Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
10 января 2016г.

    Государственно-частное партнерство (далее ГЧП) – один из наиболее эффективных механизмов реализации инфраструктурных проектов во всем мире. Всемирный банк определяет ГЧП как соглашение публичной и частной сторон по поводу производства и оказания инфраструктурных услуг, заключаемых с целью привлечения дополнительных инвестиций и как средство повышения эффективности бюджетного финансирования [6, с.7]. Решение существующих проблем именно с помощью инструмента ГЧП обусловлено рядом преимуществ для государственного и частного сектора, главными из которых являются разделение затрат и рисков. Наиболее предпочтительная схема реализации проектов для государства – это финансирование, строительство, эксплуатация [2]. В этом случае большую часть рисков берет на себя частный бизнес. Однако следует отметить, что покрытие части рисков всё равно остается за государством. Примером таких рисков служат политические риски, риски изменения законодательства, валютные риски и риски инфляции. Данная модель на сегодняшний день является основной для концессионных схем, наиболее распространенных в России.

   В связи с замедлением экономического роста и усложнившимися внешнеэкономическими отношениями некоторые специалисты не исключают приостановки развития направления государственно-частного партнерства в нашей стране. Другой точки зрения придерживается председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по ГЧП Селезнев П., который подчеркнул на конгрессе по ГЧП [3], что подобные проекты будут и в дальнейшем развиваться, и их число должно только расти, особенно в условиях возникшей повышенной нагрузки на бюджет в 2014-2015 годах. В то же время в ближайшие 2-3 года ожидается увеличение проблемных активов, связанных с участием в инфраструктурных проектах, особенно на уровне регионов.

   Одной из важнейших задач для успешной реализации проекта является поиск финансирования. Как правило, ГЧП-проекты требуют значительного вложения средств. В связи с этим проектной компании (специально-созданная компания для сопровождения проекта) необходимо мобилизовывать все возможные средства из доступных источников.

    Поскольку ГЧП-проекты имеют социально-значимую направленность, государство стремиться снизить риски предпринимателей. Для достижения такого результата разработан комплекс мер:

o   Прямой государственной поддержки: субсидирование капитальных затрат; фиксированные платежи за доступность; предоставление реальных активов; гарантии государства: минимального уровня доходности, доходности на акционерный капитал, гарантии по облигационным займам и др.

o   Косвенной государственной поддержки: ограничение конкуренции;  запрет изменений в законодательстве; налоговые льготы.

   Однако государственно-частное партнерство предполагает участие в финансировании и разделении рисков обеих сторон контракта. На сегодняшний день спектр инструментов финансирования проектов государственно- частного партнерств достаточно широк. Главенствующее место среди всех других схем занимает проектное финансирование.

   Главными чертами проектного финансирования, оказывающими влияние на реализацию ГЧП проекта, являются следующие:

1)      Для реализации проекта создается специальная проектная компания. Чаще всего она занимается привлечением средств в виде займов и т.п.;

2)      Привлекаются кредиты на значительные сроки;

3)      Риски распределены между всеми участниками проекта;

4)      Основной источник возврата средств – денежный поток, генерируемый самим проектом;

5)      Заимствованные средства составляют до 90% стоимости всего проекта [1, c.61];

6)      Долг не подразумевает взыскание имущества или активов, не связанных непосредственно с проектом.

    Существуют различные источники финансирования ГЧП-проектов, однако некоторые из них могут быть использованы лишь на определенном этапе проекта, в то время как другие являются основой для начала работ.

   Как у любой коммерческой организации источники финансирования можно разделить на внутренние и внешние. В Российской Федерации структуру источников можно представить следующим образом:

1.      К  внутренним  источникам  относят:  полученную  прибыль  и  формируемые  из  неё   фонды;

амортизационные отчисления; страховые возмещения; земельные участки; основные фонды и др.

2.      Состав и размер привлекаемых средств может зависеть от направленности проекта, объемов предстоящих работ и затрат и других факторов.

   Часть средств включается в состав собственного капитала проектной компании. Это могут быть акционерный капитал; средства учредителей; государственные субсидии; средства, выделяемые в рамках Федеральных целевых программ, и др.

   Остальные источники финансирования привлекаются как заемные: банковские займы; займы, предоставляемые небанковскими организациями; облигационные займы; государственные займы; коммерческие кредиты; лизинг и др.

   Основные формы участия коммерческих банков в проектах [5, c.113]:

1)      предоставление заёмного финансирования (ссуда);

2)      долевое финансирование (акционер проектной компании);

3)      андеррайтинг облигаций (инфраструктурных или проектных);

4)      в качестве представителя частного бизнеса с собственным проектом;

5)      выдача банковских гарантий;

6)      осуществление финансового консультирования.

   Самыми распространенными формами участия банков в ГЧП-проектах в России являются кредитование, акционерный капитал и финансовое консультирование. Финансовое консультирование, поскольку не требует вложений средств, кроме как в человеческий капитал для создания квалифицированной команды, является для банков наиболее предпочтительным вариантом участия в ГЧП. Перспективным направлением развития специалисты выделяют выпуск облигационных займов, однако расширению использования данного инструмента финансирования препятствует несовершенство российского законодательства.

   Отдельное внимание хотелось бы обратить на всё ещё не достаточно развитую, но эффективную форму привлечения источников – лизинг, и некоторые возможности привлечения средств, практически или совсем не используемые в настоящее время в России.

   Лизинг - предоставление лизингодателем материальных ценностей лизингополучателю в аренду на разные сроки без перехода прав собственности. Лизингополучателем может выступать государство, частный бизнес или проектная компания. При этом в случае использования финансового лизинга по окончании срока аренды лизингополучатель имеет право выкупить объект лизинга по остаточной стоимости. При использовании операционного лизинга лизингополучатель не намерен приобретать арендованное имущество. Использование лизинга вместо кредита на покупку оборудования позволяет сократить ежемесячные платежи, а также уплачивать меньший размер налогов за счет отсутствия на балансе компании имущества, с которого уплачивается налог.

   Средства могут быть привлечены у Международных финансовых организаций. Однако данной возможностью может воспользоваться лишь небольшое число российских компаний в силу ограничений по отраслям реализации проектов. Дополнительные сложности привлечения финансирования из иностранных и международных институтов возникли в РФ после обострения ситуации в Украине в 2014 году.

   Ещё одним институтом заимствования можно выделить инфраструктурные инвестиционные фонды. В России такие организации не получили должного распространения, поэтому данный источник закрыт для российских компаний.

   Не используемым в РФ механизмом также являются инфраструктурные депозиты. В рамках этого источника средств размещаются депозиты под гарантии государства для вложения в ГЧП-проекты [4].

   Подводя итог, так как в рамках ГЧП реализуются инфраструктурные проекты, объёмы требуемого финансирования, как  правило, достигают значительных размеров. Помимо внутренних источников  проекта, главным из которых выступает получаемая прибыль, требуются дополнительные источники привлечения капитала – долевого, долгового и иного финансирования.

   На различных этапах могут преобладать определенные виды источников. Так на начальном этапе – строительство, необходимо привлечь крупных инвесторов и кредиторов. Основной формой привлечения ресурсов выступает кредитование. В случае привлечения заемного капитала важную роль играют государственные гарантии, являющиеся качественным обеспечением для получения ссуд. Основными кредиторами проектов в РФ являются коммерческие банки и Внешэкономбанк. К сожалению, не все возможные источники доступны либо полностью используются российскими компаниями в силу не развитости в РФ либо закрытости.

   В дальнейшем в ходе реализации проекта, как правило, уже не требуется привлечения средств и проект может существовать за счёт внутренних источников.

   Важное место в процессе финансирования занимает государство: оно и предоставляет средства для осуществления проекта, и осуществляет косвенную поддержку проекта, и предоставляет возможности привлечь большее количество дополнительных источников через систему гарантий.

   Для успешного осуществления ГЧП-проектов необходимо тщательно выбирать источники финансирования, проводя подробный финансовый анализ как компании, предоставляющей средства, так и собственных возможностей отвечать по своим обязательствам, а также эффективно сочетать различные виды и направления финансирования на каждом этапе реализации.

 

Список литературы

1.      Бурнашев Н. Проектное финансирование в странах СНГ. Современный статус и перспективы // Рынок ценных бумаг – 2010. - №6 (399) - С. 60-62.

2.      Сидоренко Л. Механизмы и примеры реализации проектов в сфере ГЧП: доклад. Калуга, 18.06.2013. – URL: http://investkaluga.com/portal/userfiles/files/ Сидоренко%20 Леонид,%20Механизмы%20и%20примеры%20реализации%20    проектов%20в%20сфере%20ГЧП.pdf     (Дата обращения 15.04.2015)

3.      Текстовая трансляция II инфраструктурного конгресса «Российская неделя ГЧП». 17.03.2015 - URL: http://www.pppi.ru/news/pryamaya-tekstovaya-translyaciya-vtorogo-infrastrukturnogo-kongressa-rossiyskaya- nedelya-gchp (Дата обращения: 10.05.2015)

4.      Шевченко П. Механизмы финансирования ГЧП проектов: докл. VIII Международный инвестиционный форум. Сочи, 2009. – URL: http://pppcenter.ru/index.php?id=48 (Дата обращения: 30.03.2015)

5.      Шульгина М.В. Участие коммерческих банков в государственно-частном партнерстве: возможности и

ограничения// Развитие банковского сектора России в условиях  глобальной турбулентности: сборник научных трудов студентов по итогам круглого стола в рамках международного форума/ под ред. Н.Э. Соколинской и В.Е. Косарева. – М.: Издательство «Русайнс», 2015. – с.113-119

6.      Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure: Project Finance, PPP Projects and Risk. (2nd Ed.) - The World Bank and Kluwer Law International, 2009 - 650 pp.