Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА РЕКРУТМЕНТА В РОССИИ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
11 января 2016г.

   Развитие рыночной экономики в России напрямую влияет не только на появление постоянной потребности в квалифицированных работниках, вследствие роста значимости «человеческого фактора», но и на появление, наряду с различными стандартными бизнес-услугами, новой отрасли услуг по подбору персонала – рекрутменту [1]. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одним из наиболее эффективных механизмов подбора персонала в настоящее время становятся рекрутинговые агентства. Использование внешних рекрутинговых услуг, т. е. обращение в агентства по подбору персонала, является одним из характерных признаков развития бизнес-культуры компании.

   Рекрутинг как вид предпринимательской деятельности, состоящий в оказании услуг по подбору персонала, сравнительно молод. Местом его возникновения считаются США, а временем – начало 50-х годов прошлого века. История рекрутмента в России начинается с 1989 года. За сравнительно небольшой период времени отрасль услуг по подбору персонала прошла серьезный путь: с нуля до состояния, когда по уровню применяемых технологий она сравнима с фирмами США и Европы.

    Становление рынка рекрутмента проходило одновременно с усилением потребности экономики страны в новых источниках и методах поиска и отбора персонала [2]. Российский рынок рекрутинговых услуг имеет несколько отличительных особенностей, несмотря на то, что данный вид услуг берет начало формирования с Запада. Так если в странах Европы и США рекрутинговые агентства сформировались пройдя стадию консалтинга, то отечественные агентства миновали эту стадию.

    С момента зарождения в России до настоящего времени рынок рекрутмента прошел ряд стадий.

    Этап зарождения (1989-1994 гг.). Стремительное развитие рыночных отношений в СССР дало возможность развития иностранных фирм, что в свою очередь способствовало формированию спроса на услуги по подбору персонала. В 1989 году начали свою работу первые рекрутинговые агентства: «Контакт», «Триза», «Анкор», «Соэкон» и др. Первые агентства по подбору персонала были расположены только в двух городах – Москве и Санкт-Петербурге. Данные агентства открывались на базе организаций и союзов по трудоустройству граждан. При этом основными и первыми заказчиками являлись преимущественно иностранные компании, а также российские компании, делавшие первые шаги в условиях формирования рыночной экономики, и не имеющие никакого представления о том, что же такое рекрутмент [6]. К 1990 году была отменена фактическая государственная монополия по подбору персонала в зарубежные фирмы и совместные предприятия через Управление по обслуживанию дипломатического корпуса (УПДК). 20 сентября 1991 года появилась статья Василия Захарько «Охотники за головами» в газете «Известия». Не случайно день выхода этой статьи — 20 сентября, ежегодно отмечается как День рекрутера. В своей работе он первым упомянул о деятельности западных кадровых агентств и заявил о важности создания подобных агентств в России.

    В 1991-1993 гг. российский рынок рекрутмента начал быстро развиваться в связи с тем, что западные кадровые агентства (Prend & Associates, Eurospan, GEMM Consaltmg, Nickolson International) стали открывать свои представительства в России, а также всё большее количество российских фирм пробовали заняться оказанием рекрутинговых услуг. В 1993–1994 гг. начинают выходить специальные издания на русском языке для ищущих работу и работодателей (газеты «Работа для Вас», «Приглашаем на работу») [3].

    Этап становления. Отличительными особенностями этапа становления рекрутмента в России (1995-1997 гг.) является быстро возросшее количество рекрутинговых агентств. В связи с этим стало меняться отношение к подбору персонала по средствам рекрутинговых агентств среды российских компаний-заказчиков, так как из такого большого количества агентств были лишь единицы, кто  действительно мог предоставить квалифицированные услуги по подбору персонала. 17 мая 1996 года – начало развитие в России электронного рекрутмента – открытие службы Human Resources On–Line (HRO) (www.hro.ru) – первого web-сервера, реализовавшего технологии  электронного  рекрутинга  в российском  сегменте  всемирной паутины.  В основу бизнес–модели службы HRO было положено платное размещение вакансий предприятий и кадровых агентств. Осенью того же года была запущена и другая российская система электронного рекрутинга, ныне известная как PointJob (www.pointjob.ru) [5]. В 1996 году была создана Всероссийская ассоциация консультантов по подбору персонала (АКПП), а также был сформулирован профессионально-этический кодекс консультанта по подбору персонала [4]. В 1997году российский рынок рекрутинговых услуг был уже представлен более чем 200 фирмами.

    Этап стабилизации (1998 – 2007 гг.). Финансово-экономический кризис в 1998 году привёл к серьёзному ухудшению положения на рынке кадровых услуг. Большинство компаний приостановило найм персонала, число заказов у рекрутинговых агентств в этот период снизилось на 70–80%. В целях «выживания» ведущие компании расширили перечень услуг, оказываемых компаниям. Теперь это не только подбор персонала, но и обзоры зарплат специалистов, аутсорсинг, аутстаффинг, а некоторые ведущие агентства даже вынуждены работать в нише «трудоустройство специалистов». С осени 1999 года многие компании начали активно набирать персонал. Уже в ноябре 1999 года десять ведущих отечественных рекрутинговых агентств объявили о создании единой сети специализированных кадровых агентств. В 2000 году рынок рекрутмента вырос по обороту вдвое. Впервые в России начали осуществляться проекты по массовому рекрутменту. Так, агентство Kelly Services осуществляло поиск более тысячи постоянных  сотрудников для двух мегамаркетов Metro Cash and Carry, еще 500 – для компании IKEA. Знаменательным событием в развитие российской кадровой индустрии стало создание в 2000 году коммерческого объединения специализированных кадровых компаний — Сеть Специализированных Кадровых Агентств (ССКА), в которую вошли 10 московских компаний. На данном этапе развития рекрутмента в России была внедрена автоматизированная система, первая СRM-система для рекрутинга (E-Staff-рекрутер, Система автоматизации Агентства ПРОФИЛЬ, RESUME-банк, HRhome — система размещения вакансий и пр.) [5].

     Этап спада (2008 г. – по настоящее время). Мировой финансовый кризис 2008 года произвел на рынок рекрутмента в России крушительное воздействие. Многое агентства закрылись, некоторые – провели слияние. До кризиса в России было 100 тысяч сотрудников кадровых агентств, в 2009 году их стало меньше наполовину. Экономическая ситуация привела к тому, что спрос на услуги кадровых агентств в ноябре-декабре 2008 году упал на 70–80% [1]. С началом 2011 года ситуация постепенно начала меняться — рынок «оживал» и, соответственно, требовал новых подходов к подбору персонала.

   В настоящее время в России кадровые агентства начинают объединяться в организации и ассоциации с разработанными нормами и правилами работы (например, Ассоциация консультантов по подбору персонала, Сеть специализированных кадровых агентств). Это необходимо для обмена опытом, создания единых профессиональных стандартов проведения собеседований, оценки кандидатов, результатов работы и единых требований к квалификации рекрутера. В конце 2013 года была создана Федерация Рекрутмента НК РЧК, главная цель которой – повышение качества рекрутинговых услуг для клиентов из всех отраслей экономики России. В 2014 году по результатам исследования рынка подбора и предоставления персонала в России зарегистрировано 1203 компании, занятых в сфере подбора персонала.

   Рынок подбора персонала активно развивается, появляются как новые инструменты поиска кандидатов, как и новые способы взаимодействия между компаниями – заказчиками и рекрутинговыми агентствами (рекрутерами). Так в феврале 2015 года запустился новый российский сервис по подбору персонала JungleJobs. Таким образом, какие бы сложности ни претерпевал рынок труда, потребность в высококвалифицированных сотрудниках всегда будет оставаться актуальной, а значит, деятельность рекрутинговых агентств будет еще более востребованной.

 

Список литературы

1.      Зелинская М.В. Интеллектуальный капитал в экономике знаний. В сборнике: Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений. Материалы VI международной научно- практической конференции. Саратов, 2014. – С. 24-26.

2.      Зелинская М.В. Подходы к подбору персонала в России и за рубежом. В сборнике: Актуальные вопросы развития современного общества. Сборник научных статей 5-ой Международной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. Курск, 2015. – С. 80-82.

3.      Зелинская М.В., Пронин Е.С. Системный подход при отборе персонала: основные этапы и критерии. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2015. – № 108. – С. 1093-1106.

4.      Зелинская М.В., Чернявская С.А. Ресурсы активизации развития региональной экономической системы. // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2012. – № 1. – С. 208-210.

5.      Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда (практическая макроэкономика труда): учебник. М.: Изд-во «Альфа–Пресс», 2007. 900 с.

6.      Ярушкина Е.А., Зелинская М.В. Воспроизводство отношений собственности в условиях постиндустриальных преобразований. Монография / Краснодар, 2014. – 110 с.