Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ МОШЕННИКОВ В ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНАХ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
12 января 2016г.

   Электронная коммерция в России развивается стремительно. По итогам прошлого года прирост составил 40%, по оценкам экспертов объем розничной электронной торговли превысил 850 млн.дол., и было бы значительно больше, если бы не обоснованный страх людей. Сегодня риск потерять свои средства в высокотехнологичном виртуальном магазине куда больше, чем на обычном овощном рынке, поэтому государство все чаще заявляет о необходимости регулировать интернет-коммерцию, а сами операторы электронных торговых площадок ищут способы современной защиты своих интернет - ресурсов.

    В настоящей статье рассматривается самый опасный вид интернет – мошенничества – мошенничество в интернет – магазинах, дается несколько советов, как распознать мошенников и избежать пустой траты денег.

    Ключевые слова: интернет, мошенничество, интернет – магазин, электронная коммерция, сетевая торговля.

   E-commerce in Russia is developing rapidly. Last year, an increase of 40%, according to experts, the retail e- commerce has exceeded 850 ppm., and it would be much higher if it were not well-founded fear of people. Fraudsters on the Internet takes money away from law-abiding consumers. Today, the risk of losing their money in high-tech virtual store much more than an ordinary vegetable market, so the state is increasingly expresses the need to regulate Internet commerce, and the operators themselves electronic trading platforms today are looking for ways to protect their internet - resources.

    In this paper we consider the most dangerous kind of Internet - fraud - fraud in the Internet - shop, give some tips on how to recognize scams and avoid wasting money.

Keywords: internet, fraud, internet - shop, e-commerce, network trade.

    Развитие Интернет приводит к тому, что появляется все больше магазинов, торгующих товарами в сети. Естественно, у этой технологии несомненные и значительные плюсы:

1.      Покупатель может ознакомиться с товаром, который имеется в наличии, причем, как правило, всегда есть возможность просмотреть фотографии товара в различном ракурсе, ознакомиться с его техническими характеристиками.;

2.      Затраты на создание и содержание интернет – магазина значительно меньше, чем на содержание огромных торговых площадей. И это потому, что не требуется оплачивать аренду помещений, их освещение, отопление, охрану, в интернет – магазине отсутствует воровство товара, покупателем может быть человек из любой точки страны. Следовательно, это выгодно и владельцу магазина, и покупателю (так как цена на любой товар должна покрывать издержки на его продажу, меньше издержки – меньше наценка);

3.      Доставка товара транспортными или курьерскими компаниями вполне доступна по цене, происходит быстро и, как правило, качественно. Следовательно, товар может быть доставлен покупателю быстро и удобным ему способом.

   Однако, как правило, где есть плюсы, там есть и минусы. Главные минусы интернет – магазинов состоят в том, что:

1.      Интернет – магазин может создать любой школьник, это несложно. Следовательно, иногда никакого магазина может в реальности не существовать – и проверить это непросто;

2.      Покупатель посещает магазин виртуально, т.е. работает с магазином на уровне сайта. Следовательно, реального товара он не видит и неизвестно, есть ли указанный товар в реальности и в наличии, в каком он техническом состоянии, а главное – насколько заявленные характеристики и фотографии соответствуют реальности;

3.      Когда мы покупаем товары через Интернет, мы вносим полную или частичную предоплату. В этом случае все зависит от того, насколько честен владелец магазина, который, получив деньги может попросту не выслать товар, или выслать товар ненадлежащего качества или другого типа.

   К сожалению, все чаще интернет магазины именно мошеннические подстраиваются под существующие респектабельные магазины, копируя их дизайн, копируя зачастую даже их клиентскую базу, пытаясь контактировать с ними и т.д. По признанию специалистов, потребителю самому довольно сложно определить и выявить подделку. Клоны популярных интернет – магазинов выглядят настолько правдоподобно, что отличить их от оригинала бывает под силу только создателю сайта.

    Рассмотрим основные моменты, которые позволяют избежать обмана и вовремя опознать мошенников.

1.    Очень важный момент, на который стоит обратить внимание, это репутации магазина. Разноцветный сайт, на котором представлены красивые картинки, меню, а также убеждения в исключительной порядочности данного сайта и магазина - не более чем изображение на экране. Однако, некие моменты по сайту определить можно:

- С помощью сервисов типа http://leader.ru/secure/ несложно определить все данные о домене магазина - в частности, когда он зарегистрирован, и на кого. И если домен зарегистрирован относительно недавно на Ивана Иванова, или размещается у непонятного малоизвестного хостера где-то за границей - то это повод задуматься;

2.     Наличие множества ошибок, равно как скажем неработоспособность поиска или половины ссылок вглубь сайта так же должно заставить задуматься;

3.         Можно узнать индекс цитируемости любого ресурса. Например, с помощью Яндекс http://help.yandex.ru/catalogue/?id=1111360/ можно определить "цитируемость" любого ресурса, равно как можно поискать ресурс в модерируемом каталоге поисковика (в случае Яндекса http://help.yandex.ru/catalogue/?id=1111360).

4.    Следует «пробить» URL магазина через крупные поисковые машины (в частности: Яндекс, Google). Анализируя результат несложно сделать выводы о репутации сайта - нередко в первых 3-5 результатах встречается описание проблем с данным магазином или жалобы обманутых клиентов. Причем нужно учитывать, что отзывы могут быть и фальшивыми, кроме того, многие поисковики ведут свои рейтинги магазинов, аккумулируя положительные и отрицательные отзывы;

5.    Еще одним фактором оценки является наличие на сайте множества сторонних баннеров, всевозможной рекламы, кучи кнопок счетчиков и рейтингов. Крупные ресурсы таким вещами не занимаются, так как Интернет- торговля приносит им доход, несопоставимо больший дохода от подобной рекламы.

6.    Отзывы о магазине и товаре. Для начала очень важно отметить, что воспринимать всерьез отзывы о самом магазине, качестве его работы и отзывы о товарах на сайте магазина необходимо воспринимать крайне скептически.

    Один из самых важных моментов – это наличие у интернет-магазина офиса, торговых площадей и региональных представительств.

    Самое главное в фирме - это офис. С нормальным юридическим адресом (желательно, которым не является квартира), телефоном, факсом, банковскими реквизитами. Если офиса нет, и предлагается связь по ICQ, почте или скайпу (т.е. нет даже телефонов) - то это крайне настораживающий фактор.

7.   Методика оплаты и доставки. Данный вопрос является одним из самых важных - так как мошенничество начинается именно на стадии цепочки «деньги» - «товар» - «деньги+». На этом этапе как минимум необходимо проанализировать два момента:

1.    Как производится оплата? Если есть варианты оплаты через банк и даны реквизиты, или с помощью электронных платежных средств через уважаемого посредника, типа Assist, - то это одно дело. Если речь идет о прямом зачислении денег на некий кошелек типа Yandex, WebMoney и т.п. - то это крайне подозрительно. Причина проста - если после банковского перевода остается хотя бы подтверждение платежа, прямой же перевод можно считать подаренными деньгами (конечно, можно потом жаловаться в арбитраж соответствующей платежной  системы и  т.п.). Еще интереснее ситуация, если на сайте магазина просят  ввести номер и код подтверждения кредитной карточки - это должен быть или невероятно уважаемый и давно  существующий магазин (а соединение с ним должно идти по SSL протоколу), или оттуда нужно бежать.

2.     Может ли Интернет-магазин работать с юридическим лицом? (т.е. выставить счет, принять деньги безналом и выдать комплект документов с подписями и печатями). Если может - это отлично, а вот если не может -    то это подозрительно. Дело в том, что для выдачи необходимого комплекта бумаг и получения безналичных платежей необходимо зарегистрировать фирму, иметь счет в банке, печать - это слишком сложно и накладно для недобросовестных интернет – магазинов.

    Еще один момент - это предоплата. Момент самый интересный - так как внося предоплату покупатель по сути передает деньги «под честное слово». Если магазин предлагает несколько видов (оплата и получение товара в офисе в случае самовывоза, оплата курьеру, оплата при получении наложенным платежем, полная предоплата перед отправкой курьерской компанией и т.п.) - то это нормальная практика. Если предлагается только один метод, в особенности с полной предоплатой - то это очень подозрительно.

   Наложенный платеж - что он гарантирует?

  Отдельно можно сказать про отправку наложенным платежом - с одной стороны, визуально это гарантия того, что деньги не похитят мошенники и что оплата будет произведена на почте при получении товара. Это естественно не так (но это мало кому известно) - и этим пользуются мошенники: в случае наложенного платежа оплачивается не товар, а полученная посылка. И это, по сути, оплата кота в мешке, с последующей возможностью вскрыть его в присутствии почтовых работников, для сверки содержимого посылки с описью.

8.    Цена товара. Не совершайте покупок в интернет – магазинах, которые предлагают товары по ценам существенно больше 10% ниже рыночных. Очень часто такие магазины, которые предлагают товар по явно заниженным ценам объясняют это тем, что это идет торговля таможенным конфискатом.

9.    Гарантия и правила возврата товара. Гарантия и правила возврата - одна из важнейших составляющих торговли, в особенности удаленной. Дело в том, что даже самый уважаемый и надежный магазин может прислать пересортицу, т.е. отличный  от заказанного товар, или  что-то нечаянно не прислать, или  прислать лишнее. Делается это обычно без злого умысла, по причине компьютерных сбоев или элементарной халатности комплектующего заказ персонала.

   Присланный товар может оказаться неисправным, или (и это самое сложное и туманное) - не отвечающим ожидаемым и заявленным на сайте характеристикам. Товар может оказаться бракованным или сломаться в ходе эксплуатации.

   В подобных ситуациях понадобится выполнение операции возврат товара для замены, возврата денег или гарантийного ремонта. У честных магазинов на этот случай детально описана процедура возврата товара, процедура его экспертизы  и замены, имеются образы заявлений, расписана процедура отправки товара для обмена и ремонта, с товаром соответственно поставляются гарантийные талоны и иные документы, указывающие на комплектность заказа.

   Как бы парадоксально не звучало, если вы считаете, что риск потерять деньги в виртуальном пространстве для вас неоправдан, вообще ничего не покупайте в интернет – магазинах, воспользуйтесь сервисом интернет – витрин. Существует такая категория в классификации электронных торговых площадок. В данном случае вы имеете возможность ознакомится с товаром, но реально его оплачиваете уже при получении из рук курьера. Когда вы можете его посмотреть, потрогать, убедиться в целостности товара, упаковки, в наличии всей необходимой документации, гарантийного талона и т.д.

   Итак, резюмируя все вышесказанное, можно сформулировать ряд советов и конкретных рекомендаций:

1.   Перед покупкой стоит потратить 15 минут и заняться небольшим расследованием - выяснить, как давно существует магазин, есть ли у него офис и реальные контактные данные, какие отзывы у магазина существуют в Интернет. Если магазин принимает деньги через электронные платежные системы типа WebMoney - обязательно проверить, есть ли отрицательные данные в арбитраже платежных систем и что дает поиск по номеру кошельков. Важно отметить, что нет единого показателя.

2.   Никогда не вводите на сайте магазина параметры своей кредитной карточки. Исключением может быть или очень хорошо известный и давно существующий Интернет-магазин, или оплата через посредника типа Assist (при этом необходимо обязательно убедиться, что обмен идет по защищенному протоколу SSL и номер кредитной карточки передается именно системе Assist, а не фишинговому ресурсу);

3.     Внося предоплату, следует четко понимать, что деньги переводятся «под честное слово» (причина проста - нет подписанного двухстороннего договора между продавцом и покупателем).

4.     Если оплата ведется путем расчета кредитной картой - стоит завести отдельную  кредитную карту специально для покупок через Интернет, и не держать на ней значительных сумм денег. В такой ситуации риск потерять деньги в результате кражи параметров кредитной карты минимален;

5.   Следует помнить, что отправка товаром наложенным платежом является гарантией получения посылки, но не гарантией получения заказанных товаров надлежащего качества;

6.      Следует помнить, что задача любого магазина - продать товар. Поэтому обязательно  следует перепроверить все характеристики заказываемого товара, уточнить его среднюю цену и внешний вид из различных источников. Радикальные расхождения в описании товара являются тревожным признаком;

7.   Не следует верить отзывам о магазине и товаре на самом сайте магазина. Однозначно следует поискать более или менее независимые отзывы в Интернет и изучить их;

8.    Перед заказом следует очень внимательно изучить правила обмена, возврата, гарантийного ремонта

товара. Если таковые операции не описаны и (или) не предусматриваются интернет – магазином, то однозначно лучше не рисковать;

8.   Работая с малоизвестным магазином постарайтесь хотя бы найти знакомых, которые уже работали с ним -   и спросите их мнение. Мнение знакомого незаинтересованного человека и его реальный опыт ценнее десятков отзывов в Интернет;

9.   Если на сайте Интернет магазина открыто сказано, что товар добыт неким не совсем незаконным путем - остерегайтесь, так как легальный магазин никогда такого не напишет (так как это по сути публичная явка с повинной - компетентные органы естественно заинтересуются, откуда левый товар и т.п.). Аналогичное можно сказать о аномально  низких ценах, радикально отличающихся от рыночных - в случае легальной торговли подобное невозможно.

 

Список литературы

1.      Егорова А.Ю. Моделирование связей между работами. Экономическое развитие России: тенденции, перспективы. Труды I научно-практической студенческой конференции (23 апреля 2015 г.), том II, изд-во«Мининский университет», 2015, с.216-219.

2.      Егорова А.Ю., Монтлевич В.М. Решение задачи распределения взаимосвязанных работ в заданном интервале времени. «Математика, экономика и управление», сборник факультета ЭиУ, Т1 №1 Самара,«Самарский университет», 2015, с.50-53.

3.      Егорова А.Ю., Монтлевич В.М. Моделирование технологических связей комплекса взаимосвязанных работ. Вестник Самарского государственного университета, Самара, изд-во «Самарский университет»2014,№8 (119), с.259-263.

4.      Левченко  В.О.,  Мантуленко  А.В.  Адаптивный  web-дизайн:  актуальность,  рекомендации,  анализ результатов после внедрения. Математика, экономика и управление. 2015. Т. 1. С. 61-65.

5.      Интернет-ресурс:     http://www.youtube.com/watch?v=87TVndRsiDw.