Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УРОВЕНТЬ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Авторы:
Город:
Рязань
ВУЗ:
Дата:
01 декабря 2016г.

В настоящее время одним из основных показателей уровня жизни населения является уровень образования.

Образование – одно из важнейших составляющих показателя «качество жизни», который, в свою очередь, позволяет определить условия и характеристики жизни человека, основанные на его собственной степени удовлетворённости этими условиями и характеристиками. Качество жизни в отдельно взятом государстве тем выше, чем выше уровень образования населения данной страны. Но это лишь один из факторов, влияющих на качество жизни.

Уровень образования характеризует реальные и потенциальные возможности общества, государства, каждого отдельного человека жить достойно и свободно. Образование и его уровень есть стратегический показатель мощности любого государства.

Для оценки уровня образования стоит проанализировать грамотность населения страны.

Грамотность – это владение человеком навыками письма и чтения на родном для него языке. Как правило, грамотным называют человека, умеющего читать и писать на каком-либо языке. В статистике под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровнем грамотности взрослого населения называют долю грамотных людей в возрасте от 15 лет. В России данные о грамотности населения собирают во время переписи населения. Последние изучения грамотности в рамках переписи проходили в 1989, 2002 и 2010 годах. Анализ данных будет проведён именно на основе этих трёх переписей.

В данном параграфе мы рассмотрим три различных показателя:

 

1)                 Процент грамотных людей среди взрослого населения России (лица от 15 лет и старше);

2)                 Процент грамотных людей среди молодёжи (лица в возрасте от 15 до 24 лет);

3)                 Процент грамотных людей среди пожилого населения (лица в возрасте от 65 лет).

 

Таблица 1. Доля грамотных среди взрослого, молодого и пожилого населения


Год

1989

2002

2010

Доля грамотных среди взрослого населения, %

98,0

99,4

99,7

Доля грамотных среди молодёжи, %

99,7

99,7

99,7

Доля грамотных среди пожилого населения, %

87,0

97,6

99,2

 

 

За 21 год доля грамотных людей выросла на 1.7%. Индекс грамотности приблизился к 100%, что является очень хорошим показателем. Подавляющим большинством неграмотных людей являются пожилые люди, детство которых проходило в сельской местности ещё в далёкие времена, когда не всех детей отдавали в школы. Но всё же, количество неграмотных людей в нашей стране крайне ничтожно, поэтому можно говорить о том, что Россия является одной из стран-лидеров в рейтинге грамотности населения нашей планеты.

Среди молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет процент грамотных стабильно высокий и значительно не изменился на протяжении одиннадцати лет. Это связано, прежде всего, с развитием системы образования. В 1989 году образование в СССР было одним из лучших в мире. После 90-х годов система образования РФ в мировом рейтинге откатилась назад, но уровень грамотности молодёжи остался на высоком уровне, что говорит о высоком уровне начального образования.

Процент грамотных среди пожилых людей в 1989 году значительно ниже общего процента грамотности и грамотности молодёжи. Причины такой разницы описаны выше. Однако, через 13 лет грамотность возросла на 10,6%. Это очень положительная динамика. А к 2010 году доля грамотных в возрасте 65 лет и старше почти сравнялась с общей долей грамотности и составила 99,2%. Поэтому можно сделать вывод о том, что в настоящее время среди любой возрастной группы населения будет примерно одинаковое соотношение грамотных и неграмотных людей.

Проведём анализ количества образовательных организаций высшего образования и количества студентов всех форм обучения в них.

Таблица 2.

 Образовательные организации высшего образования и количество студентов всех форм обучения в них

 

Годы

Число

образовательных организаций

В них

студентов – всего, тыс. чел.

В том числе обучавшихся на отделениях

Очных

Очно-

заочных (вечерних)

Заочных

Экстернат

2012

1046

6073,9

2721,0

229,6

3053,3

70,0

2013

969

5646,7

2618,8

189,2

2783,9

-

2014

950

5209,0

2575,0

158,5

2475,5

-

2014 год

в % к

2012, %

90,82

85,76

94,63

69,03

81,08

 

 

В настоящее время политика государства в сфере образования изменилась. В 2010 году Министерство Образования и Науки разработало критерии оценки деятельности высших учебных заведений и их филиалов. Это было сделано с целью оптимизации их количества и, как следствие, повышения качества образования в стране. В последние несколько лет количество ВУЗов сокращается. По данным росстата в 2013 году в РФ было 969 высших учебных заведений (из них 578 – государственные и муниципальные, 391 – частные). В 2014 году тренд на дальнейшую оптимизацию сохранился. Общее количество ВУЗов    сократилось    до    950    учреждений.    При    этом    число    государственных    и муниципальных заведений уменьшилось до 548, а число частных ВУЗов, напротив, выросло до 402. Число образовательных организаций за два года сократилось почти на 10%, а число студентов почти на 15%. При этом число заочников сократилось на 18,92%, число студентов вечерней формы обучения сократилось более чем на 30%, а количество очников сократилось всего на 5,37%.

Число учащихся в высших учебных заведениях сокращается на протяжении последних нескольких лет. Это конечно же связано с уменьшением количества образовательных учреждений. При этом студентов стало меньше как в государственных и муниципальных учебных заведениях, так и в частных. За 2 года численность студентов сократилась более чем на 800 тысяч человек. Остаётся надеяться, что при этом возросло качество образования.

Самыми популярными формами обучения являются очная и заочная. На протяжении 2012/13 и 2013/14 учебных годов число заочно обучающихся студентов превышало число очников. Стоимость заочного обучения, как правило, гораздо дешевле очного, к тому же даёт возможность студенту найти постоянную работу, поэтому многие выбирают именно этот тип обучения в ВУЗе. В основном заочное отделение выбирают выпускники колледжей и техникумов, а также люди, получающие второе или последующее высшее образование. Но в 2014/15 учебном году ситуация изменилась. Впервые за несколько лет число обучающихся по очной форме обучения превысило число заочников, даже несмотря на то, что в число заочников теперь входят студенты, которые обучаются экстернатом. С 2013/14 учебного года в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ экстернат входит в заочную форму обучения, поэтому данные за 2014/15 учебный год не представлены в таблице.

Далее проанализируем долю студентов среди населения РФ.

 

Таблица 3. Количество студентов по отношению к общему числу населения

 

Годы

2012

2013

2014

2014 год к

2012, %

Количество студентов, приходящееся на 10000 человек

населения

494

393

356

72,06

 

Доля студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования, в числе населения страны также неуклонно сокращается последние несколько лет. За два года число студентов, приходящихся на 10000 человек населения, сократилось на 138 человек. По сравнению с 2012 годом в 2014 году произошло снижение доли студентов среди населения на 27,94%. Это довольно значительное сокращение, которое соответствует общей динамике сокращения высших учебных заведений и количества студентов в них.

Таблица     4.      Образовательные     организации     среднего     профессионального образования и количество студентов всех форм обучения в них

Годы

Число

образовательных организаций

В них

студентов – всего, тыс. чел.

В том числе обучавшихся на отделениях

Очных

Очно-

заочных (вечерних)

Заочных

Экстернат

2012/13

2981

2087,1

1608,2

48,3

422,6

8,1

2013/14

2709

1984,3

1557,5

45,9

380,9

-

2014/15

2909

2103,1

1674,7

45,8

382,6

-

2014/15 год

в % к

2012/13, %

97,58

100,77

104,14

94,82

90,53

 

 Динамика числа образовательных учреждений среднего профессионального образования не такая равномерная, как у числа ВУЗов. В 2013 году произошло довольно большое сокращение численности организаций. А в 2014 году, напротив, их количество увеличилось. Увеличение произошло как среди государственных и муниципальных образовательных учреждений, так и среди частных. Динамика количества учащихся соответствует динамике количества образовательных учреждений. В 2013 году количество студентов уменьшилось по сравнению с 2012 годом. В 2014 же году, в связи с набором популярности среднего специального образования в стране, количество студентов увеличилось. Главным отличием от высшего образования является то, что среднее специальное образование подавляющее большинство студентов получают, обучаясь очно. Только 18-20% обучающихся выбирают заочное отделение. Такое распределение объясняется тем, что основу таких студентов составляют выпускники школ, решившие продолжить образование в ССУЗе вместо 10-11 классов. Для них очное отделение – лучший выбор, так как у них нет необходимого образования для того, чтобы одновременно работать на постоянной работе и учиться заочно.

В целом можно сказать, что образование в РФ находится на высоком уровне. Почти все люди, проживающие в стране, являются грамотными. Но продолжается реформирование системы образования, что сказывается на его качестве. Качество образования в любой стране определяет место этой страны в мире. Чем больше людей у нас будет успешно заниматься научной деятельностью, тем больше мировых разработок и открытий появится благодаря нашей системе образования.

 

 

Список литературы

 

 

1.                  Спирина, А.А. Общая теория статистики: Учебник под ред. А.А. Спирина, О.Э. Башиной. – М:Финансы и статистика, 2011. – С. 323.

2.                  Рабинович, П.М. Некоторые вопросы статистического исследования структуры социально-экономических исследований//Вестник статистики, -2012. №10. – С. 18-24.

3.                  Российский статистический ежегодник. 2013. Статистический сборник. – М.: Госкомстат России. 2010. – С. 617

4.                  Российский статистический ежегодник 2014. Статистический сборник. – М.: Госкомстат России. - С. 628

5.                  Федеральный закон «Об образовании» [электронный ресурс]: федер. Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ ред. от 13.07.2015. – Режим доступа: КонсультантПлюс