Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

Авторы:
Город:
Пятигорск
ВУЗ:
Дата:
26 ноября 2017г.

В настоящее время одним из ключевых факторов инновационной экономической модели выступает человеческий капитал, который представляет собой движущую силу интенсивного и одновременно устойчивого экономического роста, при этом включает не просто трудовые ресурсы, но и системы накопления знаний, информационного обеспечения профессиональной деятельности, а также качество жизни в трудовой деятельности каждого человека.

Человек как важная часть общественного богатства рассматривался в работах представителей классической политической экономии. В первую очередь, такие экономисты как В. Петти, А. Смит, Дж.С. Милль, К. Маркс и др. включали развитые полезные способности человека в понятие основного капитала. Не прерывалась дискуссия о необходимости и целесообразности трактовки человека и его способностей как своеобразного основного капитала.

Фундамент теории человеческого капитала был заложен во второй половине ХХ века. Тогда идея приоритетности развития человека получила научное обоснование и признание общества (за создание основ теории Т. Шульцу в 1979 г. и Г. Беккеру в 1992 г. была присуждена Нобелевская премия по экономике), начала реализовываться в национальных программах развития и проектах международного сотрудничества. Последующая эволюция этой теории обеспечила признание в новом тысячелетии науки, образования, высоких технологий и здравоохранения ключевыми факторами социально-экономического развития.

Отечественными исследователями человеческий капитал определяется как совокупность качеств, влияющих на производительность труда и являющихся источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества. Такими качествами обычно считают природные способности, знания, умения, навыки, полученные через формальное обучение или образование либо через практический опыт человека, творческие способности, а также морально-психологическое и физическое здоровье, мотивы деятельности, обеспечивающие возможность приносить доход.

Значение человеческого капитала в условиях модернизации всех сторон общественной жизни неуклонно возрастает. По оценке Всемирного банка, в развитых странах 64% в структуре национального богатства принадлежит человеческому капиталу, 16% - физическому и только 20% - сырьевому фактору. В России же, наоборот, 72% приходится на сырьевой капитал, по 14% - физический и человеческий капитал, по качеству последнего Россия занимает 71-е место в мире.

В связи с этим человеческий капитал отнесён к числу ключевых факторов перехода к инновационному типу развития экономики, обозначенному в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г., базирующаяся на модели инновационного социально - ориентированного развития страны, взамен экспортно-сырьевой модели предполагает использование конкурентных преимуществ не только в традиционных, но и в наукоёмких секторах экономики, усиление роли инноваций, снижение зависимости от топливно-сырьевого экспорта, а также возрастание роли человеческого капитала и повышение его эффективности. В качестве приоритетных направлений государственной политики в области развития человеческого капитала на обозначенную перспективу выбраны следующие: стабилизация демографической обстановки в стране, снижение смертности в трудоспособном возрасте, повышение размеров минимальной заработной платы и трудовой пенсии, сбалансированный рост заработной платы и производительности труда, внедрение новой эффективной системы оплаты труда бюджетных работников, создание эффективной пенсионной системы, внедрение инновационных технологий и решение кадровых проблем в здравоохранении и образовании, повышение жилищных стандартов, улучшение состояния окружающей среды, внедрение эффективной системы утилизации отходов производства и потребления, распространение стандартов здорового образа жизни, возрождение массовости населения в занятиях физкультурой, повышение доступности социальных услуг для населения и повышение её конкурентоспособности на международном уровне и др.

Государственная региональная политика в соответствии с Концепцией долгосрочного социально- экономического развития РФ направлена на реализацию потенциала развития каждого региона, преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений, создание равных возможностей граждан и содействие развитию человеческого потенциала. Социально-экономическая политика в российских регионах должна выстраиваться в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ.

Регион является локальным социокультурным пространством, и с него необходимо начинать строить инновационную макросистему. Именно регионы способны в полном объеме реализовывать функции национальной инновационной системы, при этом они выступают в качестве объектов инновационного развития на национальном уровне и одновременно являются субъектами регулирования инновационной политики на местном уровне. Совокупность всех региональных инновационных систем, объединенных единой целью (устойчивое развитие страны на основе достижений «инновационной» экономики) и действующих в рамках общей экономической политики и законодательства, будет составлять научно-инновационную систему страны в целом.

Следовательно, устойчивое экономическое развитие региона обеспечивается на основе проведения эффективной структурной перестройки региональной экономики, реализуемой на основе анализа факторных оценок составляющих конкурентного потенциала территории. Решение проблемы устойчивого социально- экономического развития региона во многом обеспечивается улучшением качества и повышением конкурентоспособности производимых товаров и услуг, специализация на которых определяет место региона в общероссийской экономике. К факторам конкурентных возможностей региона относятся (см. рисунок 1): общий уровень социально-экономического потенциала, ресурсно-сырьевой потенциал, социальная инфраструктура, рыночная инфраструктура, человеческий капитал и другие. Сегодня решающим фактором региональной конкурентоспособности становится человеческий капитал, совершенствование которого предполагает эффективное управление инвестициями в их квалификацию и способности, а, следовательно, в производительность труда и высокое качество продукции.


Сегодня решающим фактором региональной конкурентоспособности становится человеческий капитал, совершенствование которого предполагает эффективное управление инвестициями в их квалификацию и способности, а, следовательно, в производительность труда и высокое качество продукции.

В свою очередь, уровень и качество развития человеческого капитала региона в значительной мере определяет потенциал развития региона (см. рисунок 2).


Следовательно, вопросы вклада человеческого капитала в экономику региона, его формирование и использование становятся приоритетными для регионального развития и постоянно должны находиться в центре внимания органов региональной власти. Модель управления региональной экономикой должна опираться на управленческую парадигму регионального развития, приоритетом которой является ставка на полное раскрытие потенциала человеческого капитала территории и сопряжение интересов региональных органов государственной власти (совокупный социально-экономический эффект), бизнеса (максимизация прибыли и минимизация издержек) и общества (повышение уровня жизни населения региона). Более того, необходимо    нейтрализовать    «провалы»    современной    парадигмы    регионального    управления, характеризующейся доминированием административных методов воздействия на социально-экономические процессы и использованием инструментов «ручного управления», эффективно справлялась бы с поставленными целями и задачами управления.

Таким образом, разработка и реализация единой модели развития экономики региона на основе формирования и рационального использования человеческого капитала в различных видах трудовой деятельности позволит обеспечить широкий доступ к образованию, стимулировать научно-технический прогресс и поддерживать инновационные направления развития экономики. Также применение модели управления развитием региональной экономики позволяет целенаправленно воздействовать на подсистему формирования и использования человеческого капитала в целях более эффективного применения совокупного ресурсного потенциала территории.

 

 

 

Список литературы

 

1.                   Величковский, Б.Т. Реформы и здоровье населения страны. Пути преодоления негативных последствий. - М.: РГМУ, 2001. -36 с.

2.                   Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 239 с.

3.                   Дикинов А.Х., Анасов В.В., Исмаилов М.Ю., Касаева Т.В. Моделирование процессов устойчивого  развития  территорий.                                 В    сборнике:    Приоритеты    и  механизмы     обеспечения экономического роста, Финансовой стабильности и социальной сбалансированности в России. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С.36-40

4.                   Дикинов А.Х., Касаева Т.В., Цалоева М.К. Математические модели прогнозирования сложных социально-экономических систем и процессов: особенности практического применения. Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2015. № 5 (67). С. 80-87.

5.                   Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации: 2010. Цели развития тысячелетия в России: взгляд в будущее. - М., 2010. - 156 с.

6.                   Гринчель Б.М., Назарова Е.А. Методы оценки конкурентной привлекательности регионов: монография. СПб.: ГУАП. 2014. - 244 с.

7.                   Касаева Т.В. Государственнное регулирование, направленное на человеческий капитал. Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 8 (54). С. 58-62.

8.                   Касаева Т.В. Ресурс здоровья в функционировании человеческого капитала: теория и практика. Монография / Т. В. Касаева; Министерство образования и науки РФ, ГОУ ВПО "Пятигорский гос. лингвистический ун-т". Пятигорск, 2010.

9.                   Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

10.               World Development Report 1997. The State in a Changing World [World Bank]. — N.Y., Oxford:Oxford Univ. Press, 1997, June. - 226 p.