Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
10 января 2016г.

    Малое и среднее предпринимательство - необходимый и неотъемлемый элемент любой рыночной экономики, позволяющий обеспечить конкурентную среду, создать необходимые рабочие места. Эти и иные причины привели  к  тому, что  во всех развитых странах одним  из основных направлений государственной экономической политики является поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП).

   Экономически развитые государства законодательно закрепляют разнообразные правовые инструменты поддержки МСП. Делают они это достаточно оперативно, успевая за быстро изменяющимися общественными отношениями в экономике, создают разнообразные организационные формы инфраструктуры, отвечающей за поддержку и развитие данного сектора экономики.

  Многолетний зарубежный опыт показывает, что основным элементом в структуре государственной помощи МСП в развитых странах является его финансовая поддержка. Как правило, государства лишь создают программы оказания помощи предпринимателям и контролируют их исполнение, а реализация помощи возлагается на крупные коммерческие структуры и организации, созданные для этого специально.

    В Италии и Франции действуют специализированные кредитные организации, на льготных условиях предоставляющие МСП кредиты на обновление оборудования, закупки сырья и т.п. Помощь предпринимателям в поиске источников финансирования оказывают специальные гарантийные фонды. Кроме того, интересен опыт некоторых развитых стран в создании специальных фондов, из которых средства опосредованно инвестируются в МСП через льготные кредиты и дотации. В Бельгии и Франции, например, малому и среднему бизнесу на льготных по отношению к крупному предпринимательству условиях предоставляется рисковый капитал, а в Англии и Нидерландах - гарантии под займы. [1, с. 12]

    Остановимся подробнее на опыте Германии и Испании, поскольку указанные государства обладают схожим государственным устройством (они являются федеративными государствами), что сближает их с Россией.

    Например, в Германии Федеральное министерство экономики и технологий реализует уже в течение пяти лет Центральную инновационную программу для малых и средних предприятий (Zentrales Innovationsprogramm Mittelstand, ZIM), направленную на поддержку предпринимателей, занимающихся инновационными проектами. [3]

   В целом одним из обязательных для исполнения государствами - участниками Европейского союза актов, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере государственной поддержки МСП, можно назвать Регламент ЕС № 800/2008 от 6 августа 2008 г. об утверждении определенных категорий помощи, совместимых с принципами общего рынка, в соответствии со ст. ст. 87 и 88 Лиссабонского договора (Commission Regulation (EC) № 800/2008 of 6 August 2008 declaring certain categories of aid compatible with the common market in application of Articles 87 and 88 of the Treaty). [2]

   Указанным Регламентом ЕС предусмотрены такие формы поддержки МСП, как единовременная помощь малым и средним предприятиям, создаваемым женщинами в размере до 1 млн. евро; возмещение до 50% расходов на привлечение малыми и средними предприятиями внешних консультантов; возмещение до 50% расходов на участие в выставках; возмещение расходов на промышленную собственность. [2]

   В июле 2006 года правительством Германии была принята Программа поддержки малого и среднего предпринимательства (Mittelstandsinitiative), которая включает в себя следующие направления: расширение финансовых возможностей, создание кредитного посредника; мобилизация венчурного капитала для инноваций; развитие предпринимательской культуры и преемственности ведения бизнеса; усиление инновационной составляющей; поддержка начинающих предпринимателей, модернизация профессионального образования и формирование кадрового резерва; усиленная поддержка на внешних рынках; реформирование налоговой системы для МСП, создание дополнительных условий развития; устранение бюрократических ограничений.

   Комплексные нормативные акты о поддержке МСП приняты на уровне земель ФРГ, кроме Берлина и Саксонии. Конкретные меры поддержки МСП определены в законодательстве на уровне земель.

   Закон земли Тюрингия о поддержке и усилении малых и средних предприятий и свободных профессий определяет следующие формы финансирования малого и среднего бизнеса: гранты в форме кредитов, в том числе микрокредитов; гарантии; создание и функционирование инвестиционных компаний; создание и поддержание фондов венчурного капитала; предоставление консультаций и информации; а также организация и проведение выставок и создание условий для ценовой конкуренции.

   Закон земли Нижняя Саксония устанавливает следующую структуру мер государственной поддержки МСП:

1)         меры     по    укреплению    профессионального    потенциала:    проведение    курсов    по    повышению профессиональной квалификации; оказание консалтинговых услуг; предоставление информации и документации; поддержка сотрудничества предпринимателей; поддержка исследований и новых разработок.

2)     меры по оптимизации капитальных затрат: финансовая помощь; выдача гарантий; финансирование капиталовложений.

   Договор подряда для государственных нужд (в случае участия в государственных закупках), если заказчик и подрядчик прибегают к субподряду, должен быть разделен на множество частей для того, чтобы МСП могли принимать в нем участие. При этом при выборе субподрядчиков приоритет отдается МСП.

   Закон земли Бавария о поддержке среднего предпринимательства и свободных профессий содержит аналогичную систему мер помощи, характеризующуюся большей детализацией мер поддержки среднего предпринимательства, чем соответствующий закон земли Нижняя Саксония.

   В Испании примером правового закрепления мер государственной поддержки в региональных законах является Закон сообщества Валенсия 2/2012 от 14 июня 2012 г. о срочных мерах поддержки предпринимательской инициативы и предпринимателей, микропредприятий, а также малых и средних предприятий (Ley 2/2012, de 14 de junio, de Medidas Urgentes de Apoyo a la Iniciativa Empresarial y los Emprendedores, Microempresas y Pequeñas y Medianas Empresas de la Comunitat Valenciana). [2] Данный нормативный документ предполагает следующие меры государственной поддержки: освобождение от налогов в 2012 и 2013 гг. тех налогоплательщиков, которые начинают бизнес или профессиональную деятельность, прощение долгов публичного характера, открытие кредитных линий.

   Другой документ регионального уровня - Декрет Страны Басков 41/2010 от 9 февраля 2010 г. о развитии программы финансовой поддержки малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей и лиц свободных профессий (Decreto 41/2010, de 9 de febrero 2010) - предусматривает финансирование в целях продления краткосрочного займа, изменение краткосрочного займа на заем средней срочности и долгосрочный заем. [2]

   Таким образом, законодательство Испании, как и ФРГ, полномочия по правовому регулированию МСП перераспределяет на уровень административно-территориальных единиц - автономных сообществ, а центральные органы исполнительной власти осуществляют не столько правовое регулирование государственной поддержки МСП, сколько определяют приоритеты государственной политики в этой области.

   Опыт европейских стран показывает, что реальная поддержка МСП может быть осуществлена при условии формирования благоприятных социальных, экономических, правовых и политических условий. Решение этой задачи возможно  при создании на разных  уровнях целостной инфраструктуры развития МСП и выделения финансовых, организационных и иных ресурсов.

 

Список литературы

1.      Загоруйко И.Ю., Фролович Э.М. Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса // Вестник Пермского университета. - 2012. - № 3.

2.      Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение: Монография. Под ред. И.В. Ершовой. – М. – Изд. «Юриспруденция», 2014 // СПС «КонсультантПлюс».

3.      Федеральное министерство экономики и технологий. Программа финансирования малых и средних предприятий Германии // Архив полиграфии / EXRUS.eu. № 692.