10 января 2016г.
Исследование зарубежного опыта антикризисной политики активно способствует улучшению российской политики и разработки механизмов её осуществления. Вместе с тем бездумное копирование антикризисных мер более развитых стран будет нерезультативным. Экономические основы государственного антикризисного управления в большинстве стран со сформированной рыночной экономикой представлены в различных аспектах.
Например, в Соединенных Штатах Америки это выражается в улучшении законов в сфере занятости, увеличении числа рабочих мест, в особенности для молодых людей, разработке структурных программ совершенствования региона и тому подобном. Ещё одним существенным курсом развития государственного антикризисного управления территориями в Америке является кооперация абсолютно всех научно государственных ведомств и направление их общих усилий на создание, и развитие региональной политики [3].
В государствах с высокоразвитой рыночной экономикой набран обильный опыт предупреждения различных типов кризисов и их преодоления с минимальными издержками, как на уровне предприятий, так и на уровне регионов. А в Российской Федерации экономические, социальные и исторические условия образования кризисных ситуаций довольно сильно отличаются от развития кризисов в других странах. Несмотря на данный факт, необходимо исследование зарубежного опыта и обдуманного и интеллектуального подходов к его использованию в процессе управления предприятиями различных уровней.
В современных российских условиях наиболее допустим опыт антикризисной политики в Великобритании, Германии, Италии и других странах [2]. В Великобритании социально-экономическая напряженность наиболее остро проявилась в индустриальных агломерациях, где концентрируются традиционные отрасли – угледобыча, производство стали и текстиля. Примером депрессионного региона была Центральная Шотландия.
В Германии депрессионным регионом был Рур с угольно - металлургической специализацией. В США к подобным регионам относятся территории с высоким уровнем безработицы и низким уровнем доходов. Классический пример – Аппалачский регион. В Италии выделяется Юг с аграрной ориентацией. В каждой стране применяется индивидуальный подход по выводу регионов из кризисного состояния [1]. Целесообразно представить основные мероприятия отдельно взятых стран, проводимые для улучшения состояния регионов, путем преодоления кризиса.
В Великобритании основными мероприятиями являются:
- непосредственная инвестиционная деятельность государства по развитию производственной и социальной инфраструктуры, в первую очередь транспорта и жилья;
- финансовые меры, стимулирующие размещение и рост производства в депрессивных регионах (гарантии на капиталовложения, займы, налоговые льготы, региональные премии за занятость);
- меры «негативного контроля» за промышленным строительством, предусматривающие разрешение на промышленное предпринимательство.
В Германии основными мероприятиями являются:
- поддержка новых фирм, действующих в передовых отраслях;
- обеспечивается единая схема для проведения реструктуризации и развития всех земель;
- государственное инвестирование, идущее в традиционные отрасли (металлургический комплекс и частный инновационный капитал;
- создаются системы оказания помощи, которые исключают конкуренцию между землями. В Соединенных Штатах Америки основными мероприятиями являются:
- использование конструкции энергопроизводственных циклов, разработанные советскими учёными, т.е. привлечение в регион новых отраслей, способных извлечь выгоды из местоположения и потенциального рынка региона;
- развитие рекреационных ресурсов;
- диверсификация сельского хозяйства, в том числе пригородного;
- расширение занятости и уровня доходности в каждом отдельном регионе, использование его промышленного потенциала.
В Италии основными мероприятиями являются:
- минимизация влияния негативных факторов у структурно слабых регионов и создание условий для обеспечения их возможностью принимать активное участие в социально-экономическом развитии страны;
- комплекс мероприятий по созданию благоприятной «бизнессреды» и развитию инфраструктуры;
- создание долгосрочных и конкурентоспособных рабочих мест, стабилизация ситуации на рынке труда. Во Франции основными мероприятиями являются:
- мероприятия, связанные с осуществлением мониторинга, оценки воздействия и необходимого количества финансовых ассигнований для каждого региона переобучение сотрудников, проведение исследовательских работ, финансирование вузов и других госструктур, направленные на повышение благосостояния регионов;
- мероприятия по повышению занятости и экономического развития, нацеленные на улучшение «бизнессреды» для малых предприятий путем предоставления грантов и консультаций.
В целом мероприятия, проводимые на депрессивных территориях, у многих стран схожи. Ключевым является стимулирование производства, бизнеса и повышение занятости в регионах. Однако одни страны проводят комплексные меры оздоровления всех регионов одновременно, другие же уделяют большее внимание экономически отсталым регионам для обеспечения их возможностью принимать активное участие в социально- экономическом развитии страны. Региональная антикризисная политика предполагает наличие скоординированного политического подхода.
Таким образом, региональная антикризисная политика многих стран может служить хорошим опытом и примером в борьбе с кризисом. Но нельзя забывать, что кризис – это, прежде всего динамичный процесс, что в каждом случае он индивидуален и антикризисные мероприятия должны также учитывать возможности каждого отдельно взятого региона, предприятия. Теория и практика зарубежных стран показывают, что формирование эффективной антикризисной политики возможно только при скооперированном согласовании всех факторов. В настоящее время термин «антикризисное управление» на многих территориях, предприятиях употребляется в очень узком значении – точнее, лишь как уменьшение негативных результатов наступившего кризиса. Важнейшие основы антикризисного управления, такие как предугадывание наступления кризиса и устранение причин его появления для дальнейшего развития, почти не применяются. Государственная стратегия в области антикризисного управления должна строиться на использовании следующих мероприятий: наблюдение за внутренним и внешним финансовым и экономико-социальным состоянием региона, направленное на обнаружение признаков начинающегося кризиса; своевременный анализ и проведение оценки социально экономического положения территории; совершенствование разработок и дальнейшей реализации мер по преодолению кризиса с минимальными последствиями; раскрытие факторов конкурентоспособности, разработка антикризисной политики для ликвидации кризисной ситуации и предотвращения её в будущем. Такие мероприятия, нужно проводить в рамках антикризисного управления предприятиями. Инструментом эффективного управления организацией, находящейся в кризисной ситуации, может быть комплексная программа развития, в ней должны выявиться актуальные проблемы, раскрываться способы их решения и дальнейшей реализации. Предоставленная программа обязана разрабатываться как органами региональной власти, так и местными организациями, и предприятиями в целом. Существенной особенностью этой программы должно стать жесткое ограничение по времени. Должны проводиться активные мероприятия по преодолению кризисной ситуации и выводу регионов, предприятий из депрессивного состояния.
Нужно отметить, что государственная политика в области антикризисного управления должна разрабатываться на основе комплексных антикризисных мер, методик и технологий с заранее обнаруженным фактором кризиса в регионе, на предприятии обоснованием условий конкурентоспособности, которые рассматриваются как постулаты для дальнейшего развития, реализации стратегии перехода от экстенсивного курса к интенсивному. Необходимо сформировать систему предвидения и обнаружения наступающего кризиса, базирующуюся на успешно применяемом зарубежном опыте и методиках международного антикризисного управления территориями. Данный подход улучшит эффективность антикризисного управления.
Список литературы
1. Алексеев В.В. Зарубежный опыт антидепрессионной региональной политики. – 1992 г.
2. Емельянов Е.В., Аксенов П.А. Региональная политика Европейских государств // Вопросы новой экономики. 2011. №3 С.19– 23.
3. Хомерики Н.Б. Отечественный и зарубежный опыт развития региональной политики // Вопросы экономики и права. 2011. № 9. С. 38–41.