образования на всех образовательных уровнях.

3. Разработка и внедрение системной доктрины качества российского транспортного образования на всех образовательных уровнях будет способствовать перманентному усовершенствованию транспортного образования и внесет весомый вклад в обеспечение национальной безопасности России.

Список литературы

 

 

1.     Шматков,   Р. Н.   Аксиологические   аспекты    проблем   качества высшего профессионального образования в условиях рынка // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. Вып. 24. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2010. С. 68– 81.

2.     Шматков, Р. Н. Значение методологической функции философии образования   при    анализе    реформ    отечественного    высшего образования // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2011. Вып. 25. С. 67–75.

3.     Шматков, Р. Н. Антикризисное управление экономикой путем формирования интеллектуального капитала работников // Вестник Сибирского   государственного  университета   путей   сообщения. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2012. Вып. 27. С. 127–131.

4.     Шматков, Р. Н. Диалектика качества общего и профессионального образования // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2013. Вып. 29. С. 158–164.

5.     Шматков, Р. Н. Инновационные методы подготовки школьников к итоговым государственным экзаменам, направленные на повышение качества   образования  //   Вестник   Сибирского  государственного университета путей  сообщения. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2014. Вып. 31. С. 226–229.

6.     Шматков, Р. Н. Основная причина кризиса российской экономики – кризис качества воспитательной функции образования // Новые тенденции развития общественных наук / Сборник научных трудов по     итогам       международной                 научно-практической  конференции. Ростов-на-Дону, 2015. № 2. С. 45–48.