11 января 2016г.
Сегодня малый бизнес является важнейшим элементом любой рыночной экономики. Значимость малого предпринимательства определяется функциями и задачами, которые он выполняет: формирование диверсифицированного производства и сбыта продукции, развитие конкуренции, создание значительного количества рабочих мест и т.п.
По данным аналитического исследования группы Внешэкономбанка за июнь 2013 года. Вклад сектора малого и среднего предпринимательства в ВВП в большинстве развитых стран колеблется от 50% до 60%. В России предприятия МСП обеспечивают лишь 21% ВВП (Рисунок 1).
Рис.1. Доля вклада в ВВП малого и среднего предпринимательства в разных странах
Помимо этого сектор МСБ ЕС составляет 99,8% предприятий ЕС и обеспечивает рабочими местами 67,4% занятого населения Европы. В России аналогичный показатель составляет 27% [1].
Для обеспечения стабильного функционирования и увеличения предприятий малого и среднего бизнеса развитые страны мира используют стимулирующую политику государства в сфере содействия сектору МСП, которая, как правило, базируется на положении о необходимости поддержки и устранения барьеров.
Как показывает практика, применение общего налогового режима в сфере малого предпринимательства способствует неуклонному уводу его доходов «в тень». Поэтому использование относительно более льготных режимов налогообложения в большинстве стран является своеобразной платой за сокращение теневого оборота и легализацию деятельности со стороны малого бизнеса.
Проанализировав статистические данные о развитии МСБ в Российской Федерации за последние 10 лет, следует выделить следующие факторы, тормозящие развитие данного сектора бизнеса:
1. недостаточно эффективная налоговая система;
2. слабая предпринимательская активность и иждивенческие настроения населения;
3. технологическая отсталость.
Недостаточная эффективность налоговой системы оказывает значительное влияние на функционирование МСБ. Поскольку данная проблема прямым образом влияет на общественное настроение, в частности на экономическую активность. Низкая экономическая активность и отсутствие стимулов к развитию порождают технологическую отсталость.
По результатам совместного исследования PwC и World Bank «Paying Taxes 2015: The global picture» было выявлено, что Россия занимает 49 позицию из 189 стран, по степени эффективности налоговой системы.
В данном исследовании эффективность налоговой системы определяется по результатам трёх показателей: уровня налоговой нагрузки, времени на подготовку документов, количества платежей (Табл.1).
Таблица 1 Рейтинг эффективности налоговых систем по странам [4]
Страна
|
Место в рейтинге
|
Уровень налоговой нагрузки
|
Время на подготовку документов
|
Количество платежей
|
|
(%)
|
часов в год
|
|
Объединенные Арабские Эмираты
|
1
|
14,8
|
12
|
4
|
Катар
|
1
|
11,3
|
41
|
4
|
Саудовская Аравия
|
3
|
14,5
|
64
|
3
|
Гонконг, Китай
|
4
|
22,8
|
78
|
3
|
Сингапур
|
5
|
18,4
|
82
|
5
|
Ирландия
|
6
|
25,9
|
80
|
9
|
Македония, Бывшая
Югославская Республика
|
7
|
7,4
|
119
|
7
|
Бахрейн
|
8
|
13,5
|
60
|
13
|
Канада
|
9
|
21,0
|
131
|
8
|
Оман
|
10
|
23,0
|
68
|
14
|
Российская Федерация
|
49
|
48,9
|
168
|
7
|
Из представленной таблицы видно, что в Российской Федерации очень высокий уровень налоговой нагрузки, и на оформление документов уходит сравнительно много времени. Однако стоит отметить, что по сравнению с предыдущим годом время на подготовку документов сократилось на 9 часов, а уровень налоговой нагрузки уменьшился на 1,8% [4]. Конечно, это не существенная, но стабильная тенденция, существующая на протяжении последних лет.
Исследуя проблемы становления и развития малого бизнеса в Российской Федерации в 2013 году, Департамент Науки промышленной политики и предпринимательства города Москвы совместно с аудиторско- консалтинговой группой PWC Russia подготовили проект «Налогообложение малого бизнеса в условиях глобального рынка. Москва и мегаполисы мира».
В данной работе они определили налоги как один из факторов, определяющих инвестиционный и предпринимательский климат мегаполиса. На основании исследования об уровне налоговой нагрузки на малых предприятия в Москве и двадцати мегаполисах мира, сопоставимых с Москвой по масштабу и уровню развития экономики, были сделаны выводы касательно эффективности и рациональности налоговой системы по отношению к деятельности малого бизнеса. Ключевыми выводами являются следующие:
1. Москва занимает 15 место из 21 по уровню налоговой нагрузки на малые предприятия при использовании ими общей системы налогообложения. Если применяется упрощенная система налогообложения, то Москва переходит в рейтинге с 15-го на 8-ое место.
2. Специальные налоговые режимы приобретают все большую популярность у малых предприятий в Москве: за последние 5 лет число предприятий, использующих УСН в Москве выросло (Рисунок 2), [2].
Рис.2. Рост числа организаций, использующих УСН
1. Потенциал специальных налоговых режимов в Москве пока еще не использован на все 100%. Кроме этого их дальнейшее совершенствование будет способствовать развитию малого бизнеса в Российской Федерации.
Однако на сегодняшний день в России существует тенденция к сокращению предприятий МСБ. По данным Правительства Российской Федерации за прошедший год количество индивидуальных предпринимателей в стране сократилось с 4 млн. до 3,5 млн., что составило 13% [3]. Причин сложившейся ситуации много. Это и повышение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей в 2013 году, чрезмерно высокая налоговая нагрузка на малый бизнес, а также проблемы с государственным заказом, куда малые предприятия фактически не допускают.
Таким образом, налоговая система государства оказывает прямое влияние на формирование и дальнейшее функционирование малого предпринимательства. Для роста и развития малого бизнеса в России требуется смягчение налоговой политики, предоставление большего количества налоговых льгот. Но осуществить это на сегодняшний день не так просто в связи со сложившейся неблагоприятной экономической ситуацией. Однако за экономическим спадом, как правило, следует подъём. При улучшении состояния российской экономики, государству следует уделить особое внимание проблеме развития малого бизнеса, в частности совершенствованию налогообложения данного сектора.
Список литературы
1. Группа Внешэкономбанка. МСП БАНК / Развитие малого и среднего предпринимательства. Сравнительный анализ российского и международного опыта - Москва, 2013 - 15с.
2.
Департамент Науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, PWC Russia / Налогообложение малого бизнеса в условиях глобального рынка. Москва и мегаполисы мира - Москва, 2013 - 12с.
3. Новые известия / Большие проблемы «малышей». – Режим доступа: http://www.newizv.ru/economics/2014- 03-03/197951-bolshie-problemy-malyshej.html (дата обращения: 23/10/2015)
4.
PwC, World Bank Group / Paying Taxes team. Taxes 2015: The global picture - 170 с.