Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДЫ И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕКУЩЕГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
10 января 2016г.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы внутрифирменного планирования в условиях инновационной экономики. Рассмотрены недостатки текущего планирования на отечественных предприятиях. Уделено отдельное внимание тактическому планированию, а также определены направления совершенствования процесса тактического планирования на предприятиях.

Ключевые слова: тактическое планирование, планирование, внутрифирменное планирование, экономика Summary: In article questions of intra firm planning in the conditions of innovative economy are considered.

Shortcomings of routine planning at the domestic enterprises are considered. The separate attention to tactical planning is paid, and also the directions of improvement of process of tactical planning at the enterprises are defined.

Keywords: tactical planning, planning, intra firm planning, economy

   В условиях функционирования современной рыночной экономики деятельность предприятия намного усложняется, что обусловлено различными внешними и внутренними факторами. Исходя из этого, решение проблемы управления организацией, направленного на повышение экономической эффективности предприятия, приобретает особую актуальность на сегодняшний день. Так, одной из важнейших задач формирования эффективной системы управления хозяйствующими субъектами является развитие направлений внутрифирменного планирования в условиях инновационной экономики.

    Содержание понятия внутрифирменного планирования состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития предприятия с учетом современных условий экономического развития, связанных с постоянным обновлением, модернизацией социально-экономических процессов. Это выражается в конкретизации целей развития всего предприятия в целом и каждого подразделения в отдельности на установленный период времени, в определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации.

   По этой причине стратегическое и тактическое планирование становятся важными элементами достижения поставленных целей на конкретном предприятии.

    Текущее планирование рассматривается в работах многих зарубежных и отечественных ученых, посвящённых проблемам планирования: Р. Акоффа, И. Ансофа, работах дореформенного периода М.3. Вора, Г.А. Краюхи на, В Г. Конторовича, Г.Я. Кипермана, в современных исследованиях М.М. Алексеевой, М.И. Бухалкова, Г.И. Шепеленко и др. Однако содержащиеся в них толкования сущности и методики планирования дискуссионны и представлены различающимися позициями.

   Для процесса текущего планирования на отечественных предприятиях характерен ряд недостатков:

¾    производственный подход к планированию;

¾    недостаточная взаимосвязь всех сторон деятельности фирмы (производства, финансов, логистики, маркетинга, управления персоналом);

¾    неполное внимание к вопросам взаимосвязи тактического планирования и стратегического и др.

   Поэтому совершенствование данного процесса весьма важно с позиций повышения эффективности функционирования промышленных предприятий [6].

    В процессе управления предприятием наибольшую роль играет текущее планирование. Общепринятого и  единственно верного определения не существует, их множество. В описаниях тактического планирования в различных работах выделяются те или иные основополагающие, по мнению авторов, аспекты, но, как правило, обязательно присутствуют следующие моменты:

–      Отрезок времени – незначительные сроки, в частности, год.

–      Ресурсы – тактическое планирование предполагает принятие решения о распределении ресурсов.

–      Направленность на достижение стратегии – тактический план конкретизирует стратегический.

   Текущее планирование – грамотно производимая последовательность действий и решений по распределению ресурсов на конкретный отрезок времени, по главным функциональным аспектам  основной деятельности организации, разрабатываемая на уровне руководителей и имеющая цель – достижение запланированных показателей и, тем самым, реализацию общей стратегии предприятия [6].

    Тактический план имеет разнонаправленное назначение. В целом он выполняет три основные функции, которые переплетаются друг с другом – это функции прогнозирования, координации и регулирования. и контроля.

    Также для повышения эффективности тактического планирования необходимо, чтобы план удовлетворял следующим требованиям: гибкость плана, полнота планирования, поддержка со стороны высшего руководства, комплексность планирования, ответственность за разработку и выполнение планов, приоритет текущих решений над планом, точность и ясность.

   Состав разделов и показателей тактического плана зависит от специфики и отраслевой принадлежности предприятия. Основные разделы тактического плана предприятия и последовательность их разработки схема- тически представлены на Рисунке 1.

    Существуют некие препятствия или барьеры к формированию эффективной подсистемы тактического планирования – это личностные барьеры, которые связаны с предубеждениями отдельных индивидов относительно планирования своей деятельности; организационные барьеры, вызванные ограниченностью в информационных ресурсах и сложностью выполнения решений, принятых в процессе планирования.

    На основе всего вышесказанного были определены направления совершенствования процесса тактического планирования на предприятиях.

Рис.1. Укрупненная схема разработки разделов тактического плана[6]

 

  Во-первых, для того чтобы обеспечить более тщательную взаимосвязь различных сторон деятельности организации, предлагаем наряду с текущими или тактическими планами использовать структуру операционных, финансовых, инвестиционных планов.

   Во-вторых, необходимо поддержка высшего руководства и его участие в планировании, и назначения и строгое распределение ответственности за процесс планирования

  В-третьих, создание на предприятии эффективной системы обмена информацией для предотвращения конфликтов и улучшение взаимопонимание в группе, занимающейся планированием.

   В-четвертых, необходимо увязать систему планирования с системой награждений, а также поощрение системы участия и развития групповых навыков управления.

   Рост неопределенности развития и повышение прогресса внешней среды указывают на необходимость сокращения цикла  планирования, внедрения модернизированного  и многовариантного планирования деятельности организации. Можно допустить, что приемлемым в организациях будет переход к такому виду планирования, как интерактивное, которое будет ориентированно на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, что позволит повысить уровень развития предприятия. Разработанные рекомендации должны применяться и реализовываться при поддержке высшего руководства, при этом наибольшая эффективность будет достигнута только тогда, когда в разработке планов будут участвовать его исполнители.

 

Список литературы

1.      Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы: учеб.-метод, пособие / М.М. Алексеева. — М.: Финансы и статистика, 2013. — 248 с.

2.      Грицунова С.В., Кокин А.Н. Особенности интеграции предпринимательских систем в сфере инфраструктурного обеспечения АПК // Журнал «Экономика и предпринимательство», № 3(ч.2). – Москва, 2015.

3.      Данилина М.Г. Основы планирования на предприятии: курс лекций для студентов экономических специальностей, бакалавров и магистров по  направлениям «Экономика», «Менеджмент» и «Торговое дело». Ч. 1. – М.: МИИТ, 2012. – 86 с.

4.      Ильин, А.И Планирование на предприятии / А.И. Ильин, Л.М. Синииа. — Минск: Новое Знание, 2014. — 635 с.

5.      Кирдяева О.В., Воробьева С.А. Совершенствование тактического планирования на промышленных предприятиях // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. С. 233.

6.      Пидоймо Л.П. Методологические и методические  основы тактического планирования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2010.№ 2. С. 124-128.

7.      Савкина Р.В. Планирование на предприятии: учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 324 с.