Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

В СТРАНАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
10 января 2016г.

   Стимулирование инновационных процессов играет значимую роль в современном мире высоких технологий. Очень важно обеспечить организацию поддержкой на раннем этапе, т.к. технологическое отставание стремительно приводит к потере конкурентоспособности страны на мировом рынке, к снижению государственных доходов и, в результате, к падению уровня жизни населения. Одной из важнейших составляющих государственной поддержки инновационных процессов является налоговое регулирование, которое включает в себя стимулирование деятельности организаций.

   Поскольку Таможенный союз еще не является развитым интеграционным объединением, исследование существующих налоговых стимулов представляется весьма актуальным для возможного совершенствования стимулирующей составляющей налогового регулирования.

   На территории Таможенного союза действует единая система тарифных преференций, как для местных, так и для зарубежных предприятий. Так, имеет место освобождение от ввозной таможенной пошлины ряда некоторых товаров, которые являются результатом инновационной деятельности предприятий, например, технологическое оборудование, комплектующие и запасные части, используемые в рамках реализации инвестиционного проекта; товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства и др.

   На территории Белоруссии, к примеру, Евразийской Экономической Комиссией уже к 2012 г. было принято более 40 решений в области предоставления тарифных льгот и регулирования ставок ввозных таможенных пошлин (включая и полное освобождение от ввозных таможенных пошлин на некоторые товары).

   Помимо освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины на товары инновационного производства на территории Таможенного союза применяется, такая мера, как повышение ставок ввозной таможенной пошлины на некоторые импортные товары, которые могут создавать угрозу развитию национальной инновационной промышленности. Таким образом, различные локальные производства с применением инновационных технологий (в том числе автомобильная отрасль) защищены от конкуренции со стороны западных компаний, а развитие осуществляется за счет кооперации производителей внутри Таможенного союза.

   Однако в странах-членах Таможенного союза в настоящее время действует режим «промышленной сборки», который предоставляет иностранным производителям, строящим заводы и организующим производство на территории Таможенного союза, льготы в виде снижения таможенных пошлин на некоторые компоненты при условии соблюдения определенных требований. В сфере автомобилестроения, к примеру,  такие требования заключаются в соблюдении определённых пропорций локализации производства и соблюдении требований по объемам производства. Такие преференции способствуют распространению западных инновационных технологий на территории стран-участниц Таможенного союза.

   Таким образом, основные налоговые преференции для организаций Таможенного союза на сегодня связаны с ввозной таможенной пошлиной. Тем не менее, в настоящее время остро стоит вопрос изменения системы косвенного налогового регулирования для стимулирования развития инновационной деятельности. В частности, подготовлены и одобрены три пакета с изменениями в действующие протоколы налогового регулирования, которые определяют порядок взимания косвенных налогов.

   Особой составляющей налоговых преференций для повышения инновационной активности предприятий Таможенного союза является создание специальных экономических зон, на территории которых одновременно применяются разные методы налогового и финансового стимулирования бизнеса. Создание СЭЗ (к примеру, «Парк инновационных технологий» в Казахстане) на территории Таможенного союза первоначально стало реализовываться на фоне рисков утраты научно-технического потенциала. Также, помимо СЭЗ на территории стран-участниц Таможенного союза создаются технологические платформы (например, «Медицина будущего», «Национальная суперкомпьютерная технологическая платформа», «Зеленый̆ Автомобиль»), индустриальные парки и технопарки в целях поддержки инновационной активности.

   Специальные экономические зоны имеют особую популярность в Казахстане. В данной стране, например, в рамках стимулирования создания новых и модернизации действующих производств были освобождены от уплаты налогов около 500 участников Свободных экономических зон. Помимо этого, предприятия были освобождены от уплаты таможенных пошлин при ввозе оборудования, комплектующих, сырья и запасных частей, необходимых для реализации инвестиционных проектов.

   Налоговые льготы и преференции для особых экономических зон в странах Таможенного союза определяются Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010г. Согласно данному соглашению, СЭЗ представляет собой часть территории государства-члена таможенного союза, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, который заключается в предоставлении резидентам особого режима налогообложения, а также создании иных более благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности. Самой распространенной мерой является применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при реализации товаров на территории стран-участниц Таможенного союза.

   Вышеперечисленные факты ярко свидетельствуют о применении налогового стимулирования инновационных предприятий на территории Российской Федерации, Белоруссии и Казахстана, а также о продолжении разработок новых налоговых мер, которые бы позволили инновационным предприятиям выйти на новый уровень.

   В этой связи интересным представляется анализ конкретных показателей инновационной деятельности. Так, для анализа результатов на основе конкретных данных необходимо сравнить деятельность инновационных предприятий до и после образования Таможенного союза, а также до и после начала осуществления единого налогового регулирования. Следовательно, необходимо анализировать изменение данных после 2010г.

   Рассмотрим результаты инновационного налогового стимулирования на примере предприятий Российской Федерации. Весьма показательным является увеличение доли российских организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций. По данным статистического сборника «Индикаторы инновационной деятельности: 2014», в 2008г. доля российских организаций в общем числе инновационных организаций составляла 0,8%., а в 2010 году доля составила уже 7,9%. Тенденция роста продолжалась и после образования Таможенного союза, но с более медленными темпами: в 2012г. этот показатель составил 9,1%.

   Увеличение роли российских инновационных предприятий является прямым результатом государственной поддержки инноваций и стимулирования данного сектора. Так в 2008 г. удельный вес российских организаций, получавших финансирование из средств бюджета, в общем числе организаций, осуществляющих технологические инновации, составлял лишь 10,4%. За два последующих года этот показатель увеличился до 12,1%, а уже в 2012г. доля российских компаний, получающих государственную финансовую поддержку, составила 23,1%.

   На основе анализа статистических данных можно сделать вывод, что Россия с момента образования Таможенного союза улучшила свои показатели в отношении инновационных предприятий вторичного сектора экономики, в то время как развитие инноваций в сфере услуг – противоречиво (Рисунки 1,2). В третичном секторе за последние два анализируемых года сформировалась четкая тенденция  на понижение доли инновационных товаров (работ, услуг).


Рис.1. Динамика изменения доли инновационных организаций вторичного и третичного секторов экономики Российской Федерации, 2000-2012гг., %

Источник: построено автором на основе данных Статистического сборника «Индикаторы инновационной деятельности: 2014»

Рис.2. Динамика изменения доли инновационных товаров, работ, услуг вторичного и третичного секторов экономики Российской Федерации, 2000-2012гг., %

Источник: построено автором на основе данных Статистического сборника «Индикаторы инновационной деятельности: 2014»

    Однако динамика затрат на технологические инновации в сопоставимых ценах имеет тенденцию к снижению, что косвенно подтверждает активизацию процесса финансирования и налогового стимулирования со стороны государства (Рисунок 3).


Рис.3. Динамика затрат на технологические инновации (в постоянных ценах 1996г.), 2000-2012гг., млн. руб.

Источник: построено автором на основе данных Статистического сборника «Индикаторы инновационной деятельности: 2014»

 

   Таким образом, на основе приведенного исследования можно сделать вывод, что в рамках Таможенного союза вопросу налогового стимулирования инновационных предприятий уделяется большое внимание. Однако в настоящее время налоговые преференции оказываются главным образом в форме отмены ввозных таможенных пошлин. Другие стороны налогового регулирования развиты недостаточно. В результате, после образования Таможенного союза можно наблюдать некоторое улучшение показателей инновационной деятельности, однако, наибольшим стимулом по-прежнему является государственное финансирование инноваций.

 

Список литературы

1.      Налоговый Кодекс Российской Федерации

2.      Разъяснение о предоставлении преференций в виде налоговых льгот Федеральной антимонопольной службой [Электронный ресурс].

3.      Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011г. N 2227-p, II. Современное состояние и проблемы инновационного развития РФ, п. 2. Состояние инновационной сферы [Электронный ресурс].

4.      Решение Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» [Электронный ресурс].

5.      Статистический сборник «Индикаторы инновационной деятельности:2014» [Электронный ресурс].