02 декабря 2017г.
Диверсификация является эффективным инструментом обеспечения устойчивости бизнеса и повышения конкурентоспособности предпринимательских структур в условиях нестабильной внешней
среды. Существуют два направления диверсификации: в родственные основному бизнесу виды
деятельности и в новые виды деятельности, расширяющие специализацию предприятия. Первый вид
диверсификации называют «несвязанной» или «межотраслевой (полиотраслевой)». Второй вид диверсификации, соответственно, называют «связанной» или «моноотраслевой» [2,34]. Важнейшее значение
в системе стратегического планирования придается горизонтальной несвязанной диверсификации, которая позволяет компании расширить поле деятельности
за счет выхода на новые рынки с новыми
продуктами.
Опорным элементом, «единицей» такой диверсификации можно считать стратегическую зону
хозяйствования (СЗХ). Содержание стратегии
диверсификации компании в этом случае рассматривается как деятельность по формированию стратегических зон хозяйствования и оптимизации их портфеля. Эффективность стратегического управления диверсифицированными компаниями через механизм
формирования стратегических зон хозяйствования доказана исследованиями, проведенными М. Ансоффом
[1], и практикой деятельности крупных международных корпораций, включая фирму «Дженерал электрик»,
которая в 70-х годах прошлого столетия объединила двести основных направлений своей деятельности в
сорок пять стратегических зон хозяйствования, что позволило существенно повысить устойчивость диверсифицированного бизнеса и
вывело корпорацию
в число наиболее конкурентоспособных в мире.
Одним из перспективных направлений диверсификации в условиях нестабильной экономической
конъюнктуры следует рассматривать строительство. Как показано автором в работе [4], современный
строительный комплекс и его отдельные компоненты имеют высокий потенциал для формирования
стратегических зон хозяйствования диверсифицированными компаниями и предприятиями промышленного профиля.
Проведенный автором анализ показал, что стратегии диверсификации в строительство посредством формирования стратегических зон
хозяйствования могут строиться двумя способами:
- исходя из
имеющихся ресурсов;
- исходя из наличия рыночных ниш
на рынках строительных работ, товаров и услуг.
В первом случае, диверсифицируя экономическую деятельность в сферу строительства, компания
получает конкурентное преимущество за счет использования ресурсов, таких как:
1)
Земельные участки. В этом случае фирма может выйти на рынок в качестве девелопера. Продукт выбирается в результате анализа рынка на основе максимального соответствия критериям выделения СЗХ.
Дополнительные необходимые ресурсы докупаются.
2)
Сырье, оборудование и машины, имеющиеся в наличии или в доступе, (например, после завершения работ по расширению
действующего предприятия, проводившихся хозяйственным способом).
3)
Профессиональные ресурсы, которые могут включать проектные, подрядные и иные структуры, обладающие
соответствующей
компетенцией.
4) Технологии
и ноу-хау, позволяющие предлагать услуги
по
сооружению и вводу в строй промышленных и
иных объектов на условиях «инжиниринг-прокьюриемент-строительство-управление» (ИПСУ).
В схематичном виде построение стратегии диверсификации в строительство «от ресурсов» представлено на рис. 1.
Второй вариант построения стратегии диверсификации основывается на проведенных маркетинговых исследованиях, показавших наличие продуктовых ниш в различных географических и
профессиональных сегментах строительного
рынка. При оценке рынка в расчет берутся показатели 1)
рентабельности (долгосрочной и среднесрочной), 2) темпов роста сегмента рынка и 3) уровня долгосрочной стабильности, определяемой исходя
из анализа
жизненного цикла товара, продаваемого в выделенном сегменте рынка. В этом случае ресурсная база создается под конкретный продукт, выбранный исходя из потребностей
рынка.
Примеры
стратегических
зон
хозяйствования
в
строительстве, сформированных
в
рамках
двух
рассмотренных диверсификационных стратегий, показаны на рис. 2.
При формировании стратегии диверсификации деятельности компании, предусматривающей
создание стратегических зон хозяйствования в строительстве, должны учитываться следующие факторы:
- специфика строительства как самостоятельного
вида экономической
деятельности;
- дихотомия «рынок-продукт», отражающую
сущность стратегической
зоны хозяйствования и
лежащую
в основе ее выделения в отдельный объект управления;
- автономный характер СЗХ в
системе стратегического управления компанией.
В связи
с
тем, что сущность понятия «стратегическая зона
хозяйствования»
характеризуется «двуединством» (И.Ансофф [1]), так как рассматривается, с одной стороны, как продукт управленческой
деятельности руководства фирмы, производное от стратегического менеджмента, а, с другой стороны, как
элемент внешней среды, объективно существующий независимо от деятельности фирмы, стратегия диверсификации компании в сферу строительства, независимо того, каким способом она формируется,
должна учитывать как внутренние, так и внешние факторы, при этом в основу стратегии кладутся те,
потенциал которых для развития бизнеса наиболее высок
в текущих условиях.
Список литературы
1. Ансофф И. Стратегическое управление. — М., 1989.
//
Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. - 20.02.2012. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/4155.
(дата обращения 12.05.
2017 г.)
2. Асаул А.Н.,
Денисова И.В., Матвеев Ю.Л., Фролов В.И. Управление фирмой
на
основе разработки стратегий
ее
развития. СПб.: Международная Академия менеджмента,
2003.
3. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. Т.: Скиф, 2000г. - 451с.
4. Шамара Ю. А.
Строительство как направление диверсификации экономической деятельности
промышленных компаний
// Вестник
гражданских инженеров. 2017. № 4 (63). С. 275–280.