Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
10 января 2016г.

   На современном этапе развития мирового хозяйства оффшорные зоны приобретают глобальный характер и становятся составной частью национальных экономик не только развитых, но и развивающихся стран. Классические оффшоры в последние 20 лет стали играть огромную роль в движении мировых капиталов и иных активов. К настоящему времени оффшорами пользуется подавляющее большинство крупных компаний во всех странах мира. Так, из 100 компаний, входящих в индекс FTSE 100 (акции которых торгуются на Лондонской бирже и имеют наибольшую капитализацию), только две не имеют оффшорных дочерних компаний [1].

   Влияние оффшор на мировую экономику различно (Табл.1).


Таблица 1 Положительные и отрицательные стороны влияние оффшор на глобальную экономику

  

Положительные стороны

Отрицательные стороны

1

2

активизацию трансграничных финансовых потоков и

ускорение оборота финансовых активов в международном масштабе, содействие развитию финансовых рынков, создание условий для диверсификации инвестиций, расширения

доступа к кредитам и лучшей аллокации капитала

недобросовестную налоговую конкуренцию,

отнимающую доходы у оншорных стран

побуждение к снижению общего налогового бремени и на этой

основе стимулирование экономической активности в глобальной экономик

создание элемента нестабильности в

мировой экономике и финансах вследствие возможного накопления в оффшорных зонах больших объемов капиталов, прежде всего, спекулятивных

Продолжение таблицы 1

 

1

2

снижение риска экспроприации и создание условий для

защиты прав собственности, что, в свою очередь, может инициировать повышение экономического роста, прежде всего, в странах-донорах

создание элемента нестабильности в

мировой экономике и финансах вследствие возможного накопления в оффшорных зонах больших объемов капиталов

содействие процветанию тех государств, где оффшоры

расположены. Это способствует более гармоничному развитию мировой экономики в целом

 

содействие оттоку капитала

повышение конкурентоспособности компаний на

национальном и глобальном уровнях за счет использования более гибких стратегий развития

 

поддержку теневой экономики

сокращение занятости в странах-донорах

 

предоставление неоправданных

конкурентных преимуществ отдельным компаниям

 

неблагоприятное влияние на социальную

ситуацию в странах-донорах, связанное с негативной оценкой ухода от налогов в общественном мнении

 

   Проанализировав Табл.1,  можно сделать вывод о том,  что одно и то же свойство оффшоров может трактоваться и как преимущество, и как недостаток в зависимости от конкретных, нередко противоположных, интересов частных инвесторов, национальных властей (прежде всего налоговых органов), международных организаций. К сожалению, в последние годы в мире, в частности и России, вывод капитала в оффшорные зоны принял чрезмерные масштабы и этим обострил именно отрицательные стороны использования налоговых гаваней.

    Исследование двух некоммерческих групп показало, что 2/3 фирм из списка 500 крупнейших фирм Америки журнала Fortune основали дочерние компании в таких государствах с низкими налогами (оффшорами), как Бермудские остова, Ирландия, Люксембург и Нидерланды. Например, компания Apple держит за границей $181,1 млрд. Если бы активы находились в Америке, компании пришлось бы заплатить $59,2 млрд. налогов [1]. Из России за последние 20 лет выведено в оффшоры более $1 трлн. Половина средств, которые в 2013 году были выведены из России, это средства, выведенные в оффшоры. По оценкам экспертов, в 2013 году через оффшоры или полуоффшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 миллиардов долларов – это пятая часть всего нашего экспорта. Половина из 50 миллиардов долларов российских инвестиций в другие страны также пришлась на оффшоры. За этими цифрами – выводы капиталов, которые должны работать в России, прямые потери бюджета страны [1].

    Все страны мира поддерживают процесс деофшоризации, борьбы с оффшорами, потому что налоги должны уплачиваться там, где зарабатывается прибыль. Не должно быть так, что используются ресурсы страны, используются льготы, которые предоставляет государство при организации производства, используются трудовые ресурсы, а деньги не платятся, на которые граждане могли получать соответствующую отдачу в виде налогов и последующего их использования на повышение заработных плат, пенсий, денежного содержания военнослужащих, повышения обороноспособности или правоохранительной сферы. Борьба с размыванием налоговой базы, с разного рода офшорными схемами – сегодня мировая тенденция. Эти темы широко обсуждаются в формате и «восьмёрки», и «двадцатки». На современном этапе происходит и серьезный разворот в государственной политике России по отношению к оффшорам.

   Приоритетными в современной политике российского правительства, безусловно, являются запретительно- ограничительные меры. Так, Федеральная налоговая служба Российской Федерации планирует планомерно разрушать схемы оптимизации налогообложения, пересматривать соглашения об избежании двойного налогообложения с оффшорными территориями.

   Главная антиофшорная новация, которую предложило Министерство финансов Российской Федерации - рассмотрение дохода контролируемой иностранной компании  (зарегистрированной в оффшоре «дочки» российской компании) как прибыли российской материнской компании и соответственно обложение ее налогом в России. Чтобы проследить связи российских компаний с оффшорами, было предложено обязать их перечислять в налоговых декларациях данные обо всех аффинированных иностранных фирмах с раскрытием доли владения. Тем самым Министерство финансов Российской Федерации имеет возможность признавать зарегистрированную в оффшорной зоне компанию налоговым резидентом Российской Федерации. В этом случае оффшорная компания доплачивает в российский бюджет налог на прибыль с сумм, сэкономленных за счет более низких ставок страны регистрации.

   Усилится борьба с внутренними оффшорами и фирмами-однодневками, которые широко используются для вывоза капитала в зарубежные оффшоры и уклонения от уплаты налогов. Частью этой политики является усиление контроля за трансфертными ценами.

   Все эти изменения, несомненно, будут способствовать борьбе с незаконным вывозом капитала из России, а также легальным уходом от налогов через оффшоры. Однако реальные результаты от подобных новаций предсказать пока сложно. С одной стороны, капитал очень быстро находит противодействие всяким невыгодным для него новациям. С другой - насколько последовательны будут действия правительства и не сведется ли такая политика к выборочному применению новых законов. Те же законы о доступе иностранных компаний в некоторые секторы российской экономики готовятся почти три года, превратившись в настоящее поле битвы различных групп интересов.

   Мировая практика показывает, что оффшорный капитал не исчезнет в обозримой перспективе. Он претерпит существенные изменения, становясь более прозрачным и предсказуемым. Но состояние налоговой конкуренции и инвестиционной привлекательности отдельных юрисдикции будет всегда определять потоки капитала в мировой экономике. Все это требует комплексного подхода к решению данных проблем. Важнейшими его направлениями должны стать совершенствование налоговой политики, снижение административных барьеров и создание других благоприятных условий для ведения предпринимательства в России, альтернативных оффшорным.

   Таким образом, для решения рассматриваемых проблем необходимы следующие мероприятия:

1)    применение валютного контроля как предварительного, а не последующего вида контроля за вывозом капитала. Поскольку лучше предупредить незаконный вывоз капитала, нежели предлагать способы по его репатриации;

2)     создание единой информационной базы для более тесного взаимодействия кредитных организации, таможенных органов и других заинтересованных структур. Это позволит предупреждать возможные нарушения таможенного и валютного законодательства, а также оперативно реагировать на появление незаконопослушных участников внешнеэкономической деятельности;

3)      расширения сферы оказываемых услуг коммерческими банками. Большая роль в этом процессе отводится страховым компаниям. Так как основной причиной, по которой иностранные инвесторы опасаются вкладывать деньги, является отсутствие четких гарантий сохранности средств, следовательно, нужно совершенствовать законодательную базу о регулировании иностранных инвестиций.



Список литературы

1. Вести. Ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /http://www.vesti.ru/