Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПЕЦИФИКА УЧЕТА ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ РАСПРЕДЕЛЕННОЙ СИСТЕМЕ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
11 января 2016г.

   В настоящее время крупный торговый бизнес неизбежно сталкивается с проблемой эффективного управления предприятием и наличие корректной информации о финансовом положении компании становится критически необходимым. Стоит отметить, что большая часть издержек таких компаний составляют именно транспортные расходы [2]. Анализ торговых организаций с распределенной структурой складов и объектов показал, что компании, как правило, не могут получить корректную информацию об издержках, связанных с территориальной распределенностью, в рамках бухгалтерского учета. В связи с этим решение проблем учета торговых операций для крупных филиальных сетей, выявление особенностей, связанных со спецификой деятельностью компании, имеющей широкую географию точек сбыта, весьма актуально. Главным аспектом работы, как следствие является определение инструментов, которые будут способствовать получению достоверной и корректной с точки зрения менеджмента организации информации в рамках бухгалтерского и управленческого учета.

    Объектом более подробного исследования была выбрана отрасль продажи мебели и товаров для дома, как наиболее востребованная и быстро развивающаяся в настоящее время. Отрасль продажи мебели и товаров для дома характеризуется с одной стороны ростом продаж и высоким уровнем клиентоориентированности, с другой – наличием сложной системы товародвижения. Анализ и сравнение крупных розничных компаний с распределенной филиальной сетью в данной отрасли показал, что причинами основных сложностей в учете торговых операций и получении корректной информации об эффективности деятельности организации являются: корректный учет выручки торговой организации и определение момента ее признания; управление транспортно- заготовительными расходами, как основным источником затрат для компаний с распределенной структурой складов.

   В больших торговых розничных компаниях существуют проблемы учета товарных запасов, связанные с процессом передачи товара клиенту и признанием выручки от продажи. В розничной торговле возможны два варианта перехода права собственности на товар: при полной оплате стоимости товара продавцу и при получении товара. Каждый из этих вариантов имеет свои недостатки и влечет за собой особенности учета торговых операций.

   Проведенный анализ возможных вариантов перехода права собственности на товар в розничной торговле показал, что наиболее корректным с  точки зрения международных стандартов отчетности будет признание выручки в момент получения товара покупателем.

   В соответствии с концепцией МСФО выручка может быть признана только тогда, когда все риски и выгоды, связанные с товаром, переходят от продавца к покупателю. Это не противоречит российским правилам учета, но при этом позволяет с одновременным использованием счета 45 «Товары отгруженные» вести полный учет проданных товаров и товаров, переданных транспортному провайдеру.

   Единственное, что необходимо отметить, что данный метод учета возможен только при условии, что компания может достоверно измерить или оценить возможные возвраты товара после передачи его клиенту, в противном случае выручка не может быть признана. Вторым возможным вариантом является учет перехода права собственности при оплате товара, что очень упростит товарный учет в организации, но это возможно только для компаний, торгующих товарами Cash & Carry и не осуществляющих доставку клиентам.

   Одной из особенностей учета организаций, осуществляющих торговую деятельность, является возможность отражения транспортных расходов, связанных с приобретением товаров, как в составе издержек обращения, так и в составе фактической себестоимости товаров. При этом организация сама определяет метод отражения в учете таких затрат и закрепляет его в учетной политике торговой организации.

   Однако при распределенной филиальной сети и наличии серьезной системы распределительных центров основные транспортные и заготовительные расходы связаны не с приобретением товаров, а дальнейшим его хранением и использованием. При большой географической распределенности объектов и при длительном хранении товара на складе расходы на хранение товара и дистрибуцию между филиалами могут превысить предполагаемую прибыль от продажи данного товара и обязательно должны учитываться при принятии управленческих решений, чтобы избежать неблагоприятных ситуаций и банкротства [3].

   Себестоимость является ключевым показателем расчета прибыли и маржи и должна содержать всю информацию о расходах организации. Себестоимость является основой для определения уровня цен, служит для экономического обоснования вложенных инвестиций и выступает основой для принятия управленческих решений [1, 4]. Исходя из данных функций очевидно, что для распределенной филиальной торговой сети важно получать информацию о себестоимости в разрезе регионов и с учетом длительности хранения на складе. Данная информация может быть получена в рамках управленческого учета, который предназначен для сбора и учета информации для внутреннего использования . В управленческом учете распределение издержек обращения может осуществляться по различным методам в зависимости от многих факторов и специфики деятельности предприятия [5].

   Для более точного определения дополнительного вклада в себестоимость продукции обычно используется система ABC. Данная система учета позволяет использовать в процессе учета различные группировки накладных расходов, каждая из которых распределяется на продукты и другие объекты учета затрат с использованием своего собственного измерителя деловой активности [4]. Система ABC наиболее удобна для распределения накладных или других расходов между разными операционными бизнес-процессами и группами активности, его основное преимущество – выявление и исключение из производственных процессов экономически неэффективные операции для снижение себестоимости продукции.

   В рамках рассматриваемого вопроса по распределению товарно-заготовительных расходов необходимо, на наш взгляд, построить систему учета ABC для розничной сети с распределенной филиальной сетью. Данная система учета расходов должна учитывать транспортные расходы в компании  в разрезе товарных групп  и регионов.

   Для распределения расходов по хранению на складе предлагается пропорциональное распределение относительно доли объема товара во всем объеме хранимого товара. Расходы по центральному складу необходимо разделять с учетом доли в выручке каждого региона. Относительно транспортных расходов предлагается выбор базы распределения следующим образом.

   Для учета расходов по перемещению товаров при поставке из Москвы в регионы взять количество оприходованного товара по каждой товарной группе за отчетный период с учетом объема.

   Для учета расходов по перемещению проданного товара с дистрибутивного центра в регионы – количество перемещаемого товара каждой товарной группы с учетом доли региона в общей выручке компании.

   Приведенная система позволит принимать корректные управленческие решения о выходе на другие рынки в регионах, формировать ценовую политику в соответствии с ситуацией на рынке и оптимизировать систему товародвижения для снижения транспортно-заготовительных расходов компании.

   Стоит отметить, что другая розничная компания при построении системы ABC может использовать совершенно другую группировку затрат и измерители активности. Связано это с тем, что подходы к группировке затрат и определению количества и содержания групп определяются в зависимости от целей внедрения методики ABC конкретной компании и на основе модели бизнес-процессов только этой торговой организации.

    В качестве развитие этой модели распределения расходов можно рассматривать: внедрение дополнительных коэффициентов для каждой товарной группы, которые будут зависеть от дополнительных затрат на хранение некоторых товаров и учитывать период их оборачиваемости, а также учет различий в стоимости перемещений товар, между различными регионами.

 

Список литературы

1.      Гаррисон Р., Норин Э., Брюэр П. Управленческий учет. 12-е. изд. / Пер. с англ. под ред. М. А. Карлика. — Спб.: Питер, 2012. — 592 с.: ил. – (Серия “Классика MBA”).

2.      Калов З.А.,  Теуважуков Б.Д., Абазова М.В. Место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования // Успехи современного естествознания. — 2008. — № 9.

3.      Блинова У.Ю. Отчетность в системе диагностики банкротства // Вестник университета. ФГБОУ  ВПО «Государственный университет управления». Москва, 2012. – № 3.

4.      Блинова У.Ю., Рожкова Н.К, Рожкова Д.Ю. Оценка предпринимательской активности и управленческий учет. Кол. авт. / Под ред. проф. Н.К. Рожковой, М.: Финакадемия, 2010, 136 стр.

5.      Горнич С.В., Блинова У.Ю. Особенности управленческого учета дискретных расходов // Вестник университета. ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления». Москва, 2014. – № 15.