Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭНЕРГОРЕСУРСЫ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ. КОНКУРЕНЦИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
10 января 2016г.

   Ни для кого не секрет, что ситуация, сложившаяся с зависимостью экономики от цен на энергоресурсы, в современном обществе становится все острее.

   Проблема развития конкурентных отношений на рынках электроэнергии, образованных в результате введения в действие Закона «Об электроэнергетике» становится очень актуальной. Согласно этому закону запрещается совмещать деятельность по передаче и купле-продаже электроэнергии. Возникают виды нарушений антимонопольного законодательства на розничном и оптовом рынках электроэнергии и соответственно встает вопрос и напрашиваются определенные выводы о дальнейшем развитии конкурентной среды на этих рынках.

   С момента создания в 1992 г. государственной энергетической компании (в дальнейшем — РАО «ЕЭС») активно велись дискуссии о путях развития российской электроэнергетики. В качестве основной идеи реформирования предлагались различные схемы акционирования, приватизации, слияния с высокодоходными видами производств (например, с производством алюминия), расширения производственной цепочки за счет включения производства оборудования для электроэнергетики. Большинство этих проектов были отклонены из- за ущемления интересов частных акционеров РАО «ЕЭС» или из-за противоречия государственным интересам.

   В настоящее время развитие отрасли во многом связывается с совершенствованием конкуренции на рынках. Так, в Федеральном законе от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» определяется, что меры государственного регулирования применяются при наличии:

•   дефицита электроэнергии в границах какой-либо территории;

•   технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем.

   Если энергетические системы перестают отвечать этим условиям, применяются меры по развитию конкурентных отношений.

   Рынки электроэнергии — постоянный объект мониторинга антимонопольных органов, в силу того что спрос на электроэнергию неэластичен. Это может служить причиной установления и поддержания экономически необоснованно высокого уровня тарифов на электроэнергию или создания условий для ограничения допуска к сетям.

   Особенность рынка электроэнергии заключается в неразрывном по времени процессе производства и потребления, что может служить причиной вертикальных ограничений для доступа к энергосетям покупателей, не входящих в соглашения с поставщиками. Особенно значима данная проблема, когда мощности оптового поставщика электроэнергии не хватает для покрытия текущих потребностей. В этом случае возникает ситуация, когда продавец электроэнергии получает возможность для ценовой дискриминации на остаточном спросе.

   Структура современного российского рынка электроэнергии в настоящее время находится в процессе трансформации. Так, согласно Закону об особенностях функционирования электроэнергетики юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии.

   После вступления в силу данного закона на основе отрасли производства электроэнергии появились следующие рынки:

1)    рынок услуг по передаче электроэнергии;

2)    оптовый рынок электроэнергии;

3)    розничный рынок электроэнергии.

С позиции развития конкурентных отношений наиболее перспективна деятельность оптового и розничного рынков электроэнергии.

Компании, осуществляющие куплю-продажу электроэнергии, можно разделить на несколько групп.

1.    АО-энергосбыты, которые выделились в результате разделения деятельности по передаче и торговле электроэнергии. В соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» энергосбытовыми являются организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии. Гарантирующий поставщик электрической энергии — коммерческая организация, которая обязана заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии. На момент преобразования рынка все участники данной группы занимали доминирующее положение на региональных рынках в пределах протяженности сетей и расположения потребителей на рынках, границы которых можно описать одним или несколькими регионами.

2.       Независимые энергосбытовые компании, поставляющие электроэнергию крупным отраслевым потребителям. Так, например, ООО «Русэнергосбыт» снабжает электроэнергией ОАО «РЖД» на территории 33 субъектов Российской Федерации.

3.      Компании, которые могут приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика, действующего на данной территории, или у других энергосбытовых компаний.

Согласно исследованиям ФАС России большинство региональных энергосбытов фактически являются монополистами на своих рынках в границах балансовой протяженности электросетей и единственным поставщиком на оптовом рынке электроэнергии. Сложившаяся ситуация ограничивает развитие конкуренции, так как большинство потребителей электроэнергии не могут выбрать энергосбытовую компанию, альтернативную той, у которой заключен договор на передачу электроэнергии с сетевой организацией, к сетям которой подключен потребитель.

Это приводит к формированию локальных рынков купли-продажи электроэнергии, географические границы которых определяются протяженностью сетей, принадлежащих сетевой организации, у которой заключен договор на передачу электроэнергии с соответствующей энергосбытовой компанией.

Развитие конкуренции на оптовом рынке за счет появления новых участников затруднено административными барьерами входа на рынок. Розничный рынок электроэнергии предоставляет больше возможностей для развития конкурентных отношений, чем оптовый рынок, так как барьеры входа на данный рынок ниже. Так, в настоящее время в ряде регионов появляются независимые энергосбытовые компании, которые продают покупаемую ими на оптовом рынке электроэнергию на розничном рынке наряду с гарантирующими поставщиками. Экономические ограничения развития конкуренции заключаются в том, что при переходе от одного гарантирующего поставщика к другому потребитель несет следующие затраты:

•      возмещение убытков гарантирующего поставщика, в связи с чем экономически нецелесообразно перезаключение договоров на поставку электроэнергии на розничных рынках в течение календарного года с другим поставщиком;

•    установление новой автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии, необходимой для выхода на оптовый рынок электроэнергии.

К дефектам розничного рынка электроэнергии, оказывающим косвенное воздействие на конкурентную среду рынка, следует отнести несвоевременную оплату некоторыми потребителями электроэнергии в целом, увеличение в некоторых регионах долгов предприятий ЖКХ, в частности:

•    высокий уровень потерь из-за бездоговорного или без учётного потребления электроэнергии, больших технологических (по данным компании McKinsey, — 9–11 % по сравнению с 7 % в Европе) и коммерческих (по данным компании McKinsey, 4,0 % по сравнению с 0,4 % в Европе) потерь;

•       необходимость крупных инвестиций для модернизации активов отрасли с целью повышения конкурентоспособности, в частности, на формирование автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии, которая необходима для выхода на оптовый рынок электроэнергии;

•      отсутствие информационной прозрачности рынков, что может создавать неравные условия для покупателей электроэнергии.

   Данные ограничения частично могут быть устранены только в стратегической перспективе. В настоящее время рынки необходимо постоянно контролировать по поводу соблюдения антимонопольного законодательства.

   В частности, ФАС России:

•   расследует дела, связанные с нарушением антимонопольного законодательства;

•   проводит мониторинг цен на электроэнергию;

•     проводит проверку информационной открытости участников оптового и розничного рынка в части условий присоединения к электросетям;

•      контролирует экономическую концентрацию на рынках производства, передачи и купли-продажи электроэнергии с учетом требований Закона «Об электроэнергетике».

   Проведенный анализ рассмотренных в ФАС России дел о признаках нарушения антимонопольного законодательства указывает на то, что основным видом анти конкурентных действий является ограничение доступа на розничный и оптовый рынки электроэнергии. При этом к наиболее часто встречающимся нарушениям на розничном рынке можно отнести:

•   отказ от заключения договора на поставку электроэнергии;

•   включение в договор невыгодных условий, например, в части нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования — авансовые платежи, применение штрафных санкций за превышение или недобор заявленного объема электроэнергии; оплата расходов на поддержание в рабочем состоянии электрических сетей и установок абонента в процентном отношении от стоимости потребленной электроэнергии.

   На оптовом рынке электроэнергии зарегистрированы:

•   отказы от заключения договора на передачу электроэнергии;

•    отказы от заключения соглашения об информационном обмене, необходимого для допуска к торгам на оптовом рынке электроэнергии.

   Возникают нарушения конкуренции и на рынке передачи электроэнергии. Так, МУП «Подольская электросеть» было признано нарушившим антимонопольное законодательство, так как, занимая доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в границах протяженности принадлежащих сетей,  компания взимала дополнительную плату сверх нормативно установленного размера в виде агентских вознаграждений, установления в технических условиях требований, выполнение которых не предусмотрено законодательством.

   Анализ деятельности энергосбытовых компаний в области раскрытия информации, проведенный ФАС России, показал, что существуют нарушения в части стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии. В частности, было выявлено, что не все сетевые компании размещают в Интернете типовые договоры об осуществлении технологического присоединения.

   В целом можно сказать, что по антимонопольному регулированию проводится взвешенная политика, ориентированная на создание условий для снижения убытков потребителей с учетом специфики отрасли. Так, например, электроэнергетика является единственным производством реального сектора экономики, где с учетом возможности производителей осуществлять дискриминацию на остаточном спросе установлены границы доминирования — 20 % вместо 50 % (в некоторых случаях — 35 %), принятых в Законе «О защите конкуренции».

   В заключение можно сказать, что современный уровень развития конкуренции позволяет участникам рынка совершать нарушения антимонопольного законодательства, при этом регулирование данной проблемы только с помощью мониторинга рынка и административного производства по фактам нарушения является недостаточной практикой для решения проблемы. Так, расследование, возбуждение дел и отстаивание принятых по ним решений в судах требуют значительных ресурсов. Поэтому проблему необходимо решать путем создания институциональной среды, позволяющей формировать условия выхода на рынки новых участников и ограничивающей возможность злоупотребления доминирующим положением на рынках.

   Для этого необходимо разработать новые и усовершенствовать действующие нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики. Определенные успехи в этой области уже достигнуты. Так, ФАС России разработаны стандарты деятельности сетевых организаций в сфере технологического присоединения, ориентированные на соблюдение прав потребителей и законодательства об электроэнергетике. Это позволит избежать нарушений, совершаемых субъектами естественных монополий при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

   Какие можно рассмотреть альтернативные энергоносители?

   Цена на низкозернистую нефть достигла отметки 70 долларов за баррель. Что же дальше? Продолжение ослабления рубля? Резкое повышение цен?...

   Экономисты пытаются прогнозировать, расходясь во мнениях и выводах.

   Ясно одно, зависимость экономики от нестабильных цен на нефть ослабляет ее. Курс на энергосберегающие технологии, альтернативные виды топлива и энергии, должен стать не только государственной программой, но и идеей будущего развития человечества, его современным «трендом».

   На сегодняшний день, большинство из альтернативных источников энергии не только не способны равняться по прибыльности и эффективности с традиционными, но и зачастую являются убыточными.

   Помимо известных источников: солнечной энергии, энергии приливов, гидроэнергетики и ветроэнергетики, - выделяется энергия, освобождающаяся из разрядов молний.

   


 

    Разряд молний может достигать мощности 1000 ГВт. К примеру, суточное потребление г. Москвы составляет 15 ГВт. По данным исследований в год ударяет на поверхность Земли около 1,5 млрд. молний. Колоссальные объемы энергии. Как ее собрать, где, а самое главное когда? Как писал в своих научных заметках великий ученый Никола Тесла «…выяснить законы распространения токов через землю и атмосферу» (1898г.) Вопросов, к сожалению, больше чем ответов…

   Однако, в связи с развитием спутникового мониторинга Земли, ученые получили возможность составлять карты частоты ударов молний о поверхность Земли. В Центральном регионе России, этот показатель равен 6-7 ударам на кв.м. В Останкинскую башню молнии ударяют в 30 раз чаще.

   Но что можно извлечь из этого? Центральный регион – самый густонаселенный и застроенный регион нашей страны. По нормам безопасной эксплуатации зданий – обязательным является установка молниеотводов и заземлителей.

   Краткий принцип работы – Электрический заряд молний притягивается к наивысшей точке с наименьшим сопротивлением. Установив в эту систему мощные современные конденсаторы, заряд от молний будет накапливаться. Дальше, его можно использовать  как резервное хранилище электроэнергии для обеспечения города.

В настоящий момент подобные решения требуют дорогостоящих вложений. При расчете эффективности от установки систем сбора и накопления электроэнергии необходимо учесть ряд параметров:

1.   площадь охвата молниезащиты;

2.   высота молниеотвода;

3.   стоимость монтажа стержневого молниеприемника;

4.   частота ударов молний;

   Так, например внедрение системы сбора и накопления электроэнергии (с помощью супер-конденсаторов) на участке, покрытием площадью 1 км, с частотой попадания молний 7 ударов/1кв.м, при условии аккумулирования всей энергии, переданной от молнии с мощностью 10 ГВт, принесет выручку от использования данной энергии в 50 млн. руб. Суммарные затраты, на монтаж и содержание оборудования, аккумулирование и использование электроэнергии составят до 40млн.руб. Следовательно, прибыль от подобного внедрения может достигать 10 млн. руб. Однако, необходимо отметить, что данный вид энергетики, напрямую зависит от метеорологических факторов.

   Не стоит забывать, что это далеко не единственный вид альтернативной энергетики, которая развивается с каждым днем и выходит на новый уровень.

 

Список литературы

1.      Анализ деятельности сетевых организаций по размещению на официальных сайтах информации о типовых договорах. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/analisys/tek/a_26865.shtml

2.      Материалы официального сайта Федеральной Антимонопольной Службы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fas.gov.ru

3.      Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 996 «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Российской Федерации по вопросам организации деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/169344/

4.      Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=98111

5.      Пресс-релиз ФАС России от 01 октября 2009 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/news/n_26754.shtml

6.      Пресс-релиз ФАС России от 13 октября 2009 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/news/n_26994.shtml

7.      Пресс-релиз  ФАС  России  от  2  октября  2009  года.  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа:http://www.fas.gov.ru/news/n_26804.shtml

8.      Пресс-релиз ФАС России от 24 ноября 2008 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/news/n_21226.shtml

9.      Пресс-релиз ФАС России от 26 августа 2009 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/news/n_26130.shtml

10.   Пресс-релиз ФАС России от 3 сентября 2009 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/news/n_26333.shtml

11.   Результаты анализа розничных рынков электрической энергии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fas.gov.ru/analisys/tek/a_21969.shtml

12.   Федеральный закон от 26.03.2003 № 36–ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об электроэнергетике». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=102978

13.   Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ  «Об электроэнергетике». [Электронный ресурс]. – Режим доступа:     http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=83142

14.   Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России.Экономический рост 2000-2007. – М.: Дело АНХ, 2008. – 1328 с.

15.     Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Постановление правительства 2014г.

16.   . Данилов О.Л«Энергосбережение в теплоэнергетике и теплотехнологиях».М.2013 г.

17.   Журнал «Наука и жизнь» № 3, М, 2012 г.

18.   Питер Линдеман «СВОБОДНАЯ ЭНЕРГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ».Л.2008 г.

19.   Вадим Чернобров - «ОБЗОР ПРОЕКТОВ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ЭНЕРГОУСТАНОВОК». М.2010 г.

20.   .Никала Тесла «Научные наблюдения» 1898 г.

 

 

 

THE ELECTRICITY MARKET. CURRENT AND FUTURE

1Mixailova N.А., 1Maksimenko I.N., 1Surmaev M.V., 2Yaroslavskaya I.I.

1Faculty of distance learning PREU

2Senior English lecturer.

 

 

It is not a secret that the situation with the dependence of the economy on energy prices, in today's society is becoming more acute. The problem of development of competitive electricity markets becomes of vital importance in relationships that were formed by the enactment of the law "On electric power industry". According to this law, it is prohibited to combine the activities of the transfer, sale and purchase of electricity. There are certain the types of violations of antimonopoly laws in the retail and wholesale electricity market, and as a result the further development of competition at the electricity market.

Since the state energy company (hereinafter RAO UES) has been established in 1992, there were active discussions about how to develop the Russian electric power industry. Various schemes of shareholding, privatization, mergering with highly-benefit types of industries (e.g., aluminum production), and development of the production chain by including the production of equipment for the power industry were proposed as the main innovative matters. Most of these projects were rejected due to infringement of the interests of RAO UES private shareholders, or contradictions to the public interest.

Nowadays, the development of the industry is mostly associated with the improvement of competition in the markets. So, the Federal Law "On Electric Power Industry" stipulates the measures of state regulation shall be applied if there is:

· shortage of electricity within the boundaries of any territory;

· technologically isolated regional electric power systems.

In case the energy systems fail to meet these conditions, measures for the development of competitive relations are applied. Electricity markets are constantly monitored by the antimonopoly authorities as the demand for electricity is inelastic, that may be the cause of establishing and maintaining economically unjustified high tariffs for electricity or arranging conditions to limit an admission to networks.

Electricity market in a competitive environment Electricity market features a constant production and consumption process that can cause vertical restraints limiting access to the grid for customers beyond the agreements with suppliers. This problem is particularly relevant in the case where the power of the wholesale electricity supplier is not enough to cover current needs. In this case there is a situation when the electricity seller has a possibility of price discrimination on the residual demand.

The structure of modern Russian energy market is in the process of transformation. Thus, according to the Law on features of electric energy functioning legal entities and individual entrepreneurs are prohibited to overlap activities of electric power transmission and dispatching management in electric industry with the activities of production as well as sale and purchase of electricity.  This Law having entered into force the following markets were established on the basis of the electricity generation industry:

1)    market of electricity transmission services;

2)    wholesale electricity market;

3)    retail electricity market.

From the perspective of competitive relations development the activities of wholesale and retail electricity market are the most promising. Companies engaged in the sale of electricity, can be divided into several groups:

1.   Joint-stock companies – power supply companies, that stood out due to the separation of transfer activities and trade of electricity. In accordance with federal law "On Electricity" power supply companies are organizations whose principal activity is selling produced or acquired electricity to other entities. A guaranteed supplier of electric energy is a commercial organization obliged to conclude an agreement on electricity sale with any referring customer of electricity. At the time of market transformation all members of the group occupied a dominant position in regional markets within the network length and location of the consumers on the market covering one or several regions.

2.      Independent power supply companies, supply electricity to large industrial enterprises. For example, "Rusenergosbit" supplies electricity to 33 objects of the JSC "Russian Railways" on the territory of the Russian Federation.

3.    Companies that can buy electricity at guaranteed supplier acting in the territory or at other power supply companies. According to the research of Russian FAS (Federal Antimonopoly Service) most regional power supply companies are actually monopolists in their markets within the boundaries of the grid's balanced length and are the sole electricity supplier in the wholesale electricity market. The current situation restricts the development of competition, since most electricity consumers can not choose a power supply company being an alternative to one with an agreement on the electricity transmission signed by the grid organization, which is connected to the user's network.

  This leads to establishment of "local" markets for electricity trade. Their geographic boundaries are determined by the length of grid belonging to a grid organization that has signed an agreement on the transmission of electricity with the appropriate power supply company.

   Development of competition in the wholesale markets through new entrants is complicated by administrative barriers. Development of the retail electricity market has more competitive opportunities for relationships development than the wholesale market, as barriers to this market entry are smaller. So, nowadays independent power companies appear in some regions. They sell electricity bought on the wholesale market in the retail market, along with guaranteed suppliers. Economic restrains of competition development are caused by the following costs the consumer incurs through transition from one guaranteed supplier to another:

· refund of losses suffered by the guaranteed supplier. In this relation it is economically inexpedient to renegotiate the supply of electricity in the retail markets during the calendar year with another supplier;

· establishment of a new automated system for commercial accounting of electricity needed to enter the wholesale electricity market.

Retail electricity market defects having an indirect impact on the competitive environment of the market include: late payment by some electricity consumers in general, and an increase of utilities debt in some regions in particular:

· high level of losses due to noncontractual or non-metered electricity consumption, large technological (according to the company "McKinsey" – 9-11% compared with 7% in Europe) and commercial losses (according to the company "McKinsey" – 4% compared to 0.4% in Europe);

· the need for major investments to modernize the industry's assets in order to increase competitiveness, in particular – on the development of an automated system for control and accounting of electricity that is required to enter the wholesale electricity market;

· Lack of markets' information "transparency" that can arrange unequal conditions for buyers of electricity.

These limitations can be partially remedied only in the long term perspective. Markets must be constantly monitored in terms of the compliance with the antimonopoly laws. In particular, the Russian FAS:

· investigates cases of the antimonopoly legislation violation; monitors electricity prices;

· checks the information transparency of the wholesale and retail market entrants in terms of the conditions for admission to electricity;

· controls economic concentration in the markets of production, transmission and sales of electricity to meet the requirements of the law "On Electricity".

Conducted analysis by the FAS Russia of the case on violation of the Antimonopoly legislation. The results indicate that the main type of anti-competitive behavior is to limit access to the retail and wholesale electricity market. While the most frequent violations in the retail market can include:

· refusal to sign the contract for the supply of electricity;

· unfavorable conditions included in the agreement, for example, in frames of violated pricing procedures being established by normative acts, in particular, advance payments, the use of penalties for excess or shortfall of the declared amount of energy, payment of costs to maintain electrical networks and installations of the subscriber as a percentage of the consumed electricity cost.

The wholesale electricity market has recorded cases of: refusals to sign the contract for the transmission of electricity;

refusal to enter into agreements on exchange of information necessary for admission to trading on the wholesale electricity market.

There are infringements of competition on the market of power transmission as well. So, MUP "Podolskaja elektroset" was found to have violated the antimonopoly laws, as by connecting to the electric grid within its network the company occupying a dominant position in the market for electric power transmission collected extra payments over standard fixed tariff as agency fees, established requirements in specification, that are not required by law.

Analysis of the activities carried out by the power supply companies in the field of information disclosure made by the Russian FAS found that there are violations in terms of the information disclosure standards specific for objects of the wholesale and retail electricity markets. In particular, it was found that not all networking companies place model contracts for technological connection on the "Internet ". Signs of technological connection violations were revealed on Web sites of network companies on the "Internet", which placed the model contracts for technological connection.

In general, we may say that the position of antimonopoly regulation features is a well-balanced policy, focused on arranging conditions to reduce losses of consumers, with industry-specific being taken into account. For example, the electric energy industry is the only sphere of the real economy, where, taking into account the ability of producers to discriminate on the residual demand, the boundaries of dominance are established – 20% instead of 50% (in some cases 35%) are established in the Law "On Protection of Competition".

In conclusion, we can say that the current situation of competition allows market participants to commit violations of antitrust laws, with the means of market monitoring and administrative proceedings on the facts of violation being insufficient to work out this issue. So, investigation, prosecution and upholding decisions made by the courts require a significant amount of resources. Therefore, it is necessary to solve the issue by establishing an institutional framework that allows arranging the conditions of market entry for new participants and limiting cases with abuse of dominant position in the markets. This requires the development of new and improvement of existing regulations in the electricity sector. Some progress in this area has already been achieved, so the Russian FAS developed standards of network organizations in the technological connection sphere, aimed at complying with consumer rights and legislation on electrical energy that will allow avoid the violations committed by natural monopolies by the  implementation of technological connection to electric grids.

What alternatives can be taken into account?

The oil of Brent brand cost 70 $ / bbl. What's next? Continued ruble devaluation? Prices increase?... Economists try to predict it.

One thing is clear, economic dependence on volatile oil prices leads to is weakness. Course on energy-saving

technologies, alternative fuels and energy resources should become not only a government program, but also the matter of the future development, its modern "trend."

Now, most of the alternative energy sources cannot be only compared on terms of the profitability and efficiency to the traditional ones, but also are often unprofitable.

Besides the well-known: solar energy, tidal energy, hydropower, wind energy released lightning energy is set




apart.


Lightning strike can reach Power 1000 GW. For example, the daily intake of Moscow is 15 GW. According to the




research about 1.5 billion. lightning hits the surface of the Earth per year. Huge amounts of energy. How to produce it, where, and most importantly, when? According to the saying of the great scientist Nikola Tesla "... to find out propagation laws of currents through the earth and the atmosphere" (1898.) Unfortunately, there are more questions, than answers ...

However, due to the development of satellite monitoring of the Earth, scientists have developed maps with frequency of lightning strikes the surface of the Earth. In Central Russia, it is 6-7 lightning per 2 sq. In Ostankino tower lightning strikes 30 times more often.





 

What does it entailt? Central region – the most populous and built-up region of our country. According to the standards of safe operation of buildings - lightning rods and grounding must be installed.

The working principle - electric charge of lightning is attracted to the highest point with least resistance. Having installed into this system powerful modern capacitors charge from the lightning will accumulate. Then it can be used as a backup storage electricity for the needs of the city.

Currently these solutions require expensive investments. When calculating the efficiency of the installation of the collection and accumulation of electricity we should consider the following parameters:

1.   The Area covered of lightning protection;

2.   The height of the lightning rod;

3.   The cost of installing a rod air terminal;

4.   The frequency of lightning strikes.

For example, the introduction of the collection and accumulation of electricity (super-capacitors) at the site, covering an area of 1 km2, with the frequency of lightning strikes 7/1km2, if storage of the energy transmitted by the lightning with power of 10 GW will bring revenue from the use this energy to 50 Million rub. Total costs for the installation and maintenance of equipment, storage and use of electricity will amount to 40 million. rub. Therefore, profit from the introduction of it will go up to 10 million rub. However, this type of energy depends on the weather.

In addition, do not forget that this is not the only type of alternative energy that develops every day and goes to the next level.

 

List of references

1.      "Analysis of the activities of network organizations upon placement of model contracts at the official websites" at: http://www.fas.gov.ru/analisys/tek/a_26865.shtml

2.      Economy in transition. Essays on economic policy in post-communist Russia. Economic growth in 2000-2007, Moscow/

3.      "Federal law on 26.03.2003 No. 36-FZ "On peculiarities of electric power during the transition period and on amendments to some legislative acts of the Russian Federation and repeal of certain legislative acts of the Russian Federation in connection with the adoption of the federal law "On electrical energy industry" http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=102978

4.      "Federal law on 26.03.2003 № 35-FZ "On electrical energy industry" http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=83142

5.      "Press release of the FAS Russia on August 26, 2009" at: http://www.fas.gov.ru/news/n_26130.shtml

6.      "Press release of the FAS Russia on November 24, 2008" at: http://www.fas.gov.ru/news/n_21226.shtml

7.      "Press release of the FAS Russia on October 1, 2009 at: http://www.fas.gov.ru/news/n_26754.shtml

8.      "Press release of the FAS Russia on October 13, 2009" at: http://www.fas.gov.ru/news/n_26994.shtml

9.      "Press release of the FAS Russia on October 2, 2009" at: http://www.fas.gov.ru/news/n_26804.shtml

10.   "Press release of the FAS Russia on September 3, 2009" at: http://www.fas.gov.ru/news/n_26333.shtml

11.   "Proceedings of the official website of Federal Antimonopoly Service" available at: http://fas.gov.ru

12.   "Results of the analysis of retail electricity markets" at: http://fas.gov.ru/analisys/tek/a_21969.shtml



13.   "Rules for operation of retail electric power markets in the transitional period of reforming the power industry, approved by the Government of the Russian Federation on 31.08.2006 No. 530 at: http://www.consultant.ru/online/base/

14.   "Russian Federation Government Resolution on December 29, 2007 No. 996 "On amendments to certain regulations of the Government of the Russian Federation concerning the organization of guaranteeing suppliers of electric energy.

15.     Energy Strategy of Russia for the period up to 2030

16.     Danilov Oleg - "Energy efficiency in power and heat technologies".M.2013.

17.     The journal "Science and Life". № 3.M.2012

18.     Peter Lindeman - "Free energy in the modern world".L.2008.

19.     Vadim Chernobrov - "Project overview PERSPECTIVE OF POWER."M.2010.

20.     Nikola Teslow “Scientific notes”/1898.