Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭВОЛЮЦИЯ В СТАНДАРТИЗАЦИИ КАЧЕСТВА. ПЕРЕХОД ОТ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ К КАЧЕСТВУ УПРАВЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Алматы
ВУЗ:
Дата:
03 декабря 2017г.

С момента обретения независимости в Казахстане основной проблемой для решения стало развитие рыночной экономики и развитие и внедрение современных систем менеджмента.

 И так как основой для любого бизнеса является его потребитель, то и качество выпускаемой продукции и услуг становится одной из важнейших областей внимания управленцев.
Начиная с двухтысячных годов в Республике началась активная популяризация внедрения современных систем менеджмента, в том числе и системы менеджмента качества : принимаются :
принимаются распоряжения Премьер министра по ускоренному переходу казахстанских компаний на международные стандарты, разрабатываются нормативные и методические базы для внедрения систем менеджмента, принимаются международные стандарты ИСО в качестве государственных стандартов, где важнейшее место занимают стандарты ИСО серии 9000. В 2006 году Указом Президента учреждается ежегодная премия «Алтын сапа» за достижение организацией значительных результатов в области качества продукции и/или услуг, обеспечения их безопасности, а также за внедрение организацией высокоэффективных методов управления качеством.
Объяснение важности систему управления качества лежит в истории ее формирования и развития.
Зарождение системы менеджмента качества началось еще в начале прошлого века, как выходной контроль готовой продукции. Механизм управления качеством отдельно взятого изделия дала система Тейлора, благодаря которой было введено деление продукции на качественную и дефектную.
По мере усложнения производства и продукции возникла необходимость уменьшения трудозатрат и повышения эффективности контроля качества продукции, в связи, с чем использование статистических методов контроля качества на базе математической статистики получают широкое применение.
Одна из наиболее удачных систематизаций и графического представления стадий развития понятия качество была дана академиком АПК В.А. Лапидусом. Его, так называемые, пять звезд качества наглядно показывают каждый этап изменения содержания термина «качество» от качества продукции до качества фирмы (рис 1).
Исходя из этой схемы можно смело говорить о переходе управления качества в регулярный менеджмент:
Первая звезда: как уже говорилось выше, стандартизация продукции, разделение на функции их стандартизация. (1905 г.)
Вторая звезда: статистические методы управления качеством и стабильность процессов, как следствие снижение издержек. (1924 г.)
Третья звезда: переход от функционального контроля к интегрированному (тотальному) контролю качества ( TQC). (1951 г.)
Четвертая звезда: переход от тотального контроля к тотальному менеджменту, ориентированному на удовлетворение запросов потребителей и переход к концепции совершенствования качества, как задачи каждого сотрудника организации. (TQM- Total Quality Management).(1980 г.)
Пятая звезда: дальнейшее развитие TQM – учет потребностей общества через требования охраны окружающей среды. (1990-е годы).


В работе Киянского В.В. «Менеджмент качества – философия конкурентоспособности», опубликованной в 2003 году, говорится уже о шестой звезде качества, структура которой разработана основываясь на ключевой концепции двухтысячных – «скорость» . «..Скорость изменения характера бизнеса, динамика изменения образа жизни потребителей и их запросов, под влиянием все большей доступности информации. Скорость роста качества продукции и скорость совершенствования бизнес- процессов будет намного выше, а при достаточно большом значении этих показателей произойдет изменение характера самого бизнеса…» *).
Здесь уже говорится не только о системном подходе, процессном подходе обеспечения качества, но и закладываются подходы следующего витка обеспечения качества – ситуационного менеджмента, «… который концентрируется на том, что пригодность различных методов управления в обеспечении качества определяется спецификой организации и особенностями ситуации.»
При этом подходе огромная роль отводится руководителю, который стимулирует деятельность предприятия по четырем векторам-направлениям :
 Знание эффективных средств и инструментов профессионального управления, что подразумевает понимание самого процесса управления, психологии поведения индивидуальностей и групп, инструментов системного анализа, методов планирования и контроля, методов и инструментов принятия решений
 Понимание того, что любой инструмент, концепция или методика не идеальны, и имеют свои сильные и слабые стороны применительно к конкретной ситуации, поэтому важно уметь предвидеть вероятность последствий от их применения.
 Правильная интерпретация ситуации: умение правильно определять наиболее влиятельные факторы применительно к определенной ситуации и оценивать степень влияния и эффект при изменении того или иного фактора.
 Умение наиболее эффективно увязывать и сочетать определенные инструменты, методы и/или приемы для минимизации рисков в каждой конкретной ситуации.
Наблюдая за эволюцией развития системы управления качеством, как одним из эффективным инструментом управления, можно утверждать, что данная система прошла все стадии развития от контроля качества продукцией до этичного менеджмента с концепцией производства «с высокой скоростью на принципах социальной этики и устойчивого развития – для пользы всего общества».
Почему именно популяризация идеологии качества придается такое огромное значение? Что именно дает предприятию грамотное выстраивание системы менеджмента качества (далее СМК) и сертификация по ИСО9001?

Кроме того, что сертификат соответствия ИСО9001 можно рассматривать, как умение предприятия разговаривать на международном языке бизнес-среды, но и что, самое главное, помогает вырабатывать свои правила управления организацией, ориентируюясь на базовые понятия сертификата ИСО9001.
Рассмотрим четыре характеристики деятельности предприятия, на которые в большей мере влияют создание и эффективное функционирование СМК: прозрачность; управляемость; развитие; конкурентоспособность.
Прозрачность в части организационной структуры, бизнес-процессов и функций предприятия. При разработке процедур, представляющих собой алгоритм деятельности, связанной с качеством, определяются или уточняются и организационная структура (как обязательства, полномочия и взаимоотношения, представленные в виде схемы, по которой предприятие выполняет свои функции), и бизнес-процессы и функции.
Управляемость предприятия улучшается в связи с тем, что при проектировании СМК строго распределяется ответственность за выполнение процедур. В большинстве процедур предусмотрено ведение записей (отчетов) о качестве, которые формируют ответственные лица после выполнения установленных действий. В процессе создания СМК, пересматриваются и актуализируются положения о подразделениях, должностные и рабочие инструкции. Это также повышает управляемость предприятия.
Развитие предприятия обусловлено несколькими факторами. К ним относятся повышение компетентности (обязательность подготовки) персонала, его вовлечение в процесс создания системы, повышение эффективности производства за счет устранения лишних функций и оптимизации бизнес- процессов и снижения доли некачественной продукции, концентрация усилий на существенном, а также улучшение отношений с потребителями и поставщиками.
Наиболее явно сертификация и эффективное функционирование СМК влияют на конкурентоспособность предприятия. Наличие сертификата улучшает имидж компании, увеличивает возможности укрепления позиций компании на рынке за роста продаж. Наличие сертификата увеличивает вероятность успеха при участии в конкурсах и тендерах, в том числе при участии в государственных закупках, так как в Республике Казахстан оно является обязательным условием конкурса или тендера.
Перечисленные обстоятельства прямо и косвенно влияют на эффективность экономической деятельности предприятий.
Если быть боле конкретным, можно сказать что грамотное и продуманное выстраивание СМК обеспечивает непрерывное улучшение качества, причем и продукции, и работ, и процессов, и системы и компании в целом. Это продиктовано следованию основным принципам ИСО:
1. Ориентация на потребителя: организации зависят от своих потребителей, поэтому должны принимать настоящие и будущие потребности потребителя, выполнять его требования и стремиться превзойти ожидания.
2. Лидерство: лидеры устанавливают единство цели, направления и внутренней среды организации. Они создают среду, в которой люди могут быть полностью вовлечены в достижение целей организации.
3. Вовлечение людей: люди на всех уровнях составляют сущность организации и их полное вовлечение дает возможность использовать их способности на пользу организации.
4. Процессный подход: желаемый результат достигается более эффективно, когда надлежащими ресурсами и видами деятельности руководят как процессами.
5. Системный подход к менеджменту: определение, понимание и руководство системой взаимосвязанных процессов для данной цели способствует результативности и эффективности организации.
6. Непрерывное улучшение: неизменной целью организации является непрерывное улучшение.
7. Подход к принятию решений на основе фактов: эффективные решения основываются на логическом и интуитивном анализе данных и информации.
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками: способность организации и ее поставщиков создавать ценности повышается на основе взаимовыгодных отношений.
Внедряя все эти принципы в культуру компании, руководство компании увеличивает вероятность открытия и использования новых возможностей для роста и развития бизнеса, повышать доходность, снижая при этом издержки производства, создания сплоченного коллектива профессионалов- единомышленников для решения любых задач возникающих перед компанией.
Завершая статью, можно с уверенностью утверждать, что система менеджмента качества на сегодняшний день один из самых значимых и интегрированных инструментов управления Компанией, и качество ее выстраивания и встраивания в культуру компании сказывается на качестве управления компанией в целом.

Список литературы

1. Розова Н.К. «Менеджмент качества» - СПб.: «Вектор», 2005 ISBN 5-9684-0026-9
2. Киянский В.В. «Менеджмент качества – философия конкурентоспособности» - Уральск,2003 ISBN 9965-13-229-1
3. Лапидус В.А., Рекшинский А.Н. «Диалог консультанта с руководителем компании» - изд-е 2-е – Н.Новгород: СМЦ «Приоритет», 2001
4. Соловьев В. «ISO9901- путь к созданию эффективных правил управления организацией», Мир качества №7,8 (149,150) 2017 г.
5. https://iteam.ru/publications/quality/section_81/article_1976