Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТРАТЕГИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В АПК РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Авторы:
Город:
п.Персиановский
ВУЗ:
Дата:
10 января 2016г.

    По данным минпрома Ростовской области, основная работа по имортозамещению в промышленности региона осуществляется в соответствии с документами, утверждёнными правительством РФ и по большинству «проблемных» позиций работа уже ведётся. При этом основная доля проектов, направленных на импортозамещение, сосредоточена в создаваемых на территории области промышленных кластерах, таких как: вертолётостроительный, сельхозмашиностроительный, лёгкой промышленности, морской, атомной, медицинской и других отраслях.

   Развитие кластера позволяет обеспечить оптимизацию отечественных предприятий, повышению степени переработки сырья, импортозамещению товаров, интенсификации частно-государственного партнёрства, значительно расширить возможность оказания господдержки предприятиям реализующим проекты по импортозамещению, чему способствует Федеральный Закон «О Промышленной политике», вступивший в силу со второго полугодия 2015 года.  В соответствии с этим законом,  в среднем по отраслям обрабатывающей промышленности долю импорта в потреблении к 2020 году планируется сократить с 51% до 39%.

   Такой закон необходим и для агропромышленного комплекса, который бы предусматривал создание регионального центра импортозамещения (РЦИ). Этот центр мог бы решать проблемы информирования и содействия импортозамещения, а отечественные производители продукции будут знать всех потенциальных заказчиков, последние же располагать базой данных производителя.

   Указом Президента России 6 августа 2014 года за № 560 «О применении отдельных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» сроком на один год введён запрет на ввоз в страну сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, из США, Европейского Союза, Канады, Австралии, Норвегии. В условиях запрета обострилась проблема импортозамещения основных продовольственных товаров. Это обстоятельство требует пересмотра аграрной политики государства, пересмотра ранее принятых программ и проектов АПК. Объективный анализ состояния АПК в условиях импортозамещения показал, что не только экономические условия, но и действующее законодательство препятствуют эффективному развитию агропрома.

   В настоящее время перед агропромышленным комплексом стоит много проблем. Одной из самых главных является введение экономических санкций, которые и стали причиной ускорения импортозамещения в области. Фундаментом для реализации проблем импортозамещения является государственная поддержка хозяйствующих субъектов в наиболее критически значимых отраслях АПК, создание конфортных условий, а также стимулирование несырьевого экспорта, которые и обеспечат конкурентно способность российских товаропроизводителей.

   Агропромышленный комплекс Ростовской области стремится решить задачу импортозамещения со 100% результатом. Уже сейчас несколько производственных проектов близятся к завершению, на подходе ещё десяток. Всем оказывается помощь областного правительства.

   Ростовская область крупный потребитель лизина (аминокислоты), обладает большим сырьевым потенциалом для его производства. Ежегодно выращивается около 8 миллионов тонн зерна (второе место в России). В этом году аграрии собрали более 7 миллионов тонн при средней урожайности 30,8 ц/га.

   Строительство завода в г. Волгодонске ведёт ООО «Донбиотех»  по немецкой технологии EVONIK стоимостью более 8 миллиардов рублей. Что положит  начало восстановлению биотехнологической отрасли России, которая в недавнем прошлом была одной из лучших в мире. Собственное производство позволит устранить зависимость российских потребителей от импорта на начальном этапе на 60%, а в перспективе – начать экспорт. Ожидается, что первая продукция нового завода поступит в животноводческие комплексы уже в конце 2016 года.

   Суть политики импортозамещения это - индустриализация экономики при ограничении импорта. Проводимая правительством области политика импортозамещения на региональном уровне является одной из структурных составляющих обеспечения национальной и экономической безопасности государства. Известия о прекращении ввоза той или иной категории продукции из определённых стран оказываются в фокусе внимания общественности. Все это, с одной стороны, накладывает на государство максимальную ответственность в управлении отраслью, а с другой стороны создаёт дополнительные возможности для малого и среднего бизнеса, занятого в сельском хозяйстве. Это позволяет искать и находить новые ниши на рынках. К сожалению, на сегодняшний день рост внутреннего производств пока в полной мере не обеспечивает потребностей рынка, как в части объёма, так и вопросах качества продукции.

   Для России эффект санкций уже сейчас во многом положителен, страна стала быстрее развивать отечественное промышленное производство, вводить ответные меры для поддержки сельхозпроизводителей, ускорила создание национальной платёжной системы и др.

Проблем, конечно, тоже не мало, так руководствуясь данными Росстата, эксперты говорят в первую очередь о проблеме импортозамещения некоторых видов мяса и молочной продукции. При этом на импорт приходится 59% всего объёма потребления мяса в стране, а доля мясоперерабатывающей отрасли составляет только 34% [1].

   Правительством Ростовской области оказывается поддержка сельхозпроизводителей на всех уровнях: областных, районных, федеральных. Крестьянско-фермерские хозяйства получают дотации в рамках государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Так, дополнительно из федерального бюджета субсидируется молочное скотоводство. В результате этого молокоперерабатывающие предприятия области в 2014 году увеличили объёмы производства сыра и творога на 38,6%.

   Есть и новые виды поддержки АПК, прежде всего в инвестиционной сфере, введена дополнительная субсидия на возмещение части затрат на создание овощехранилищ, картофелехранилищ, а логистический центр решит проблему ценового сговора между крупными закупщиками и производителями продукции.

 На Дону реализуется 24 крупных инвестиционных проекта в сфере АПК на общую сумму 120 миллионов рублей. Самое масштабное  строительство крупнейшего в Европе комплекса по  производству мяса  индейки «Евродон-Юг», мощностью 67 тысяч тонн  продукции в год и тепличного комплекса в Тарасовском районе, рассчитанного на выпуск 14 тысяч тонн овощей в год [2].

  Сельхозпроизводители за счёт господдержки вышли на уровень рентабельности в 18,7%, получили в 2014 году 6 миллиардов рублей прибыли, в 5,2 раза больше, чем в 2013 году. Индекс агропроизводства в 2014-м вырос на четверть: донские аграрии произвели сельхозпродукции на 191 миллиардов рублей и пищевых продуктов на 122 миллиардов рублей. В первом полугодии 2015 года рост сельскохозяйственного производства на Дону превысил, более чем, на 1% прошлогодний показатель, индекс производства пищевых продуктов достиг 110%. В общероссийском объёме удельный вес Ростовской области в 2014 году составил по производству зерна 8,8% (2 место в России), подсолнечника -8,5% (5 место), овощей – 4,5% (5 место).

   В целом область наращивает импортозамещение в таких сферах как производство мяса, сыров, сливочного масла, овощей закрытого грунта и плодов. Этому способствуют природно-экономические условия и поддержка областного правительства. Минсельхоз России, оценивая качество почвы, социальные и демографические показатели признал, что Ростовская область наиболее благоприятная для сельского хозяйства, одни только чернозёмы занимают 64,2% площади при средней толщине плодородного слоя 40-80 см. Все это и позволяет Ростовской области удерживать лидирующие позиции на общероссийском рынке АПК.

   Для определения стратегии реализации политики импортозамещения в сельскохозяйственных организациях нами был избран метод экспертного опроса и статистического исследования, так как такой подход позволяет выявить как современное состояние предприятий, так и определить возможности обеспечения национальной и экономической безопасности на региональном уровне.

   По результатам исследований были сделаны обобщающие выводы, которые показали, что в большинстве хозяйств области для успешного запуска импортозамещающего производства необходима господдержка, так считают 91,6%, при этом 49% отмечают, что она должна быть в виде субсидий и грантов, 20% респондентов хотели бы иметь поддержку в виде госгарантий, ещё 20% в виде госпрограмму Ростовской области.

   При изучении этого  вопроса, не следует забывать, что импортозамещающая продукция должна быть конкурентоспособна на рынке, также необходимо учитывать и то, обстоятельство, что отечественная продукция может оказаться менее конкурентоспособной по цене из-за высоких затрат в её производстве и в итоге никто не гарантирует, что при запуске в эксплуатацию нового производства, продукция будет реализована. Более того на импортозамещение некоторых видов продукции могут уйти годы в связи с отсутствием тех, или иных технологий производства, да и конъюнктура рынка может измениться, снизить риски предприятия в таком случае помогут только госгарантии. В некоторых случаях, весьма выгодным становится приобретение за рубежом самих технологий, а затем в процессе организации производства их удешевить [3,4].

   В целом же, согласно опроса респондентов, сельскохозяйственные предприятия готовы наладить выпуск импортозамещающей продукции, уже сегодня нуждаются в модернизации производства (33%), в финансовых (26%) и в приобретении самих технологий (24%).

   Решение национальной продовольственной проблемы обусловливает необходимость технико- технологической модернизации сельскохозяйственного производства на основе коммерциализации российских научных разработок и диффузии некоторой доли зарубежных сельскохозяйственных технологий. Для решения этой задачи требуется разработать и реализовать определенный комплекс правовых, финансово-экономических и организационных мер[5].

   Следует отметить, что одним из наиболее важных стимулов эффективного внедрения импортозамещения становятся субсидии и гранты от государства, и в этом смысле АПК имеет большой, пока что не реализованный в полной мере потенциал.

 

Список литературы

1.      Счётная палата РФ возможности импортозамещени ограничены объёмами производства [Электронный ресурс] URL: http: // sitv. ru/arhivi/news/ economies/7280/ (дата обращения 10.10.15).

2.      Бортникова И.М. Методы прогноза технологического развития сельского хозяйства // Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс]/ Акад. труда и социал. отношений. – М.: АТиСО, 2010. – Режим доступа: http://www.e-rej.ru/Articles/2010/Bortnikova.pdf.

3.      Миронова, О.А. Импортозамещение: зарубежный опыт и уроки для России /О.А. Миронова// Международный научно-исследовательский журнал, Екатеринбург, 2015.- №7 (38), 2,3 С. 84-87

4.      4.Новиков, А.И. Особенности воспроизводственного процесса в агропромышленном секторе при решении задач импортозамещения: методологические аспекты /А.И. Новиков// Вестник Владимирского гос. Университета. Серия «Экономические науки», 2015.-1(3) С.49-54

5.      URL: http: // http://rostov.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/rostov/ru/statistics/