Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ДЛЯ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Мурманск
ВУЗ:
Дата:
11 января 2016г.

   В настоящее время в каждой стране мира свои приоритеты развития. При этом следует выделить сложности поддержания устойчивых темпов экономического роста, высокой конкурентоспособности отдельных фирм, а также государств, решение которых является необходимым условием для поддержания стабильности геополитической и социально-экономической обстановки в мире.

   Международный опыт свидетельствует о том, что поддержание устойчивых темпов экономического роста возможно только в направлении инновационного развития экономики стран, которое предполагает постоянное повышение качества. Главное – качество становится путем к успеху, способствует эффективному воспроизводству и модернизации промышленности, повышению инвестиционной привлекательности организаций и стран в целом.

   Одним из наиболее популярных в мировой практике способов, который позволяет добиться высокой эффективности в различных сферах деятельности, способствует устойчивому развитию организации, является система менеджмента, основанная на принципах Total Quality Management (TQM) и направленная на достижение высокого уровня качества.

   Сегодня многие организации, внедрившие систему менеджмента качества (СМК) в соответствии с ISO 9001, отметили управленческий и экономический эффекты от системного управления.

    Следует учитывать, что согласно определению международных стандартов ISO 9000:2000 система менеджмента качества, при всей универсальности – это часть системы менеджмента организации, направленная на достижение результатов в соответствии с целями в области качества. Результативная СМК может служить основой для создания интегрированной системы менеджмента. Более того, интегрированная система будет жизнеспособной тогда, когда к уже успешно функционирующей системе менеджмента качества добавляется другая система, например, экологического менеджмента. В целях развития практики совместного применения стандартов и повышения тем самым эффективности бизнеса требования ISO 14000 версии 2004 г. были максимально приближены к приведенным в стандарте ISO 9001:2000. В дополнении к этому требования OHSAS 18001 также могут быть интегрированы в систему управления, построенную в соответствии с требованиями стандартов на системы качества и экологии.

   Под интегрированной системой менеджмента (ИСМ) следует понимать часть системы общего менеджмента организации, отвечающую требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующую как единое целое. [2, С. 491]

   Наиболее распространенными на сегодняшний день интегрируемыми системами являются: система менеджмента качества по МС ISO серии 9000; система управления окружающей средой по МС ISO серии 14000; система менеджмента в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний по OHSAS 18000; социальная ответственность организации – стандарт ISO 26000 (SA 8000).

   Применение стандартов ISO 14001 и OHSAS 18001 способствует достижению различных целей организации. Например, уменьшение случаев наступления ответственности в связи с загрязнением территории и т.д.

   Системный подход организации базируется на доверии, верификации (контроле) и открытости. Стандарт SA 8000 может быть применен к любой организации, независимо от ее размера и формы. [1, С. 78]

   Стандарт SA 8000 рассматривается как инструмент улучшения качества продукции и повышения производительности, позволяющий достичь необходимого компромисса между работниками и работодателями. Применение стандарта SA 8000 дает предприятиям преимущества в виде повышения отдачи от каждого рабочего места, в итоге - увеличение эффективности. Выгода для работников - это повышение производительности труда, сохранение здоровья и т.д.

   Рассматриваемые системы менеджмента, «склонные» к интеграции, во многом схожи в тех областях, где возможно применение одинаковых подходов.

   Возможность такой интеграции в основном обуславливается тем, что указанные стандарты имеют общую структуру, основанную на применении универсального цикла Деминга-Шухарта (PDCA). Интегрированный подход к построению системы менеджмента (СМ) подразумевает наличие единой системы управления, которая удовлетворяет требованиям 2-х или более стандартов. Он предполагает сведение всех оперативных процессов в единую систему менеджмента с едиными функциями управления.

   Единого международного стандарта на построение интегрированных систем менеджмента пока нет. Тогда стандартизация в области СМ будет развиваться не в направлении создания единого стандарта на СМ, а по пути гармонизации стандартов на СМ, которые уже существуют, и тех, которые еще будут разработаны.

   В стандарте ИСО 9001-2000, пункт 0.4 «Совместимость с другими системами менеджмента», указывается, что «настоящий международный стандарт не содержит конкретных требований к другим системам менеджмента, таким, которые присущи менеджменту охраны окружающей среды, менеджменту профессионального здоровья и безопасности, или финансовому менеджменту». Далее – там же «организация может также преобразовывать свою уже существующую систему(ы) менеджмента, чтобы создать систему менеджмента качества, отвечающую требованиям настоящего международного стандарта».

    Однако, в случае нескоординированной работы по внедрению различных систем менеджмента, могут быть допущены ошибки. Это может быть связано с тем, что возникают дублирующие структуры управления.

Для  того  чтобы  избежать  подобных  ошибок  организациям  необходима  модель  оценки  уровня интегрированности СМ. Уровень интегрированности СМ – один из важнейших показателей зрелости организации. В частности, он характеризует гибкость управления. Повышая уровень интегрированности СМ, организация переходит и на новые ступени своего развития. При этом под интегрированностью системы понимается не только ее способность удовлетворять требованиям различных стандартов менеджмента, но и наличие механизмов, позволяющих наиболее эффективным образом использовать общие элементы построения СМ, указанных в этих стандартах.

    На базе анализа опыта предприятий, уже имеющих интегрированные системы менеджмента, можно выделить и принципы внедрения ИСМ.

   В качестве основы интегрированной системы должна выступать единая политика организации, в которую входят такие составляющие как: экология, безопасность и т.д. должны быть равноправными и согласованными частями.

   Следует отметить, что ответственность за функционирование ИСМ должна оставаться прерогативой высшего руководства. Координатору интегрированной системы (менеджер по качеству) следует подчинить подразделения, непосредственно занимающиеся другими видами деятельности в рамках системы (служба охраны окружающей среды, охраны труда и т.п.)

   Успешность развития интегрированной системы напрямую связана с уровнем интеграции. Классификация уровней интеграции приведена в Табл.1. [4, С. 17]


Таблица 1 Классификация уровней интеграции СМ

  

Показатель уровня

Характеристика

 

 

Незначительный уровень

Руководство входящими в состав ИСМ системами осуществляется

разными людьми и анализ со стороны руководства производится изолированно; для каждой системы сформулирована своя Политика, без учета основополагающих моментов других систем; и применяются различные подходы к построению документации и механизмы планирования

Средний уровень

Политики систем гармонизированы, проводится общий анализ со

стороны руководства, есть координатор интегрированной системы и осуществляется информирование персонала о ее ключевых процессах

 

Высокий уровень

Единая гармонизированная политика и обязательства, общий набор и

управление документами, общий анализ функционирования и информированность персонала об интеграции систем

 

    Выгоды от построения интегрированных систем менеджмента для организаций в современных условиях таковы:

1.      административные: уменьшение уровня бюрократизации и возможных нестыковок в ходе выполнения требований нормативной документации, гармонизация процедур внутреннего и внешнего аудитов;

2.      рыночные преимущества: соответствие потребностям заинтересованных сторон, повышение конкурентоспособности и имиджа организации, выход на новые рынки;

3.      юридические: понимание правовых требований, лучшее соответствие законодательству, улучшение

взаимодействия с контролирующими органами;

4.      финансовые: сокращение издержек, времени и других ресурсов на разработку и поддержание в рабочем состоянии систем, снижение размеров страховки и т.п.

   Принимая решение о создании ИСМ, организация переходит на новые ступени своего развития и совершенствования бизнеса.

   Использование же единой ИСМ на уровне отрасли или региона невозможно, так как каждая сфера деятельности, будь то химическая промышленность или автомобилестроение имеет свои уникальные особенности, которые необходимо учитывать. При этом следует отметить тот факт, что общие тенденции управления качеством едины, но для каждой конкретной сферы существуют свои особенности, которые необходимо учитывать, планируя деятельность, в т.ч. в области управления качеством. В связи с этим в настоящее время большое значение придается также разработке отраслевых систем менеджмента.

   Как правило, стандарты на системы менеджмента в различных секторах базируются на стандартах ИСО серии 9000, включая в полном объеме содержание стандарта ИСО 9001 и дополняя его (отраслевые стандарты). В общем виде на уровне определённой отрасли или сферы деятельности ИСМ будет иметь более обобщенный характер, предоставляющий свободу выбора отраслевого стандарта, в зависимости от специфики деятельности.

   Выбор интегрированных систем управления позволяет получить максимальную выгоду от слияния (синергетического эффекта) различных систем менеджмента и устойчивый мультипликативный эффект на окружающие социально-экономическое пространство. [2, С. 101]

   Однако проблема качества столь многогранна и сложна, что ее невозможно решить на уровне отдельно взятой организации. Необходимо объединение усилий, налаживание партнерских отношений, распространение методов менеджмента качества на более высокие уровни управления – муниципальный, региональный, национальный. Это важно и для России, обладающей рядом существенных особенностей.

   Сегодня потребность в обеспечение качества испытывают все отрасли экономики, и более того, можно с уверенностью спрогнозировать, что по мере роста глобализации торговли, финансов, политических отношений такая потребность возникнет и у всех систем. С одной стороны высокое качество продукции обеспечивает стабильную работу, с другой стороны высокое качество жизни граждан обеспечивает социальную стабильность, а, следовательно, и повышение конкурентоспособности страны. Динамичное социально-экономическое развитие России объективно невозможно без решения проблем качества во всех сферах жизнедеятельности. Без повышения качества всех видов деятельности невозможно обеспечить переход к инновационной социально ориентированной экономике, т.к. – это экономика, основанная как на знаниях, так и на постоянном повышении качества жизни населения, то освоение и внедрение современных механизмов экономики качества является необходимым и эффективным видом инноваций. [5, С. 3]

    В последнее время все более весомую роль приобретают инновации в управлении. Наиболее распространенной ее формой является создание интегрированной системы менеджмента качества.

    Следует отметить, что системы ИСМ, основанные на общих принципах управления и единых требованиях, изложенных в международных стандартах, по существу являются универсальным механизмом повышения эффективности деятельности любого объекта управления и могут применяться в различных сферах и отраслях экономики.

 

Cписок литературы

1.      Киселева, Л.С. Стандартизация КСО: российские и международные реалии в области устойчивого развития. / Л.С. Киселева. – М. : Высшее образование, 2009. – 392 с.

2.      Окрепилов, В.В. Особенности построения и оценки интегрированных систем менеджмента: опыт органа по сертификации Тест-С.-Петербург. Качество, стандартизация, контроль: теория и практика: Материалы VI-й Международной научно-практической конференции, 26-28 сентября 2006 г.– Киев: АТМ Украины, 2006. – 156 c.

3.      Окрепилов, В.В. Экономика качества. / В. В. Окрепилов. - СПб. : Наука, 2011. – 308 с.

4.      Окрепилов, В.В., Иванова, Г.Н. Система менеджмента охраны труда и здоровья и ее интеграция с системами менеджмента качества и окружающей среды. Качество, стандартизация, контроль: теория и практика: Материалы VII-й Международной научно-практической конференции, 25-27 сентября 2007 г. – Киев : АТМ Украины, 2007. – 120 с.

5.      Okrepilov, V.V. Economic development based on the economics for quality/ Baltic Rim Economies. Quarterly Review, 2011. – 20 p.