Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НОВЕЙШИЕ СИСТЕМЫ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ

Авторы:
Город:
Брянск
ВУЗ:
Дата:
02 декабря 2017г.

Аннотация: в статье описаны новейшие системы учета затрат и калькулирования себестоимости, так как метод включения затрат в себестоимость; АВ-костинг, «кайзен-костинг», «таргет-костинг», метод средней стоимости.

Ключевые слова: учет себестоимости и затрат на производство, «таргет-костинг», «кайзен- костинг», бухгалтерский учет, калькулирование себестоимости.

Abstract: the article describes the latest systems of cost accounting and cost calculation, as a method of inclusion of costs in cost; AB-costing, "Kaizen costing", "target costing" method to the average cost.

Key words: costing and production costs, "target costing", "Kaizen costing", accounting, calculation of the cost.


В данный момент проходят процессы становления единой системы регулирования и стандартизации бухучета. Среди самых важных и часто встречающихся вопросов – учет себестоимости и затрат на производство. В ныне действующей нормативной базе отсутствует единый подход к правилам такого учета, есть множество нормативных ограничений, а также прямых противоречий, что плохо отражается на эффективности уже принятой методики.

При системе учета, которая принята на Западе – метод включения затрат в себестоимость, финансовая работа делится на внешнюю и внутреннюю. Первая предназначена для внешних пользователей, таких как инвесторы или государственные органы, банки или биржи, другие финансовые институты. Такая отчетность открыта и не является коммерческой тайной. Внутренний учет обязательным не является, вводить его или нет, решает руководство предприятия [8, c. 30].

Администрация сама принимает решение о том, как именно будут классифицироваться затраты и насколько должны быть детализированы места их возникновения. Затраты группируют для удобства как раз по месту возникновения, носителям и разновидностям. Местами их возникновения считаются те подразделения, которые осуществляют начальное потребление ресурсов производства (это цеха, рабочие места или бригады и т. п.). Видами носителей этих затрат становятся те услуги, работы или продукция, которая реализуется на рынке.

Собственно, себестоимость продукции высчитывается из основной цепочки факторов, которая формирует прибыль: от затрат – через объем производства – к прибыли. Если затраты учитываются согласно системе директ – костинг, то планируется и поддается учету только неполная себестоимость. Анализ себестоимости продукции начинается с того, что затраты разделяются на переменные и постоянные. Переменные исходят от объема выпуска продукции предприятием, и они варьируются в зависимости от колебания этого объема. Постоянный же вид расходов зависит исключительно от длительности периода учета [7, c. 15].

Вторая особенность конкретного метода – это соединение финансового и производственного учета. В основной модели отчета при анализе прибыли используют ряд категорий для:

–                    объема реализации;

–                    переменных затрат;

–                    маржинального дохода;

–                    постоянных расходов;

–                    чистого дохода.

В этом случае маржинальный тип дохода представляется как разница между средствами, полученными после реализации продукции и затратами переменного типа. Соответственно, себестоимость единицы продукции тут прямо не выявляется, хотя она может учитываться при управленческом учете.

Третья особенность отчета заключается в том, что он может быть многостадийным. Четвертая – в том, что у системы есть удобные методы представления как аналитического, так и графического для качественного прогноза чистого дохода.

Новейшими системами учета затрат и калькулирования себестоимости являются: АВ-костинг, система калькулирования по стадиям жизненного цикла продукции и услуг, тагет-костинг, кайзен-костинг.

Система «АВ-костинг» совместно с основными методами калькулирвоания себестоимости продукции позволяет повысить надежность калькулирования полной себестоимости. Данная система формирует себестоимость продукции с высоким удельным весом косвенных затрат, затраты в данном методе распределяются с учетом причинно-следственных связей, которые включаются в расчеты промежуточного объекта калькулирования — операции. При данном методе получаются более надежные показатели фактической и плановой себестоимости продукции.

Калькуляционная система «таргет-костинг» позволяет обеспечить управленческие решения в части разрабатываемого продукта, доводит себестоимость до заданных менеджментом параметров. При данном системе определяется прогнозная себестоимость необходимого изделия, товара согласно заданным параметрам, а именно цены, размером прибыли, которую планируется получить при реализации данного продукта, материалов, и различных затрат, необходимых для заданных параметров. Данная калькуляционная система эффективна в сочетании с функционально-стоимостным анализом.

Система калькулирования «кайзен-костинг», направленная на постепенное усовершенствование качества, бизнес-процессов, снижение затрат. Само слово «Кайдзен» переводится с японского языка как «непрерывное улучшение» (оно состоит из иероглифов «кай», что значит «изменение» и «дзен», то есть «хорошо»). Для того чтобы система «Кайдзен» начала работать, она должна быть инициирована и в дальнейшем иметь поддержку руководства предприятия. Так что первый и главный принцип этой системы – менеджмент.

Он заключается в том, что высшее звено постоянно поддерживает и улучшает результаты деятельности предприятия. Внимание должно быть уделено всему: и людям, и коммуникации, и командной работе, и моральным принципам, и дисциплине.

Ранее уже шла речь о том, что система «Кайдзен» ориентирована в первую очередь именно на процесс, а не на результат. Следовательно, так же должно быть ориентировано и мышление сотрудников компании на всех уровнях производства. Все неполадки, ошибки и различные сбои в процессе работы должны устраняться немедленно.

Для наиболее эффективного внедрения системы «Кайдзен-костинг» на предприятии, одним их первых шагом должен стать следующий цикл действий для работников:

–                    установить цели для совершенствования («планируй»)

–                    реализовывать план («делай»)

–                    контролировать процесс реализации и анализировать результат: есть ли планируемое улучшение, нет ли каких-либо сбоев в процессе («проверяй»)

–                    создавать и стандартизировать новые процедуры, направленные на новое улучшение или постоянно устраняйте проблемы («воздействуй»).

При новом процессе первое действие в цикле рекомендуется менять на слово «стандартизируй», и при обнаружении сбоя каждый раз задавать вопрос: это случилось из-то, что не было стандарта, или потому что этому стандарту не следовали, а, может, стандарт не очень хорошо соответствовал действительности.

Качество в системе «Кайдзен-костинг» является приоритетом. И для его достижения не принимается никаких компромиссов, даже в том случае, если соблюдение принципа качества может привести, например, к невозможности экономить на затратах для производства.

Так как система эта ориентирована на решение различных проблем, то постоянный сбор данных, а также проговаривание появляющихся неполадок чрезвычайно важны. Ведь только владение всеми данными помогает принять единственно правильное решение.

Для «Кайдзен» производство представляется как схема: поставщик – потребитель. Иными словами, на каждом этапе, пока продукт будет полностью не готов и не поступил в продажу, любой работник является одновременно и потребителем и поставщиком.

В процессе выпечки, например, хлеба мельник является поставщиком, а тестомес, который получает муку – потребителем. Пекарь, получающий тесто, в свою очередь, считается потребителем, а тот же тестомес – уже поставщиком.

Передав готовый хлеб посреднику или реализатору, поставщиком теперь становится пекарь и т. д.

Поэтому ответственность за уровень качества должна присутствовать у каждого поставщика и у каждого потребителя. Так и только так можно избежать брака.

В целом система «Кайдзен-костинг» предусматривает постоянное улучшение только при помощи внутренних ресурсов, имеющихся на предприятии.

При этом реализуется система абсолютно на всех уровнях, и на финансовом в том числе. Для обеспечения определенной себестоимости продукта и снижения затрат на его производство до заданного уровня, используются система «Кайдзен-костинг».

В производстве использование такого подхода помогает не только сэкономить, а также и повысить окупаемость всего производства. При определенных обстоятельствах можно остановить убыточную деятельность.

Уже более шестидесяти лет Кайдзен-костинг использует японская компания Toyota. И она успешно развивается.

Предположим, для производства одной единицы товара на предприятии необходима определенная сумма средств. К запланированному числу эту сумму собираются уменьшить до некой другой цифры. Кроме проведения бюджетного анализа (т. е выполнение бюджета, выяснение и констатация причин отклонения от плана, принятие решений по устранению отклонений) параллельно используется двухуровневая система кайдзен-костинг, которая предполагает:

–                    непрерывное сокращение разрыва между суммами затрат - заданной и реальной

–                    совершенствование процесса производства, если не получается достигнуть запланированной суммы.

Конечно, для того, чтобы такой принцип сработал, необходимо взаимодействие всех структур предприятия. Так как запланированная сумма разбивается на все отделы, то и каждой из структур предприятия устанавливается цифра, достигнуть которую нужно.

Такое планирование не затрагивает лишь отделы закупок и проектные отделы, ведь их работа сильно зависит от ценовой политики поставщиков и внешних факторов.

Для успешной реализации Кайдзен-костинг на предприятии создают специальный комитет по Кайдзен-затратам (это сумма на производство одной единицы товара). Эта структура отчитывается непосредственно перед руководством и работает над подготовкой программы по снижению затрат на всех уровнях предприятия. Учитываются в этой программе сумма, которой планируется достигнуть, и сроки для реализации программы

Калькулирование себестоимости по стадиям жизненного цикла продукта заключается в том, что при данном методе учитываются затраты производимых продуктов от начала ее разработки, до истечения срока сервисного обслуживания. Примером данного метода являются различные компании выпускающие автомобили, так как Ford, General Motors, Nissan, Toyota, Kia.

В то же время все чаще хозяйствующими субъектами стал применяться положительно зарекомендовавший себя в мировой практике ведения бухгалтерского учета метод директ-костинга (метод прямого калькулирования затрат). Суть данного метода заключается в разделении затрат на постоянные и переменные. Постоянные издержки не зависят от производства, в то  время как переменные издержки апрямую зависят от него. Учет переменных издержек в отношении каждого конкретного вида продукции дает возможность осуществлять более гибкое ценообразование. Такие издержки «представляют собой нижнюю границу в ценообразовании. При оценке предполагаемой цены реализации производитель может уступить ту часть себестоимости продукции, которая относится к постоянным издержкам, поскольку эти расходы уже совершены вне зависимости от объема выпускаемой продукции». Кроме того, применение системы директ-костинга позволяет сократить количество статей учета себестоимости продукции, что значительно упрощает ведение бухгалтерского учета. Таким образом, применение данной системы ведет к сокращению затрат организаций и повышению эффективности работы бухгалтерии на предприятиях.

Подводя итог, отметим, что в современных экономических условиях управление затратами на производстве играет решающую роль в обеспечении устойчивости хозяйствующих субъектов. Зачастую от правильного выбора применяемого метода калькулирования зависит конечный финансовый результат организации. При этом, как показывает практика, в большинстве российских организаций применяется система калькулирования полной себестоимости, основанной на традиционном разделении затрат на прямые и косвенные.

 

Список литературы

1.                   Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О бухгалтерском учете» // Парламентская газета, № 54, 09-15.12.2011

2.                   Бухгалтерский управленческий учет / Под ред. Е.И. Костюковой. - М.: КноРус, 2016. - 270 с.

3.                   Воронова Е.Ю. Управленческий учет. - М.: Юрайт, 2016. - 430 с. Полковский, Л.М. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для бакалавров / Л.М. Полковский. - М.: Дашков и К, 2016. - 256 c.

4.                   Калькуляция себестоимости продукции в промышленности / Под ред. В.А. Белобородова. М.: Финансы и статистика, 2013.- 163 c.

5.                   Костюкова, Е.И. Организационно-методические основы функционирования системы управленческого учета / Е.И. Костюкова, Т.А. Башкатова // Международный бухгалтерский учет. 2011. №36. С. 12-17.

6.                   Лунин В. Сокращение издержек // Управление компанией - 2017. - №10. - С.30.

7.                   Рассказова-Николаева, С.А. Управленческий учет: Учебное пособие / С.А. Рассказова- Николаева, С.В. Шебек, Е.А. Николаев. - СПб.: Питер, 2013. - 496 c.

8.                   Селищев, Н.В. 1С:Управление небольшой фирмой 8.2" Управленческий учет в малом бизнесе / Н.В. Селищев. - СПб.: Питер, 2012. - 368 c.

9.                   Сергеева, И.А. Управленческий учет в сельском хозяйстве: Учебник / Л.И. Хоружий, О.И. Костина, Н.Н. Губернаторова, И.А. Сергеева . - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 207 c.

10.               Синицкая, Н.Я. Управленческий учет в схемах и определениях / Н.Я. Синицкая. - М.: Проспект, 2015. - 144 c