Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ГАЗОПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, С ПОМОЩЬЮ PEST-АНАЛИЗА

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
02 декабря 2016г.

В современных условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед предприятиями встает необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает актуальность стратегического анализа внешней среды.

Стратегический анализ внешней среды происходит через исследование факторов, которые влияют на предприятие, определяя его, правильное функционирование и достижение целей.

К стратегическим факторам относятся факторы внешней и внутренней среды. Рассмотрим подробно факторы внешней среды.

Внешняя среда – это совокупность факторов, которые воздействуют на предприятие и оказывают влияние на эффективность его деятельности [1]. Обычно внешнюю среду разделяют  следующим образом, рисунок 1.

Рисунок 1 – Факторы, составляющие внешнюю среду

Макроокружение включает: экономические, политические, экологические и технологические факторы.

Микроокружение это – покупатели, поставщики, конкуренты, подрядчики, рынок рабочей силы и финансовые институты [3].

На макроокружение предприятие не может влиять, что нельзя сказать о микроокружении, на которое организация способна оказывать влияние.

Таким образом, стратегический анализ внешней среды разделяется на дальнее и ближнее окружение. Ближнее окружение оказывает непосредственное воздействие на предприятие − это поставщики, потребители и конкуренты, а дальнее – опосредованно, т.е. косвенно влияет на деятельность предприятия − факторы макроокружения.

Все указанные факторы внешней среды взаимосвязаны, поэтому анализ их воздействия на организацию должен быть скорректирован с учетом того, что изменение одного из факторов может, как создавать новые возможности для организации, так и нести новые угрозы. Приоритетность указанных факторов для каждой организации имеет свою специфику, поэтом руководству организации необходимо регулярно проводить стратегический анализ внешней среды.

Существуют     различные     методы     стратегического     анализа     внешней    среды организации. Наиболее известный – это PEST-анализ [2].

PEST-анализ – макроэкономическая модель оценки внешней среды для расчета фактора, которые влияют на успешное функционирование компании. Чаще всего он используется для понимания потенциального рынка при запланированном выходе на него с новым продуктом. С помощью него выявляются политические (Political), экономические (Economic), социальные (Social) и технологические (Technological) аспекты внешней среды, которые влияют на компанию.

Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности. Он применяется для анализа макроокружения.

Далее рассмотрим PEST-анализ для одного из предприятий газовой отрасли, занимающегося обслуживанием газопроводов и транспортировкой газа.

Далее выделим наиболее важные факторы макроокружения, влияющие на газопромышленные организации Ставропольского края, и занесем их в таблицу 1, формируя 4 блока: политическое окружение, экономическое окружение, социальное окружение и технологическое окружение.

Таблица 1 − PEST-анализ для предприятия газовой промышленности

 

Политическое окружение

Экономическое окружение

1)

Несовершенная и сложная налоговая система,

1)   Мировой финансовый и экономический

кризис;

2)   Уровень инфляции;

3)   Изменение инвестиционного климата в предприятие

приводящая к установлению высоких цен на услуги и вымыванию оборотных средств предприятия;

2)   Государственная поддержка, через финансирование;

3)   Принятие государственных программ по развитию газовой промышленности

Социальное окружение

Технологическое окружение

1)   Обеспечение кадровым потенциалом и

квалифицированными специалистами предприятие с помощью сотрудничества с рядом крупных учебных заведений;

2)   Мнения и отношение потребителей к предоставляемым услугам предприятия;

3)   Представления в СМИ,

реклама и связи с общественностью

1)   Внедрение достижений науки и техники в

обслуживание газопроводов;

2)   Использование инноваций в технологии транспортировки газа, что позволит с наименьшими потерями доставлять его до потребителя

 

 

Далее экспертным образом проведем оценку (таблица 2) влияния факторов макроокружения, выявленные в таблице 1. Оценка вероятности проявления той или иной тенденции (графа 2 таблицы 2) оценивается экспертно по шкале от 0 до 1, а влияние на организацию (графа 4 таблицы 2) – по десятибалльной шкале с учетом знака как направления влияния («+» − положительное влияние, «-» − отрицательное). Общая оценка влияния изменения факторов макроокружения на организацию (графа 5 таблицы 2) осуществляется путем умножения вероятности на баллы.

Таблица 2 − Оценка влияния факторов макроокружения на газопромышленное предприятия Ставропольского края

Изменение факторов

макроокружения

Вероятность

Влияние на предприятие

Общая

оценка влияния

Ответная реакция

рассматриваемой организации

описание

баллы

1

2

3

4

5

6

Политическое окружение

Несовершенная и

сложная налоговая система, приводящая к установлению высоких цен на услуги и вымыванию оборотных средств предприятия

0,5

Повышение налога

для монополистов приводит к повышению издержек предприятия

-3

-1,5

Принятие мер,

направленных на выполнение требований законодательных актов

Государственная

поддержка, через финансирование

0,7

Получение

субсидий, финансирование

+4

+2,8

Участия в

Государственной программе

Принятие

государственных программ по развитию газовой промышленности

0,6

Формирование

государственных заказов

+3

+1,8

Тщательная

подготовка документации, предоставляемой для участия в Государственной программе

Экономическое окружение

Мировой финансовый

и экономический кризис

0,7

Ухудшение

инвестиционного климата

-4

-2,8

Использование

помощи от государства

Уровень инфляции

0,8

Обесценивание

национальной валюты

-5

-4

Использование

государственной поддержки

Изменение

инвестиционного климата в предприятие

0,5

Снижение объёмов

транспортировки

-2

-1

Использование

средств инвесторов и государственной поддержки

Социальное окружение

Обеспечение

кадровым потенциалом и квалифицированными специалистами предприятие с помощью сотрудничества с рядом крупных учебных заведений

0,9

Повышение уровня

квалификации работников, через переподготовку

+8

+7,2

Заключение

договоров с Высшими учебными заведениями

Мнения и отношение

потребителей к предоставляемым услугам

0,7

Изучение мнения о

качестве оказываемых услуг

+5

+3,5

Проведения

опросов

Представления в

СМИ,

реклама и связи

с общественностью

0,5

Имидж, репутация,

привлекательность

+6

+3

Сотрудничество

со СМИ

Технологическое окружение

Внедрение

достижений науки и техники в

0,9

Возможности

приобретения новой техники и

+9

+8,1

Обновление

оборудования

обслуживание

газопроводов

современного

оборудования

Использование

инноваций в технологии транспортировки газа

0,8

Использование

новых технологий

+8

+6,4

Освоение новых

технологий

 

На основании таблицы 2, можно сделать следующие выводы: во-первых, наибольшее положительное влияние оказывают такие составляющие макросреды как обеспечение кадровым потенциалом и квалифицированными специалистами предприятие с помощью сотрудничества с рядом крупных учебных заведений (+7,2) и внедрение достижений науки и техники в обслуживание газопроводов (+8,1); во-вторых, наибольшее негативное влияние оказывают - уровень инфляции (-4) и несовершенная и сложная налоговая система, приводящая к установлению высоких цен на услуги и вымыванию оборотных средств предприятия (-1,5).

Таким образом, стратегический анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого руководство предприятия контролирует внешние по отношению к организации факторы, дает возможность спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, а также изменить стратегию достижения целей и способствует превращению потенциальных угроз в выгодные возможности.

Список литературы

 

 

1. Лапыгин Ю. Н. Стратегический маркетинг: Учебное пособие.  / Ю.Н. Лапыгин, Р. В. Скуба  – Владимир: ВИБ,  2008.

2. Пономарева Е.А. Методы маркетинговых исследований в современной практике предпринимательства // Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом: сборник материалов II (VII) Международной научно-практической конференции. /под редакцией Л. И. Ушвицкого. Часть 1. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2013 г. – 232 с.

3. Пономарева Е.А. Актуальность развития системы стратегического управления в организации // Актуальные проблемы менеджмента в РФ: формирование эффективных систем стратегического управления в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях: материалы международной научно- практической конференции. Часть II. Санкт-Петербург, 15 ноября 2013 г.– СПб.: Издат. Центрэконом. Ф-таСПбГУ, 2013 г. – 241 с.