01 декабря 2016г.
Система закупок для государственных и муниципальных нужд в настоящее время осуществляет сложнейшую функцию рационального расходования бюджетных средств и полноценного обеспечения предприятий и организаций государственной и муниципальной собственности необходимыми для их деятельности элементами. В этой системе формируется и реализуется процесс приобретения материалов, сырья, оборудования, коммунальных и бытовых услуг, энергии и т.п. Система закупок охватывает предприятия и организации здравоохранения, дошкольного, среднего, средне- специального, высшего и последующего образования, предприятий транспорта, строительства, промышленности и связи, охраны правопорядка, обороны, энергии, торговли и иные предприятия и организации, находящиеся в ведении федеральных, региональных и местных органов власти. В системе государственных закупок в качестве другой взаимодействующей стороны зачастую выступают предприятия частной собственности, преследующие коммерческие интересы, а также в некоторых случаях созданные с участием иностранного капитала или находящиеся в собственности граждан других государств.
Динамика объемов закупок для государственных и муниципальных нужд по отраслям неодинакова и зависит от потребностей каждой из них в определенном временном интервале. Поскольку для поддержания деятельности предприятий и организаций необходимы элементы, потребность в которых может возникать как разово, так и на постоянной основе, а стоимость элементов не всегда отражает их роль для заказчика, стоимостные показатели закупок не в полной мере раскрывают тенденции, протекающие в системе закупок.
Центральным звеном и ключевым инструментом государственных и муниципальных закупок является в настоящее время электронная система торгов, осуществляемая с помощью электронных площадок в Интернет с частично открытым доступом для поставщиков и заказчиков продукции, работ и услуг.
На начало 2016 года электронная система торгов была представлена такими основными электронными площадками, как ЭТП ММВБ, АГЗ РТ, РТС-Тендер, АО «ЕЭТП», ЗАО «Сбербанк-АСТ». Каждая электронная площадка к 2016 году сформировала свою историю создания, развития и завоевания места в системе электронных торгов для государственных и муниципальных нужд.
Владельцем и оператором ЭТП ММВБ является акционерное общество «Электронные торговые системы» (АО «ЭТС») г. Москва, являющееся правопреемником ЗАО «ММВБ-ИТ» г. Москва [5].
Электронная площадка АГЗ РТ создана ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» г. Казань Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №359 от 29.04.1997г. С декабря 2015г. агентство становится одним из шести организаторов продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме [2].
В 2010 г. ООО «Индексное агентство РТС» создает электронную площадку РТС- Тендер. В системе госзакупок принимает участие с января 2010 г. В настоящее время курируется ООО «РТС-тендер» г. Москва, имеющему Сибирский, Дальневосточный, Северо-Западный, Уральский, Южный филиалы, представительства в Амурской, Белгородской, Воронежской, Забайкальской, Калининградской, Кемеровской областях, Краснодарском и Красноярском краях и ещё в 17 субъектах РФ, в т.ч. Республике Крым [6].
Крупнейшая электронная площадка Сбербанк-АСТ, владельцем которой является ЗАО «Сбербанк-автоматизированная система торгов», зарегистрированное в июле 2002 г. Единственным акционером компании является ПАО «Сбербанк России» [9].
В 2009 г. на базе межрегиональных компаний группы «Связьинвест» и холдинга АФК «Система», начавших электронные торги еще в 2005 году, образована площадка АО «ЕЭТП» г. Москва. Учредителями стали Правительство Москвы 51,82% и Банк ВТБ 48,18% [3].
По данным статистики единой электронной торговой площадки в структуре электронных торгов по числу размещенных лотов и заключенных контрактов на протяжении последних пяти лет лидирует ЗАО «Сбербанк-АСТ» (рис. 1 и табл. 2).
Таблица 2
Структура количества заключенных
контрактов на электронных площадках системы госзакупок РФ, %
[4]
Электронная площадка
|
Годы
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
ЭТП ММВБ
|
3,6
|
4,0
|
3,4
|
3,0
|
3,6
|
АГЗ РТ
|
4,2
|
4,3
|
3,9
|
3,5
|
3,3
|
РТС_Тендер
|
12,1
|
17,7
|
22,5
|
24,8
|
28,8
|
АО «ЕЭТП»
|
19,4
|
19,8
|
18,6
|
18,2
|
17,0
|
ЗАО «Сбербанк-АСТ»
|
60,8
|
54,2
|
51,6
|
50,4
|
47,4
|
Организационно-экономический механизм осуществления закупок для государственных и
муниципальных нужд состоит из следующих основных элементов:
1.
непосредственные участники закупочного
процесса (заказчики, исполнители);
2.
проверяющие и контролирующие органы;
3.
денежные потоки;
4.
потоки товаров,
работ и услуг;
5.
электронная система торгов;
6.
нормативно-правовое поле;
7.
система плановых показателей и показателей оценки эффективности закупок;
8.
ценообразование на предмет
торгов;
9.
конкурентная среда;
10.
инструменты защиты участников торгов
(штрафы, пени, компенсации, реестр
недобросовестных поставщиков,
электронная цифровая подпись, ограничение прав и доступа к информации по закупкам и
пр.);
11.
целевое и программное планирование объемов и структуры государственного заказа;
12.
обучение и повышение квалификации в области закупок для государственных и
муниципальных нужд.
В основе исследуемого закупочного процесса находится целевое и программное
планирование, осуществляемое министерствами и ведомствами на федеральном, региональном и местном уровнях на основе совокупности потребностей конкретных государственных и муниципальных организаций и учреждений в товарах, работах и услугах для непрерывного ведения хозяйственной деятельности. В настоящее время в активной стадии находится более сорока государственных программ, в том числе по направлениям: новое качество жизни – 14 программ с общим бюджетом 3 441,0 млрд. руб., инновационное развитие и модернизация экономики – 18 программ на 1 943,1 млрд. руб., эффективное государство – 4 программы на сумму 1 128,9 млрд. руб., сбалансированное региональное
развитие – 6 программ с бюджетом 734,7 млрд. руб. и
обеспечение национальной безопасности – 2 программы [1,7]. В рамках основной
госпрограммы, как правило,
предусмотрена реализация ряда специальных целевых подпрограмм.
Программно-целевая основа приобретения необходимых товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд позволяет сбалансировать процесс своевременного
удовлетворения потребностей учреждений и организаций, однако имеет ряд
негативных моментов, тормозящих этот процесс и снижающих его качество. Среди
них: существенное удлинение сроков закупки в связи с необходимостью соблюдения предусмотренных законодательством этапов торгов, выбор более бюджетных товаров, работ и услуг в рамках выделяемого финансирования, необходимость постоянной перестройки на экономико-правовые отношения с победителем торгов (поскольку
сформировать долгосрочные отношения с известным проверенным поставщиком в рамках
системы госзакупок весьма затруднительно
в силу непредсказуемости исхода).
Системной проблемой в процессе госзакупок можно также считать процесс ценообразования на лоты, а именно обоснование начальной
максимальной цены
контракта. На практике цена контракта формируется преимущественно на основе самостоятельно добытой заказчиком информации о рыночных ценах на аналогичный
товар, работу или услугу, либо сведений о фактически сложившихся ценах на торгах
по аналогичному ассортименту у других заказчиков. Такая информация в значительной
степени субъективна и зачастую не отражает реально возможный минимальный уровень цены, который
и является целью проведения конкурсов и аукционов в системе закупок
для государственных и муниципальных нужд. Имеется также немало фактов
картельных сговоров
поставщиков для удерживания завышенной цены на товар, поставляемый в госструктуры
[8].
Учитывая характер деятельности государственных и муниципальных предприятий, основная цель хозяйственной деятельности которых заключается все-таки не в извлечении максимальной прибыли, а решении социальной функции – обеспечении потребностей
населения в медицинском обслуживании, образовании, социальном и пенсионном
обеспечении, защите границ государства, охране правопорядка и т.д., следует различать и оценивать экономическую, социальную и профессиональную эффективность системы государственных и муниципальных закупок. Формирование системы плановых
показателей и показателей оценки эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд в настоящее время является
одной из наиболее
актуальных направлений совершенствования процесса обеспечения
организаций необходимыми
товарами, работами и услугами,
а также оптимизации
бюджетных расходов.
Список
литературы
1.
Государственные программы
Российской Федерации.
Официальный портал Госпрограмм РФ. - Режим доступа: http://programs.gov.ru/Portal/
2.
ГУП Агентство
по государственному заказу,
инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан – Режим доступа:
http://www.agzrt.ru/
3.
О Компании –
АО «ЕЭТП» - Режим доступа: www.roseltorg.ru
4. Портал закупок – Режим доступа:http://www.zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html
5.
Регламент
определения
поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при
осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд на Электронной торговой площадке ММВБ «Госзакупки» - Режим доступа: www.etp-micex.ru
6.
РТС-Тендер – электронная
торговая площадка для государственных и муниципальных закупок. Контакты –
РТС-тендер – Режим доступа: www.rts-tender.ru
7.
Федеральный закон
"О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд" от
05.04.2013 N 44- ФЗ (действующая редакция, 2016) – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
8. ЦИРП: Исследование
коррупции
и
рейтинг коррупционных
дел – Режим доступа: http://www.rf-region.ru/projects/1065.htm
9. ЭТП Сбербанк-АСТ – Режим доступа: www.sberbank-ast.ru