26 ноября 2017г.
В настоящее время одним из ключевых факторов инновационной экономической модели выступает
человеческий капитал, который представляет собой движущую силу интенсивного и одновременно
устойчивого экономического роста, при этом включает не просто трудовые ресурсы, но и системы
накопления знаний, информационного обеспечения профессиональной деятельности, а также качество жизни
в трудовой
деятельности каждого человека.
Человек как важная часть общественного богатства рассматривался в работах представителей
классической политической экономии. В первую очередь, такие экономисты как В. Петти, А. Смит, Дж.С.
Милль, К. Маркс и др. включали развитые полезные способности человека в понятие основного капитала. Не прерывалась дискуссия о необходимости и целесообразности трактовки человека и его способностей как
своеобразного основного капитала.
Фундамент теории человеческого капитала был заложен во второй половине ХХ века. Тогда идея приоритетности развития человека получила научное обоснование и признание общества (за создание основ теории Т. Шульцу в 1979 г. и Г. Беккеру в 1992 г. была присуждена Нобелевская премия по экономике),
начала реализовываться в национальных программах развития и проектах международного сотрудничества. Последующая эволюция этой теории обеспечила признание в новом тысячелетии науки, образования, высоких технологий и здравоохранения ключевыми факторами социально-экономического развития.
Отечественными исследователями человеческий капитал определяется как совокупность качеств,
влияющих на производительность труда
и являющихся источниками дохода
для
человека,
семьи,
предприятия и общества. Такими качествами обычно считают природные способности, знания, умения, навыки, полученные через формальное обучение или образование либо через практический опыт человека, творческие способности, а также морально-психологическое и физическое здоровье, мотивы деятельности,
обеспечивающие возможность приносить доход.
Значение человеческого капитала в условиях модернизации всех сторон общественной жизни неуклонно возрастает. По оценке Всемирного банка, в развитых странах 64% в структуре национального
богатства принадлежит человеческому капиталу, 16% - физическому и только 20% - сырьевому фактору. В России же, наоборот, 72% приходится на сырьевой
капитал, по 14% - физический и человеческий капитал, по качеству последнего Россия занимает
71-е место в мире.
В связи с этим человеческий капитал отнесён к числу ключевых факторов перехода к
инновационному типу развития экономики,
обозначенному в Концепции социально-экономического развития Российской
Федерации
на
период до 2020 года.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г., базирующаяся на модели инновационного социально - ориентированного развития страны, взамен экспортно-сырьевой модели предполагает использование конкурентных преимуществ не только в традиционных, но и в наукоёмких секторах экономики, усиление роли инноваций, снижение зависимости от топливно-сырьевого
экспорта, а также возрастание роли человеческого капитала и повышение его эффективности. В качестве приоритетных направлений государственной политики в области развития человеческого капитала на обозначенную перспективу выбраны следующие: стабилизация демографической обстановки в стране,
снижение смертности в трудоспособном возрасте, повышение размеров минимальной заработной платы и
трудовой пенсии, сбалансированный рост заработной платы и производительности труда, внедрение новой эффективной системы оплаты труда бюджетных работников, создание эффективной пенсионной системы, внедрение инновационных технологий и решение кадровых проблем в здравоохранении и образовании, повышение жилищных стандартов, улучшение состояния окружающей среды, внедрение эффективной системы утилизации отходов производства и потребления, распространение стандартов здорового образа жизни, возрождение массовости населения в занятиях физкультурой, повышение доступности социальных услуг для населения и повышение её конкурентоспособности
на
международном уровне и
др.
Государственная региональная политика в соответствии с Концепцией долгосрочного социально- экономического развития РФ направлена на реализацию потенциала развития каждого региона, преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений, создание равных возможностей граждан и
содействие развитию человеческого потенциала. Социально-экономическая политика в российских регионах должна выстраиваться в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ.
Регион является локальным социокультурным пространством, и с него необходимо начинать
строить инновационную макросистему. Именно регионы способны в полном объеме реализовывать функции национальной инновационной системы, при этом они выступают в качестве объектов инновационного развития на национальном уровне и одновременно являются субъектами регулирования
инновационной политики на местном уровне. Совокупность всех региональных инновационных систем, объединенных единой целью (устойчивое развитие страны на основе достижений «инновационной» экономики) и действующих в рамках общей экономической политики и законодательства, будет составлять научно-инновационную систему страны в целом.
Следовательно, устойчивое экономическое развитие региона обеспечивается на основе проведения эффективной
структурной перестройки
региональной экономики, реализуемой на основе анализа факторных
оценок составляющих конкурентного потенциала территории. Решение проблемы устойчивого социально- экономического развития региона во многом обеспечивается улучшением качества и повышением
конкурентоспособности производимых товаров и услуг, специализация на которых определяет место
региона в общероссийской экономике. К факторам конкурентных возможностей региона относятся (см. рисунок 1): общий уровень социально-экономического потенциала, ресурсно-сырьевой потенциал,
социальная инфраструктура, рыночная инфраструктура, человеческий капитал и другие. Сегодня решающим фактором региональной конкурентоспособности становится человеческий капитал,
совершенствование которого предполагает эффективное управление инвестициями в их квалификацию и способности, а, следовательно, в производительность труда и высокое качество продукции.
Сегодня решающим фактором региональной конкурентоспособности становится человеческий
капитал, совершенствование которого предполагает эффективное управление инвестициями в их
квалификацию
и способности, а, следовательно, в производительность труда и высокое качество продукции.
В свою очередь, уровень и качество развития человеческого капитала региона в значительной мере определяет потенциал развития региона (см. рисунок 2).
Следовательно, вопросы вклада человеческого капитала в экономику региона, его формирование и использование становятся приоритетными для регионального развития и постоянно должны находиться в
центре внимания органов региональной власти. Модель управления региональной экономикой должна опираться на управленческую парадигму регионального развития, приоритетом которой является ставка на полное раскрытие потенциала человеческого капитала территории и сопряжение интересов региональных
органов государственной власти (совокупный социально-экономический эффект), бизнеса (максимизация
прибыли и минимизация издержек) и общества (повышение уровня жизни населения региона). Более того, необходимо нейтрализовать
«провалы»
современной парадигмы регионального управления, характеризующейся доминированием административных методов воздействия на социально-экономические процессы и использованием инструментов «ручного управления», эффективно справлялась бы с поставленными
целями
и задачами управления.
Таким образом, разработка и реализация единой модели развития экономики региона на основе
формирования и рационального использования человеческого капитала в различных видах трудовой деятельности позволит обеспечить широкий доступ к образованию, стимулировать научно-технический прогресс и поддерживать инновационные направления развития экономики. Также применение модели
управления развитием региональной экономики позволяет целенаправленно воздействовать на подсистему
формирования и использования человеческого капитала в целях более эффективного применения совокупного ресурсного потенциала территории.
Список литературы
1.
Величковский, Б.Т. Реформы и здоровье населения страны. Пути преодоления негативных последствий. - М.: РГМУ, 2001. -36 с.
2.
Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 239 с.
3.
Дикинов А.Х.,
Анасов В.В., Исмаилов М.Ю., Касаева Т.В. Моделирование процессов устойчивого развития территорий. В сборнике: Приоритеты и механизмы обеспечения экономического роста,
Финансовой
стабильности
и
социальной
сбалансированности в России.
Сборник
статей Международной
научно-практической
конференции. 2016. С.36-40
4.
Дикинов А.Х.,
Касаева Т.В., Цалоева М.К. Математические модели
прогнозирования сложных социально-экономических систем и процессов: особенности практического применения. Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН.
2015. № 5 (67). С.
80-87.
5.
Доклад о развитии
человеческого потенциала в Российской
Федерации: 2010. Цели развития тысячелетия в России: взгляд в будущее. - М., 2010. - 156 с.
6.
Гринчель Б.М., Назарова Е.А. Методы оценки конкурентной привлекательности
регионов: монография. СПб.: ГУАП. 2014. - 244 с.
7.
Касаева Т.В. Государственнное регулирование, направленное на человеческий капитал.
Социально-экономические явления и
процессы. 2013.
№ 8
(54). С. 58-62.
8.
Касаева Т.В. Ресурс здоровья в функционировании
человеческого капитала: теория и практика. Монография
/
Т. В.
Касаева;
Министерство образования
и
науки
РФ,
ГОУ ВПО "Пятигорский гос. лингвистический ун-т". Пятигорск, 2010.
9.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на
период
до 2020 года: утверждена
распоряжением
Правительства Российской
Федерации
от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
10.
World Development Report 1997. The State in a Changing World [World Bank]. — N.Y., Oxford:Oxford Univ. Press, 1997, June. - 226 p.