Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ В РАМКАХ НАПРАВЛЕНИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
10 января 2016г.

   Актуальность данной темы состоит в том, что на сегодняшний день формирование инновационной экономики становится наиболее важным  направлением стратегического развития России. Исследованиями в области данной темы занимались такие экономисты как В.П. Делия, ректор Института социально-экономического прогнозирования и моделирования, А.А. Гусев, один из ведущих отечественных ученых в сфере международных отношений, Г.П. Журавлева, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

   Россия активно действует в рамках энерго-сырьевого направления, что в свою очередь сказывается на увеличении зависимости от импорта товаров и технологий в других сферах деятельности. Для России неравномерное распределение ресурсов по видам деятельности связано с добывающим характером экономики, что обусловливает зависимость национальной экономики от конъюнктуры мировых рынков сырья.8 Таким образом, для поддержания конкурентоспособности России на мировой арене необходимо в качестве одной из приоритетных задач российской экономики поставить модернизацию технологий в сырьевых секторах.

     В рамках данной проблематики возможны следующие пути решения:

· Вложение инвестиций в человеческий капитал, то есть: сфера образования должна стать фундаментом, основой для развития научных идей, помогать молодым и талантливым ученым реализовывать свои проекты в научной и инновационной среде;

· Увеличение производительности труда и эффективности производства в ближайшие годы минимум в несколько раз;

· Рациональное использование энергетического и сельскохозяйственного потенциала страны, переход экономики на более глубокую переработку природных ресурсов;

· Модернизация всех используемых технологий и оборудования, что позволит повысить эффективность переработки сырья, вследствие чего на рынок поступит более качественный итоговый продукт;

· Расширение действующих систем коммуникаций и их дальнейшая оптимизация;

· Совершенствование финансовой инфраструктуры, создание наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса, поддержки инновационных отраслей экономики.

   Необходимо помнить о невозможности начать вышеуказанные действия, не решив несколько основных проблем, стоящих перед государством на сегодняшний момент:9

· стимулирование населения к инновационному поведению

· создание равных для всего населения страны экономических возможностей во всех сферах жизнедеятельности общества

· улучшение эффективности экономики за счет увеличения производительности труда

    Параллельно с этим необходима разработка индивидуального подхода к каждой из сфер деятельности, выявление особенностей и возможностей поиска соответствующих «ниш», в которых российская экономика смогла бы занять достойное место. Конечный результатом этой цепочки преобразований будет вхождение России в число мировых технологических лидеров.10

     На этом фоне усиление влияния государства на экономическую политику, в том числе и на проведение системной модернизации, становится оправданным. Разумеется, учитывается и роль рынка, на котором, в основном, преобладают фирмы малого и среднего бизнеса. При наличии обширной программы, стимулирующей развитие малого и среднего бизнеса в стране, возможно привлечение этих фирм на решение задач модернизации экономики. В связи с этим заслуживают одобрения предусмотренные в госбюджете ассигнования и их постоянный рост с 440,2 в 2010 г. до 645,5 млрд руб. в 2013 г. на реализацию федеральной целевой программы «Инновационное развитие и модернизация экономики».11

 

8    Арефьев П.В. Преодоление социальной дифференциации как фактор перехода к устойчивому экономическому развитию. / Вестник Финансового университета. М: Финансовый университет – 2014. № 1. - с.5

9 Делия В.П. Тенденции экономического развития и инновационная стратегия России. / Проблемы современной экономики. 2011. № 3. с.25

10      Гусев А.А. Особенности устойчивого развития в современных экономических условиях. Экономика природопользования. Обзорная информация. Москва. - 2010. - № 5. – 561 с.

11    Министерство экономического развития Российской Федерации. Портал внешнеэкономической информации. Поддержка инновационных проектов.


   Камнем преткновения для современной российской экономики является ухудшение условий накопления капитала при одновременном нарастании технологического отставания, что никак не соответствует возможностям осуществления НТП. Если в конце 80-х годов прошлого столетия доля промышленных предприятий, занимающихся разработкой и внедрением нововведений, составляла около 2/3, то в 2002 г. - лишь 9,8%, в то время как в развитых странах - 70 %. К настоящему времени инновационная деятельность в России снизилась до 1 %.12 Более детальные данные представлены в Табл.1.


Таблица 1 Динамика расходов на НИОКР в % к ВВП.


 

Год

ВВП в текущих ценах, млрд руб.

Расходы на НИОКР, млрд руб.

Динамика расходов на НИОКР в % к ВВП

2000

7305,6

76,7

1,05

2001

8943,6

105,5

1,18

2002

10830,5

135,4

1,25

2003

13208,2

170,4

1,29

2004

17027,2

195,8

1,15

2005

21609,8

231,2

1,07

2006

26917,2

288,0

1,07

2007

33247,5

372,4

1,12

2008

41276,8

429,3

1,04

2009

38807,2

485,1

1,25

2010

46308,5

537,2

1,16

2011

55967,2

623,3

1,11

2012

62218,4

688,7

1,11

2013

66755,3

735,6

1,10

2014

71406,4

783,3

1,10

 

    В соответствии с представленными данными в России заметны постоянные колебания уровня расходов на НИОКР. Нарастить инновационный потенциал возможно при условии приоритетного развития наукоемких отраслей с высокой долей затрат на научно-исследовательскую деятельность. К сожалению, из-за неблагоприятного инвестиционного климата, недоверия к действиям правительства, в России наблюдается «утечка» капитала за рубеж. По расчетам, произведенным Российской Академией Наук, 1 доллар, учитываемый как «утечка» капитала, снижает объем инвестиций на 10,3 руб., а объем ВВП - на 24,5 руб.13

   На современном этапе для экономики России характерны наличие дефицита традиционных видов топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов, их удорожание из-за перехода на менее доступные и более трудоемкие месторождения, а также увеличение затрат на предотвращение и ликвидацию негативных последствий загрязнений на окружающую среду. Поэтому вопрос о рациональном использовании природных ресурсов является столь важным при составлении программы экономического развития страны.

    В.И. Вернадский, советский ученый, еще в 20-х  годах  прошлого столетия говорил  о необходимости изменения парадигмы экономического развития в направлении гармоничного взаимодействия природы и общества.14 Россия может первой осуществить переход к инновационной экономике, ориентированной на новую экологически безопасную и ресурсосберегающую модель. Так, Председатель Правительства Дмитрий Медведев считает, что в 2015-2017 годах приоритетной будет являться деятельность по созданию спроса на инновационную продукцию. На сегодняшний момент наблюдается рост инновационной активности в государственном секторе:

60 компаний с государственным участием реализуют программы инновационного развития с объёмом финансирования более 1,3 триллиона рублей.15 Для дальнейшего успешного развития необходимо сформулировать новую инновационную стратегию, которая позволит экономить ресурсы, расширить ассортимент отечественных товаров, работ и услуг, представляемых на рынке, а также улучшить инвестиционный климат и понять инвестиционную привлекательность страны для вложения в наукоемкие производства.

    

12   Журавлева Г.П. Системная модернизация экономики как важнейшее условие ее инновационного развития. / Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2011. № 7. Том 99.

13    Российская Академия Наук. Фундаментальные научные исследования. Отчет о деятельности Российской академии наук. Научные достижения Российской академии наук в 2012 году.

14    Вернадский В.И. Ноосферная парадигма развития общества, науки, культуры, образования и экономики в XXI веке : коллективная монография / Под науч. ред. А.И.Субетто и В.А.Шамахова. В 3-х томах. Том – СПб.: Астерион, 2013. -574 с.

   Внедрение этих предложений позволит России выйти на мировую арену одним из лидеров, способным не только противостоять глобальным угрозам человечества, но и способным перейти на новую модель экономического развития. Страна сможет сохранить суверенитет в экономике, перейти на ресурсосберегающие технологии, уменьшить уровень бедности населения, а так же превратить природные ренты в основной бюджетообразующий доход. Таким образом, опираясь на свою собственную модель модернизации, учитывая международный опыт, устраняя препятствия и возможные недостатки модернизации в той или иной отрасли, в различных регионах страны, Россия сможет продвигаться вперед по пути прогресса.

 

Список литературы

1.      Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа от 26.09.2015    http://www.ved.gov.ru/moder_innovac/projects/

2.      Российская Академия Наук. [Электронный ресурс]. Режим доступа от 26.09.2015 http://www.ras.ru/scientificactivity/scienceresults/annualreport.aspx

3.      Арефьев  П.В.  "Преодоление  социальной  дифференциации  как  фактор  перехода  к  устойчивому экономическому развитию" / Вестник Финансового университета. М: Финансовый университет – 2014. № 1.

4.      Вернадский В.И. Ноосферная парадигма развития общества, науки, культуры, образования и экономики в XXI веке: коллективная монография / Под науч. ред. А.И. Субетто и В.А. Шамахова. В 3-х томах. Том – СПб.: Астерион, 2013. -574 с.

5.      Рейнбах Е.Ю. Формирование региональной культурной политики в контексте модернизации образования. Материалы  международной научно-практической конференции. Орловский государственный институт искусств и культуры. 2014. с. 29-33.