Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК ФУНКЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
10 января 2016г.

Аннотация. В статье понятие «интеллектуальный капитал» представлено как функция интеллектуальной деятельности человека. Дано определение данному понятию, показана его непосредственная связь с интеллектуальной собственностью и ее правовой аспект.

Ключевые слова. Интеллектуальный капитал, интеллектуальная деятельность, интеллектуальная собственность.

Annotation. In the article the concept of "intellectual capital" is presented as a function of intellectual property rights. The definition of this concept, it is a direct connection with the intellectual property and its legal aspect.

Keywords. Intellectual capital, intellectual activity, intellectual property.

   Со времен К. Маркса,  впервые обратившего  внимание на «всеобщее  общественное знание как непосредственную производительную силу» [1, с. 215], по настоящее время такое коллективное знание, облаченное в технологические, психологические, правовые и иные формы, рассматривается, как правило, на уровне предприятия (организации). Между тем знание – это продукт умственной деятельности человека как индивида, а коллективным оно становится вследствие его обобществления. Интеллект человека является первичной ячейкой и единственным источником интеллектуального капитала на уровне общества, в целом, или его самостоятельной отраслевой или территориальной организационно-правовой формы, в частности.

   В свое время Д. Гэлбрейт определил термин  «интеллектуальный капитал» как  «нечто большее», чем «чистый интеллект» человека», включающее определенную интеллектуальную деятельность [2, с. 209]. К определению этого «нечто большего» активно подключились различные исследователи, как за рубежом России, так и внутри нее, представляя его то как «коллективную умственную энергию» [3, с. 12], то как «термин для обозначения нематериальных активов» [4, с. 30], то как «информацию и знания, специфические по своей природе и формам участия в производственном процессе» [5, с. 64], то как нечто иное. При этом часто такой капитал структурируют на различные составляющие, например: «рыночные активы, человеческие активы, интеллектуальная собственность, инфраструктурные активы» [4, с. 30], или «человеческий капитал, структурный капитал и социальный капитал», имея в виду под первым знания, навыки и опыт сотрудников компании, под вторым — патенты, авторские права, под третьим — способность сотрудников делиться знаниями, навыками, то есть сотрудничать и совместно использовать знания и навыки каждого [10] .

   Разнообразие определений термина «интеллектуальный капитал» как в российской, так и в зарубежной, особенно англоязычной литературе, подтверждает наше утверждение, что такой капитал есть результат функционирования мозга человека, в данном  случае мозга авторов определений  этого  понятия, а не некая совокупность знаний, опыта, информации, авторских прав и т. д.

   Многогранность данного понятия не умещается в рамки некой совокупности, возможно даже разнородных элементов. Не лучше ли указать источник такого капитала и по источнику дать его определение, чем пытаться объять необъятное и перечислять все, что связано с умственной, если шире — духовной деятельностью, человека, сваливая это все в один котел.

   А еще удивляет узость мышления англоязычных авторов, нацеливающих и привязывающих интеллектуальный  капитал  к  предприятию  и  его  бизнесу.  Это  —  сугубо  экономическое  мышление «экономических людей», что можно продемонстрировать на фразе из Кембриджского бизнес-словаря: «Если мы собираемся сохранить интеллектуальный капитал, надо предложить нашим лучшим сотрудникам больше денег» [11]. Как будто и не существует иной деятельности человека, кроме как экономической, а если и существует, то для этой иной деятельности — художественной, военной, спортивной, теологической и т. д. мыслительный процесс посредством научного или другого метода не свойственен, а интеллектуальный капитал там не прослеживается. Кстати, упование на всесилие денег в  сохранении интеллектуального капитала, тоже заблуждение, так как: «Не продается вдохновение, но можно рукопись продать» [7, с. 519].

   Капитал может быть, конечно, и коллективным (например, акционерный или паевой), существовать в различных формах (основной или оборотный) и проявляться в различных состояниях (оживления или кризиса, вплоть до банкротства), если понимать его как «самовозрастающую стоимость» [6, 184] или как «накопленный запас вещей или денег» [8, с. 254] или другое. Но капитал можно понимать и в его первоначальном — латинском смысле: capitalis, то есть буквально как главный, доминирующий, основной. Главное, что выделяет людей в природе и на что обратили первостепенное внимание древние римляне — это разум человека, генерирующий знания. Поэтому разум является главным и основным капиталом людей, а вещи, наемный труд, прибавочная стоимость и прочее являются производным, вторичным по отношению к его деятельности. Поскольку капитал — это разум, или интеллект человека, постольку его первоначальный капитал не может быть ни чем иным как интеллектуальным, а также индивидуальным, ибо сколько человеческих голов — столько и мыслей, и нет в этом мире двух разных голов с одинаковыми мыслями.

   По мнению автора, интеллектуальный капитал — это главный результат функционирования разума человека (можно назвать и другие результаты: воспоминания, мечты, фантазии и другое), он индивидуален по своей природе, универсален по сферам и объектам приложения (например: экономика — государственное регулирование — производственное предприятие — общественное потребление, или культура — искусство — живопись — зрители и т. д.), может быть востребован обществом в данное время и в данном месте (а может быть и не востребован), обладает различными экономическими, юридическими, политическими и иными свойствами.

   Из сказанного вытекают сопутствующие интеллектуальному капиталу категории — интеллектуальная собственность и авторское право на нее.

   Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), регулирующий отношения в области интеллектуальной собственности, в статье 1225 приводит исчерпывающий перечень объектов такой собственности, защищенных законом. Такие объекты являются результатами интеллектуальной деятельности, на них признается интеллектуальное право как исключительное (индивидуальное) право, носителем которого на конкретный результат интеллектуальной деятельности может быть только его автор - «гражданин, творческим трудом которого создан такой результат» [9, ст. 1225], или два и более граждан (соавторстово), совместным трудом которых создан этот результат. При этом за гражданином законодательно не признается авторство, если он лично не внес творческий вклад в создание такого нового результата, а также в случаях, когда такой вклад носил организационный, консультационный или технический характер, например, как материальная или иная поддержка, помощь в оформлении прав, управленческая услуга. Юридическое лицо может обладать правом на результат интеллектуальной деятельности лишь в тех случаях, когда оно получило такое право от автора (соавторов) такого результата по договору между ними, а также по иным основаниям, предусмотренным законом. Для юридического лица по любому это — вторичное право, производное от авторского.

    Из сказанного следует, что юридические лица, использующие в своей деятельности признанные законом объекты интеллектуальной собственности, автоматически их собственниками не являются и могут включать их в свои активы как интеллектуальный капитал лишь условно, если на то нет согласия их авторов или нет соответствующих правовых оснований.

    Таким образом, интеллектуальный капитал с правовой точки зрения имеет индивидуальную (персональную) основу, возникает как результат интеллектуальной деятельности человека и имеет свой потребительский спрос. Последнее в условиях рыночных отношений чрезвычайно важно, так как не на любой результат интеллектуальной деятельности человека может возникнуть спрос и, соответственно, он не может быть практически реализован.

   В случае отсутствия такого спроса на конкретный результат интеллектуальной деятельности в данный момент нельзя говорить о возникновении интеллектуального капитала в рамках такой деятельности. Вместе с тем можно говорить о потенциале интеллектуального капитала, который может реализоваться в других временных или пространственных условиях. Следовательно, интеллектуальный капитал — это функция человеческого мозга, аргументом которой является потребительский спрос на определенный результат его деятельности.

   Потребительский спрос является экономическим аспектом интеллектуального капитала. Таким же аспектом является меновая стоимость результата интеллектуальной деятельности, представляющая собой количественное отношение, в котором данный результат (при наличии потребительского спроса на него) может обмениваться на результат другой деятельности, совсем не обязательно интеллектуальной. Вполне очевидно, что пользующаяся спросом интеллектуальная собственность имеет свое денежное выражение и, следовательно, может быть продана, заложена либо обменена как вещь в виде «охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации» [9, ст. 128].

   Интеллектуальный капитал как собственность обладает всеми качествами товара — то есть продукта, созданного в целях обмена на другой продукт. Вместе с тем — это особый продукт с характерными только для него чертами.

   Во-первых, он является результатом деятельности исключительно человека, но не машины в широком понимании этого слова. Суперкомпьютер может обыграть сегодня чемпиона мира по шахматам, но это не значит, что он обладает разумом. Суперкомпьютер — образец искусственного интеллекта, созданного далеко не одним человеком и в течение длительного времени, а коллективом, что говорит о том, что накопленный коллективный разум сильнее индивидуального.

   Во-вторых, этот продукт обязательно должен материализоваться (идея — в промышленном образце, книге, нотах и т.д.), но его материальный носитель имеет несопоставимо меньшую стоимость, чем сам продукт (например, основная стоимость железнодорожного моста не в железе и работе по его сборке, а в инженерных расчетах конструкции, примененном способе сборки, новизне материалов и др.).

   В-третьих, продукт интеллектуальной деятельности человека существенно отличается по сферам ее осуществления, например, в своем моральном устаревании (в техническом творчестве — быстро, в литературном искусстве — медленно, в иконописи — обратная тенденция), по значимости (сравнить: литературное искусство, границы достижений в котором безграничны, и спортивную деятельность, границы достижений в которой ограничены физическими возможностями человека) и др.

    Особо следует остановиться на искусственном интеллекте, который, как нам представляется, на определенном этапе развития человеческой цивилизации сможет воспроизводить самого себя, не в смысле робот собирает робота, а в смысле робот рождает робота. Возможность рождать себе подобных свойственна не только человеку, но и всему живому на Земле. Если робот рассматривать как биологическое существо, заложить в него семя разума и придать этому существу механизм интеллектуального саморазвития, то в перспективе интеллектуальный капитал будет иметь не только естественную — человеческую природу, но и искусственную. Вот только удастся ли когда-нибудь решить вопрос – загадку о семени разума и механизме его интеллектуального развития, решение которой определит любые перспективы на Земле. Хотя все может быть, ибо пути разума человека - неисповедимы. Это как в начале развития нашей цивилизации полет в космос мог быть только фантастикой. Вряд ли первобытный человек мог предположить такое возможным. Поэтому имеет место быть мысль об интеллектуальном капитале вселенной.

   Возвращаясь к интеллектуальной деятельности человека, следует отметить, что потребительский спрос является не единственным, возможно, не главным ее аргументом. Такая деятельность определяется психикой человека, его внутренними потребностями к творческой деятельности, мотивированными не текущим спросом на ее результат, а его собственным самовыражением, заботой о чем-либо, верой и другим. Например, в детской игре могут зарождаться идеи, которые впоследствии превращаются в достижения, образующие интеллектуальный капитал взрослого человека, а с его дозволения или по закону — общества.

   Важно подчеркнуть, что потребительский спрос на результат интеллектуальной деятельности человека возникает не в форме рожденной идеи, которая сама по себе ничего не стоит, а в форме, готовой к потреблению: в виде, например, промышленного образца изделия, готовой к использованию технологии и др.

   Например, литературная идея (сюжет) А.С. Пушкина об умерших крепостных крестьянах, числящихся в уполномоченном ведомстве как живые, была известна только ему самому, но  подсказанная Н.В. Гоголю и воплощенная в поэме «Мертвые души», нашла своего широкого читателя (потребителя), пополнив интеллектуальный капитал последнего.

   Интеллектуальный капитал — это не человеческие активы, под которыми можно понимать что угодно (от положения личности в обществе до его физического веса), в том числе «сумму коллективных знаний и творческих способностей сотрудников предприятия» [4. с. 30]. В финансовом балансе предприятия активы — это то, как используется нечто, имеющееся у предприятия в собственности и взаймы (пассивы). Но предприятие может и не иметь авторских прав, тогда о каких коллективных знаниях можно говорить, если предполагается их использовать в правовом поле. Тем более недопустимо механическое суммирование творческих способностей сотрудников предприятия при определении интеллектуального капитала, на который оно имеет права, так как далеко не на все творческие способности людей оформлены (зарегистрированы) их права. Кроме того, круг объектов интеллектуальной собственности, как отмечалось выше, ограничен их определенным перечнем, и такая творческая способность, как, например, умение нравиться начальству, интеллектуальным капиталом не является.

Возвращаясь к Д. Гэлбрейту с его видением интеллектуального капитала как «чего- то большего», чем «чистый интеллект» человека, можно подытожить вышесказанное:

1.   Интеллектуальный капитал как «что-то большее», чем «чистый интеллект» - это готовый к потреблению результат интеллектуальной деятельности человека и другого «большего» не существует.

2.          Правовой основой существования интеллектуального капитала является исключительное (индивидуальное) право собственности на него его автора (соавторов) или возникшее у других лиц по договору с автором (соавторами) либо по закону; экономической основой является наличие потребительского спроса на него.

 

Список литературы

1.      Маркс К. Экономические рукописи. 1857 — 1858 гг. Соч. Т. 46. Ч. 2;

2.      Фасхиев Х.А. Интеллектуальный капитал — основа инвестиционного развития предприятия // Вестник УГАТУ, Уфа, Т. 16, № 1 (46);

3.      Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций/пер. с англ. - М.: Просвещение, 2007;

4.      Интеллектуальный капитал/пер. с англ., под ред. Л.Н. Ковалик. - СПб: Питер, 2001;

5.      Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. - М.: Akademia-Наука, 1998;

6.      Маркс К. Критика политической экономии. Соч., изд. 2. Т. 23;

7.      Пушкин А.С. Сочинения/под ред. С.А. Венгерова. - СПб, Т. 3., 1909;

8.      Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - Лондон: Изд-во Э.Г.Уэйкфилда. Т. 2, 1843;

9.      Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 4: федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ//СЗРФ.1994. № 32.. Ст. 3301.

10.   Http://www.larapedia.com/glossary_of_knowledge

11.   Http://dictionary.cambridge.org/us