Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОГО И БУХГАЛТЕРСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
11 января 2016г.

Аннотация.

Целью исследования является выявление ключевых способов влияния бухгалтерского и налогового законодательства на развитие инвестиционного климата в России. В результате был выявлен ряд ключевых способов влияния бухгалтерского  и налогового  законодательства на изменение инвестиционного  климата в России, что может быть использовано в будущем для проведения более глубоких макроисследований.

Ключевые слова: налоговый учет, бухгалтерский учет, инвестиционный климат, российские стандарты бухгалтерского учета, международные стандарты финансовой отчетности, взаимосвязь.

   Необходимо понимать, что такие понятия как бухгалтерское и налоговое законодательство являются очень широкими понятиями, несущими в себе большое количество вопросов и проблем. Однако для целей анализа влияния данных факторов на улучшение инвестиционного климата в России необходимо сосредоточиться на актуальных проблемах бухгалтерского и налогового законодательства, влияющих, во-первых, на форму и содержание финансовой отчетности российских организаций, во-вторых на инвестиционные способности субъектов экономики. Относительная новизна предлагаемого подхода заключается в том, что анализ бухгалтерского и налогового законодательства должен быть направлен не только на субъектов, получающих инвестиции, но и на инвестирующих субъектов.

   Основной методикой исследования являлся опрос экспертов консалтинговой компании Deloitte. В ходе опроса сотрудников департамента аудита и департамента налогообложения и права удалось получить актуальные профессиональные суждения экспертов о том, каким образом бухгалтерское и налоговое законодательство влияет на инвестиционный климат в России. В проведенном опросе приняло участие 20 экспертов. Также для целей проведения данного исследования был проведен анализ ряда существующих работ на тему взаимосвязи бухгалтерского и налогового законодательства и инвестиционной привлекательности России. Проводимый анализ был разделен на рассмотрение в отдельном порядке вопросов, связанных с бухгалтерским учетом и отдельно - с налоговым.

   Влияние налогового законодательства

   Одним из основных критериев инвестиционной привлекательности для инвесторов была и является стабильность, устойчивость и предсказуемость законодательства в той или иной стране. Однако на международном рынке капитала Россия имеет репутацию страны, изменения законодательства в которой носят частый, противоречивый и не всегда предсказуемый характер. Подтверждением данного утверждения является содержание проспекта эмиссии еврооблигаций российских эмитентов, где в разделе информации о налоговом законодательстве РФ говорится, что:

·       современное налоговое законодательство в России действует относительно недавно;

·       прогнозируемость и предсказуемость налоговых изменений затруднительна;

·       в стране существует практика вынесения судебных решений по вопросам налоговых споров, противоречащая ряду вынесенных ранее судебных решений по аналогичным вопросам.

   Для более подробной оценки невозможно обойтись без конкретных примеров из российской законодательной практики. Одним из наглядных примеров положений налогового законодательства России, изменения которого способны существенно влиять на инвестиционный климат, является вопрос налогообложения, так называемых, «каскадных выплат». Рядом российских организаций при выпуске еврооблигаций применялся следующий способ выплаты доходов по еврооблигациям: российская организация выплачивала соответствующий доход организации, учрежденной в государстве, с которым у России заключено соглашение об избежании двойного налогообложения (далее - СОИДН), после чего промежуточная иностранная организация выплачивала соответствующие доходы в пользу конечных бенефициаров. Подобное устройство выплат позволяло воспользоваться пониженными ставками налога у источника выплаты доходов в России согласно положениям СОИДН между Россией и страной резидентства промежуточной иностранной компании, а также освободить бенефициаров, инвестировавших средства в российскую организацию, от двойной налоговой нагрузки. Однако в конце 2011 года были внесены изменения в НК РФ, устанавливающие, так называемую, концепцию бенефициарного собственника, согласно которой выплачивающая организация стала обязанной применить все возможные усилия для выявления конечных бенефициаров получаемых доходов и удержать налог у источника выплаты налогооблагаемого дохода в России по соответствующей ставке (например если бенефициарный собственник - физическое лицо, являющееся налоговым резидентом России, ставка составит 13%). Подобные изменения создали серьезную нагрузку на инвесторов, ухудшив тем самым инвестиционный климат в России. Государство было вынуждено отступить назад и ввести соответствующее исключение доходов, выплачиваемых по еврооблигациям российского эмитента.

    Однако помимо норм налогового законодательства, имеющих негативное влияние на инвестиционный климат в России, существуют так же и положения, оказывающие положительный, но порой противоречивый эффект. Так, принятие Федерального закона № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», от 24 ноября 2014 года, начиная с 1 января 2015 года, ввело в силу так называемый «курс на деофшоризацию» российской экономики. Резюмируя содержание данного федерального закона, можно сказать, что его положения направлены на раскрытие российскими налоговыми резидентами своих иностранных структур владения активами и перевод бизнеса в российское поле. Преимуществом данного изменения, ведущим к улучшению инвестиционного климата в России, является создание образа «культурной» экономики, идущей в ногу с опытом развитых западных стран. Такое соответствие создает определенную степень доверия для инвесторов. Также данный федеральный закон направлен на упрощение иностранных структур владения активами, в которых участвуют российские налоговые резиденты. Отрицательной же стороной данного закона для инвесторов является введение дополнительной административной нагрузки в виде подачи уведомлений в Росфинмониторинг (ожидается с 1 сентября 2015 года), а в случае бездействия бенефициаров вероятно возникновение существенной дополнительной налоговой нагрузки. Также в профессиональных кругах существует мнение о том, что закон о деофшоризации подготавливает базу для осуществления частичной «амнистии капитала».

    Однако среди экспертов компании Deloitte встретилось и следующее мнение: Россия была более привлекательной для российских и иностранных инвесторов до введения законодательных положений о трансфертном ценообразовании и деофшоризации. Дело в том, что в развитых западных странах данные положения не являются новыми и действуют достаточно давно, в то время как Россия продолжительное время являлась страной, открывающей определенные возможности не только для заработка, но и для налоговой экономии (по сравнению с рядом европейских государств). На сегодняшний день, после введения правил трансфертного ценообразования в 2012 году и закона о деофшоризации в 2015 году, Россия перестала иметь существенную налоговую привлекательность, однако приобрела статус более «цивилизованной и аккуратной» экономики, по сравнению с прошлым десятилетием.

   Влияние законодательства о бухгалтерском учете

    При рассмотрении вопросов эффективности законодательства о бухгалтерском учете и инвестиционной привлекательности страны в целом стоит сказать, что инвестиционный климат в России складывается из инвестиционной привлекательности каждого отдельно взятого хозяйствующего субъекта - организации. Законодательство о бухгалтерском учете в первую очередь влияет на инвестиционную привлекательность организаций. Главной целью законодательства о бухгалтерском учете, будь то российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ) или международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), является предъявление таких требований к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, которые позволят представлять прозрачную информацию инвесторам, кредиторам и иным пользователям финансовой отчетности. Такая направленность  требований законодательства о бухгалтерском учете, в первую очередь, связана с желанием инвесторов получать и анализировать наиболее достоверную и прозрачную информацию об организации, которая бы позволяла осознавать инвестору, что в случае инвестирования средств в такую организацию, он получит реальные дивиденды, исходя из фактической величины чистой прибыли организации, а не из прибыли, которая была создана исключительно благодаря «намеренным» изменениям в учетной политике организации, направленным на отражение в отчетности несуществующей прибыли.

   В России основными документами, регламентирующими бухгалтерский учет, являются:

·       Федеральный закон от 06.12.2011N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете»;

·       Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).

   Также одним из неотъемлемых законодательных элементов, необходимых для ведения бухгалтерского учета, является Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ). В рамках анализа законодательства о бухгалтерском учете стоит сказать, что РСБУ, согласно законодательным изменениям, принятым в 1990-х годах, в настоящий момент находятся в процессе поступательной реформации в сторону МСФО. Эти действия направлены на улучшение инвестиционного климата в России, что в конечном итоге позволит обеспечить максимальный уровень сближения РСБУ и МСФО. Подобные изменения способны придать российской экономике более привлекательный вид, как для внутренних, так и для внешних инвесторов. Говоря о бухгалтерском законодательстве, не стоит упускать из виду значимость регулирования аудиторской деятельности в стране, так как многие крупные компании в российской экономике при составлении отчетности согласно МСФО проводят внешний аудит финансовой отчетности сторонней аудиторской организацией для целей подтверждения достоверности такой отчетности. Более того, стоит отметить, что в России на данный момент постепенно приобретает популярность инициативный аудит - аудит, проводимый по инициативе руководства организации, а не согласно законодательным нормам о проведении обязательного аудита согласно Федеральному закону от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об аудиторской деятельности".

   По результатам интервьюирования экспертов в области аудита компании Deloitte было сформировано следующее мнение: в целом бухгалтерское законодательство является менее волатильным, чем налоговое. В определенной степени это хорошая новость, так как слишком частые и существенные изменения в бухгалтерском законодательстве способны нарушить одну из целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности - обеспечение сопоставимости информации для принятия обоснованных управленческих решений. Однако российское законодательство в области бухгалтерского учета держит устойчивый курс на соответствие МСФО, что, безусловно, положительно влияет на инвестиционный климат в России.

    Однако существенной проблемой остается законодательное регулирование бухгалтерского учета на предприятиях малого и среднего бизнеса. Речь идет о слабой распространенности каких-либо стандартов, аналогичных МСФО, обеспечивающих сопоставимость данных бухгалтерской финансовой отчетности малых и средних предприятий. Необходимо отметить, что принципиально важным является наличие таких стандартов, которые могли бы обеспечить сопоставимость информации бухгалтерской (финансовой) отчетности не только российских организаций между собой, но и российских и иностранных малых и средних предприятий.

   Подводя итог проведенного исследования, можно сделать некоторые выводы. Инвестиционный климат в России - это комплексная категория, на которую в действительности влияет неисчислимое множество факторов. Однако такие факторы имеют разную степень влияния. Анализируя влияние налогового и бухгалтерского законодательства на инвестиционный климат в России, можно сделать вывод о безусловном наличии ключевых областей законодательного регулирования, способных существенным образом как позитивно, так и негативно влиять на инвестиционную привлекательность российских организаций. В отношении налогового законодательства ключевой сферой его влияния на инвестиционный климат является налогообложение выплат дивидендов, процентов и т.п. инвесторам, являющимся конечными бенефициарами. Подобные положения законодательства являются сильными инструментами в руках государства, которые могут быть направлены на точечное регулирование инвестиционной привлекательности отдельных отраслей, географических регионов. Что касается бухгалтерского учета, то его ключевым способом влияния на инвестиционный климат России является законодательное регулирование составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, направленное на обеспечение сопоставимости бухгалтерской информации о различных организациях, а также направленное на сближение отчетности российских и иностранных организаций. В целом же основной трудностью улучшения инвестиционного климата в России на сегодняшний день является нестабильность и противоречивость налогового и бухгалтерского законодательства, что приводит к определенному уровню недоверия и скептицизма акционеров при рассмотрении вопросов инвестирования средств в российскую экономику.

 

Список литературы

1.      Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" // "Собрание законодательства РФ", 12.12.2011, N 50, ст. 7344. (ред. от 04.11.2014)

2.      "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ // "Парламентская газета", N 151-152, 10.08.2000. (ред. от 05.10.2015)

3.      Приказ Минфина России от 25.11.2011 N 160н  "О введении  в действие Международных  стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации" // "Российская газета", N 278, 09.12.2011 (ред. от 02.04.2013, с изм. от 21.01.2015)

4.      Вукович Г.Г., Кравцова К.В. Инвестиционный климат в РФ: исследование механизма реализации инвестиционной политики РФ // Общество: политика, экономика, право. - №3 – 2012.

5.      Шаринова Г.А. Инвестиционный климат России: современное состояние, проблемы и пути развития [Текст] / Г.А. Шаринова, О.Э. Дембилов /1 Молодой ученый. 2013. М1 1. С. 503-505