Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
26 ноября 2017г.

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 15-02-00326 –«Государственно-частное партнерство: организационно-экономические механизмы и методы согласования экономических интересов».

 

За последнее десятилетие, в результате совместных проектов между государством и частным сектором, в экономике России произошло существенное возрастание масштабов использования механизма государственно-частного партнерства (ГЧП), превратив данный институт в одно из важнейших условий формирования эффективной политики повышения инновационной активности, развития производственной, социальной и транспортной инфраструктуры.

Для российской экономики институт ГЧП – явление новое. В зарубежной литературе трактовка ГЧП широко используется с 1981 г. [1, с. 22-25; 3, с. 1], тогда как законодательная база России до 2015 г. содержала лишь косвенную информацию о ГЧП (см. [7, 9 и 10]). Первое упоминание официально датируется в нормативно-правовом акте регионального значения 2006 г. [5], который затрагивал не все возможные формы сотрудничества государства и бизнеса. Сложившаяся ситуация изменилась после принятия Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [11].

Несмотря на юридические трудности при осуществлении института ГЧП, в России утвердилась положительная тенденция включения в систему допуска к государственным заказам субъектов малого бизнеса, тем самым, определяя данный институт как сбалансированный инструмент реализации множественных интересов государства и представителей частного сектора. Подобное взаимодействие способствует получению большего синергического эффекта и увеличивает привлечение дополнительных инвестиций, необходимых для успешной реализации запланированных государственно-частных проектов.

С введением против России экономических санкций со стороны западных стран, эффективность функционирования хозяйственных субъектов на российском рынке заметно снизилась. По мнению автора, приоритетными объектами для реализации ГЧП должны выступать не прибыльные и быстро окупаемые сферы деятельности (обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, общественное питание, операции с недвижимым имуществом), а отрасли, отвечающие долгосрочным интересам государства и общественным нуждам. Примером такого суждения является агропромышленный комплекс.

В пользу выбора ориентира на развитие и поддержку сельскохозяйственной деятельности свидетельствует тот факт, что до ввода санкций российский рынок был перенасыщен импортной пищевой продукцией,    зачастую    недешевой    и    далеко   не    самого   лучшего   качества.    Отечественные сельскохозяйственные товары, в связи с отсутствием со стороны государства заинтересованности в их продвижении и вытеснении с рынка транснациональными продовольственными корпорациями российских товаропроизводителей, практически не поступали в крупные точки сбыта и реализовывались на местных рынках или среди частных клиентов. Тревожным сигналом для фермеров послужило вступление России в ВТО, что еще больше сократило расходы на содержание агропромышленных отраслей. Введенное в 2014 г. по отношению к России продовольственное эмбарго несколько улучшило сложившуюся ситуацию, однако вектор экономической политики сохранил свою устремленность на импорт, изменив только географию поставщиков и производителей сельскохозяйственной продукции.

На данном этапе в России сложилась ситуация, когда при наличии со стороны населения спроса на отечественные продукты питания и имеющийся природно-климатический потенциал для их воспроизводства, снижается уровень покупательной способности вследствие завышения цен на импортную продукцию. Достигнутый результат является закономерным итогом равнодушного отношения государства к агропромышленному комплексу с момента распада СССР, что привело к разрушению материально- технической базы сельского хозяйства и инфраструктуры сел и деревень, нарушению взаимодействия между аграрным и промышленным сектором, снижению плодородия почв из-за застоя, сокращению бюджетного финансирования товаропроизводителей.

Изменение сложившейся ситуации представляется возможным благодаря внедрению механизма ГЧП в агропромышленный комплекс в форме взаимоотношения между государством и субъектами малого сельскохозяйственного бизнеса в целях совместной реализации общественно значимых инвестиционных проектов и программ. Подобное сотрудничество окажет положительное воздействие на развитие вышеуказанных субъектов и позволит повысить их эффективность.

В соответствии с законодательством [8] к субъектам малого сельскохозяйственного бизнеса относятся крестьянские (фермерские) хозяйства – объединения граждан, связанных родством и (или) свойством и имеющих в общей собственности имущество, деятельность которых направлена на развитие народных промыслов, выполнение торгово-закупочных операций, переработку сельскохозяйственной продукции, обработку садовых участков и огородов.

Эффективность функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств подкрепляется конечным результатом их деятельности – выпуском продукции, объемы которой, как следует из графика на рис. 1, ежегодно увеличиваются.


Несмотря на стабильный рост объемов продукции, ресурсы в крестьянских (фермерских) хозяйствах пополняются в основном за счет крупных коллективных хозяйств, что обуславливается низким уровнем материально-технического обеспечения малых форм предпринимательства в АПК из-за незначительных собственных финансовых вложений. При этом договорные отношения между малыми хозяйствами и крупными агрофирмами по аренде технических средств и производственных площадей фактически не развиты.

Производственный и социальный потенциал крестьянских (фермерских) хозяйств может раскрыться в полной мере и приносить максимальную отдачу лишь при наличии отлаженной системы материально- технического и производственного обслуживания, сбыта и переработки производимой ими продукции. Наиболее высокие результаты достигаются за счет применения программно-целевого метода управления, позволяющего в рамках разрабатываемых федеральных, отраслевых и региональных целевых программ привлекать средства федерального бюджета на условиях софинансирования региональных бюджетов и частных инвесторов. К сферам для реализации ГЧП следует отнести отрасли сельского хозяйства (растениеводство и животноводство) и перерабатывающей промышленности, обеспечивающие импортозамещение доминирующих на региональных рынках продовольственных товаров зарубежного производства.

В этой связи автором предлагается системно-комплексная оценка влияния института ГЧП на социально-экономическую эффективность и конкурентоспособность крестьянских (фермерских) хозяйств. Достижение данной оценки представляет собой итеративный (поэтапный) процесс.

Первый этап – определение влияния ГЧП на социально-экономическую эффективность функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств на долгосрочный период по формуле:


Согласно исследованиям, активное потребление населением продуктов питания, содержащих генетически модифицированные организмы, может привести к опасным для жизни онкологическим заболеваниям [2, с. 230]. В России, как и в странах Евросоюза, принят 0,9% пороговый уровень для их маркировки [2, с. 229], что является одним из элементов реализации Доктрины продовольственной безопасности РФ. Вместе с тем образуемые в процессе деятельности малых форм хозяйствования отходы растениеводства и животноводства могут быть вовлечены для производства биотоплива (топливных гранул) и минеральных удобрений, что обеспечит повышение эффективности всего производственного цикла и снизит вредное воздействие крестьянских (фермерских) хозяйств на окружающую среду.

Второй этап – обоснование воздействия ГЧП на конкурентоспособность крестьянских (фермерских) хозяйств на долгосрочный период по формуле:



Третий этап – оценка комплексного воздействия ГЧП на социально-экономическую эффективность и конкурентоспособность крестьянских (фермерских) хозяйств на долгосрочный период, рассчитываемая по формуле:


Предложенный автором алгоритм системно-комплексной оценки воздействия государственно- частных партнерских отношений на социально-экономическую эффективность и конкурентоспособность крестьянских (фермерских) хозяйств может быть использован при реализации подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг. [4].

Конкурентными преимуществами ГЧП при сокращении участия государства применительно к управлению крестьянскими (фермерскими) хозяйствами являются поддержание и дальнейшее развитие сельскохозяйственной деятельности малых форм, улучшение качества жизни в сельской местности за счет взаимного использования достоинств партнеров. При этом может происходить увеличение доходов и снижение издержек фермеров посредством оформления их участия в сельскохозяйственных потребительских кооперативах. Реализация данных преимуществ возможна при соблюдении следующих условий:

·    создание предпосылок для увеличения количества инновационных крестьянских (фермерских) хозяйств за счет налоговых преференций, таможенных льгот и государственных субсидий;

·    повышение эффективности использования сельскохозяйственных земельных угодий на территории фермерских хозяйств;

·    рост доходов населения, занятого в малом сельскохозяйственном бизнесе;

·    модернизация материально-технической базы крестьянских (фермерских) хозяйств как средство повышения качества и уровня конкурентоспособности российской пищевой продукции.

Вышеуказанные условия могут быть достигнуты на основе применения следующих целевых индикаторов:

–        увеличение объемов реализации молока, полученного сельскохозяйственными потребительскими кооперативами у фермеров, %;

–        количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих инвестиционные проекты создания и развития собственных хозяйств с использованием совместной поддержки государства и частного бизнеса, ед.;

–        количество крестьянских (фермерских) хозяйств, развивающих собственную материально- техническую базу с использованием форм совместной поддержки государства и частного бизнеса, ед.;

–        количество построенных и реконструированных семейных растениеводческих и животноводческих ферм, ед.;

–        площадь земельных участков, оформленных в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, тыс. гектаров.

При объеме бюджетных ассигнований на реализацию указанной подпрограммы за счет средств федерального бюджета в размере 114,3 млрд руб. предусматривается создание к 2020 г. дополнительно 14 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, преимущественно инновационного типа. Прирост пищевой продукции, произведенной малыми формами хозяйствования, к 2020 г. может составить 7,4% к суммарному объему аграрного производства в РФ [4].

Использование института ГЧП в аграрном секторе применительно к системному стратегическому управлению развитием мобильных и нацеленных на инновации крестьянских (фермерских) хозяйств может обеспечить в долгосрочном периоде мультипликативный синергический эффект в результате реализации совместных инвестиционных проектов государства и частного бизнеса. Это должно положительным образом отобразиться на повышении эффективности и конкурентоспособности малых предприятий на внутренних и внешних рынках, увеличит востребованность отечественной сельскохозяйственной продукции и поспособствует решению проблем импортозамещения пищевых товаров и повышению уровня доступности населения к продуктам здорового питания.

 

Список литературы

 

1.     Варнавский В.Г. Определение государственно-частного партнерства в экономической теории и практике / В сб. «Институты и механизмы функционирования государственно-частного партнерства». М.: ИЭ РАН, 2010. С. 19-26.

2.     Варшавский А.Е. Проблемные инновации: риски для человечества. Экономические, социальные и этические аспекты. М.: URSS, 2014. 328 с.

3.     Гагарин П. Государственно-частное партнерство как инструмент реализации масштабных проектов. Аналитическое исследование «Градиент Альфа Инвестментс Групп». М. 2013. 14 марта. C. 1-7.

4.     Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг. Утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2014 года N 1421) / Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

5.     Закон Санкт-Петербурга от 25 декабря 2006 года N 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» / Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

6.     Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа –http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/economy/

7.     Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» / Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

8.     Федеральный Закон РФ от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства    в    Российской    Федерации»     /    Справочно-правовая    система «КонсультантПлюс».

9.     Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» / Справочно- правовая система «КонсультантПлюс».

10.Федеральный закон РФ от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» / Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

11.Федеральный Закон РФ от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» / Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».