Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ КОМПАНИЙ КАК ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
31 декабря 2015г.

     В современных условиях развития экономики главной задачей управления является не только повышение эффективности производства, но и возможности формирования устойчивого положения коммерческих организаций, способствующего их развитию и воспроизводству, которое в свою очередь может осуществляться в рамках решения инновационных программ, предложенных руководством страны. Финансово-хозяйственная деятельность предприятия осуществляется за счёт самофинансирования, а при отсутствии финансовых ресурсов, за счёт заёмных средств. Поэтому необходимо знать уровень финансовой устойчивости предприятия, прежде чем определять её соответствие инновационному типу.

      Реализация инновационных программ требует  наличия собственного капитала. В том случае если собственного капитала недостаточно используют привлеченные средства сторонних организаций или кредиты банков, что снижает уровень финансовой устойчивости и приводит к усилению финансовой зависимости организации от внешних источников финансирования. Поэтому зачастую предприятия не  имеют возможностей для обеспечения экономического развития за счет внедрения инноваций. А это в свою очередь, сказывается на качестве произведенной продукции предприятий и ее низкой конкурентоспособности. Поэтому обеспечение эффективности реализации инвестиционных программ в инновационные активы на предприятиях должно осуществляться за счет использования механизмов государственного частного партнерства, суть которого заключается в распределении рисков между государством и предприятием. В настоящее время в Российской Федерации реализуется инновационный сценарий  развития  экономики, это определено Распоряжением Правительства РФ от 8.12.2011 года № 2227-р «Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года». Согласно данному нормативному документу ключевыми показателями обеспечения инновационного развития являются: рост предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации к 2020 году до 40-50%; экспорт российских товаров в общем мировом объеме экспорта до 2%; валовая добавленная стоимость инновационного сектора  в ВВП до 17-18%; рост удельного веса инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25-35%; рост внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5 -3% ВВП и др.

     Ориентир экономики РФ на инновационный путь развития также закреплен в Указе Президента РФ от 7.05.2012 года № 596 « О долгосрочной государственной экономической политике», в котором определены следующие задачи: - обеспечение устойчивости экономического роста; увеличение  реальных доходов граждан РФ; достижение технологического лидерства российской экономики.

     В целях стимулирования инновационной деятельности предприятий на сегодняшний день ужу сформулированы механизмы государственной поддержки инновационных предприятий. Рассмотрим основополагающие нормативно-правовые документы, регламентирующие инвестиционную и инновационную деятельность в Табл.1.

Таблица 1 Нормативно-правовая база инвестиционной и инновационной деятельности в РФ

  

Федеральные

1.         Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от

23 августа 1996 г. В этом законе четко выделяются академический, отраслевой и вузовский сектора  науки и определяются области их деятельности, особенности функционирования и финансирования.

 

2. Федеральный закон от 19 июля 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности»

 

3.         Указ президента РФ « О долгосрочной государственной экономической политике»

от 7.05.12 3596

 

4.         Указы  Президента  Российской Федерации « Концепция национальной безопасности

Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г., «О государственных научных центрах Российской Федерации» от 22 июня 1993 г., «О неотложных мерах по со хранению научно- технического потенциала Российской Федерации» от 27 апреля 1992 г.,

 

5.        Гражданский  кодекс Российской  Федерации  (введен  в  действие  1 марта 1996

г.), постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных научных центров Российской Федерации» от  25 декабря 1993 г.

 

6. С целью правового обеспечения финансово-экономической составляющей инновационного меха низма принят комплекс документов: Указ Президента РФ «О частных инвестициях в Российской Федерации» от 17 сентября 1994 г. постановления Правительства РФ « О Федеральном фонде производственных инноваций» от  26 августа 1995 г. постановления Правительства РФ «О фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» от 3 февраля 1994 г. постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития Российской Федерации и положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерации» от 22 октября 1997 г.

 

7.        С целью  реализации  повышение  эффективности  инновационной  деятельности

Президентом РФ утверждены 30 марта 2002 года «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».

 

8.         Федеральный закон от 9.07.1999 №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях»

Местные

1.         Закон   Хабаровского   края   «   О   государственной   поддержке   инновационной деятельности в Хабаровском крае» от 30.10.13г. №317

 

2.         Распоряжение правительства Хабаровского края от 4. 02. 2013 г. №36-рп

 

3.         Программа  развития  инновационно-территориального  кластера  авиастроения  и судостроения в Хабаровском крае

 

4.         Государственная целевая программа Хабаровского края « Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края» Постановление Правительства Хабаровского края от 26.06.12 г.




     Государство осуществляет регулирование инновационной деятельности прямыми и косвенными методами. К прямым методам государственного регулирования относятся: финансирование НИОКР и инновационных проектов из  бюджета, правовое регулирование, формирование инновационной инфраструктуры.

     Косвенные методы регулирования инновационной деятельности за рубежом направлены, с одной стороны

- на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятных экономических условий и социально-политического климата для научно-технического развития. Они основаны на том, что государство прямо не  ограничивает самостоятельности предприятий в принятии хозяйственны х решений. Оценка зарубежного опыта инновационного развития экономики показывает, что налоговое регулирование инновационной деятельности используется практически во всех страна х.

Налоговое регулирование осуществляется через: предоставление налоговых льгот, которое реализуется путем льготного налогообложения прибыли, сокращения налогооблагаемой базы, уменьшения налоговых ставок, вычетов из налоговых платежей; льготное налогообложение прибыли осуществляется отнесением различного рода инновационных затрат на издержки производства.

Налоговые инструменты, стимулирующие инвестиции в сферу НИОКР со стороны частного бизнеса, непосредственно связаны с налогом на прибыль и делятся на две категории; налоговые льготы. В этом случае фирмам, инвестирующим средства на проведение научных исследований и  разработок, разрешается вычесть эти расходы из налогооблагаемого до хо да или прибыли, затрачиваемой на НИОКР; налоговый кредит - предоставление отсрочки налоговых платежей с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Основной характеристикой инновационного развития экономики является – инновационная активность отдельных субъектов хозяйствования.

Анализ инновационной активности субъектов Дальневосточного Федерального Округа приведем в Табл.2.

 

 Таблица 2 Уровень инновационной активности субъектов ДВФО

  

Субъект

Темп роста показателей

2008/2007

2009/2008

2010/2009

2011/2010

ДВФО

94.00

98,94

102,15

109,47

Приморский край

171,43

156,67

84,04

145,57

Хабаровский край

108,91

10,91

100,00

139,64

Амурская область

86,67

95,38

95,16

120,34

Еврейская                            автономная область

95,83

134,78

169,35

47,62

Республика Саха (Якутия)

82,46

97,87

160,87

109,46

 

    В течение анализируемого периода (2006 -2011) наблюдался рост инновационной деятельности в Хабаровском крае.

     Рост инновационной деятельности Хабаровского края заключается в следующем:

1.                    Выгодное ЭГП (Хабаровск является исторически развитым регионом: машиностроение, развитие промышленности, торговые и экономические экспансии и другие)

2.                    Размещение на территории края передовых производственных предприятий

3.                    Наличие инфраструктуры по сборке и ремонту  воздушных и морских судов

4.                    Высокий кадровый и научный потенциал

    Среди субъектов ДВФО, Хабаровский край является лидером по количеству используемых передовых используемых технологий. Это свидетельствует о готовности к инновационному развитию.

    Таким образом, использование механизма государственной поддержки позволит предприятиям привлекать государственные финансовые ресурсы, тем самым не увеличивая финансовую зависимость от внешнего финансирования, соответственно без риска снижения финансовой устойчивости.

   Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово - промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности.

     В развитых      странах      финансирование       инновационной      деятельности      осуществляется      как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран  Западной Европы и США характерно примерно  равное  распределение  финансовых  ресурсов  для  НИОКР  между  государственным  и частным капиталом.

    По видам собственности источники финансирования делятся на:

·           государственные   инвестиционные ресурсы (бюджетные   средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);

·           инвестиционные,  в т.ч.  финансовые,  ресурсы  хозяйствующих субъектов,  а также  общественных организаций, физических лиц и т.д.

Характеристику  форм  государственного  финансирования  инновационной  деятельности  представим  в Табл.3


Таблица 3 Характеристики различных источников финансирования инновационных проектов

  

Источники

Ограничения и требования

Преимущества

Недостатки

 

 

Государственное финансирование (субвенции, гранты, льготные кредиты)

Социальная значимость; компания должна соответствовать определенным стандартам; финансирование может использоваться только для определенных видов деятельности.

Осуществление в случае, когда невозможно получить финансирование из коммерческих источников обычно требует выплаты меньшего объема средств в более продолжительный срок.

 

Ограничения на использование (целевое назначение); трудность в получении;  обычно небольшой объем финансирования.

 

 

 

Коммерческий кредит

Наличие  ликвидного имущества; хорошая кредитная история компании; серьезные требования к прогнозному плану развития проекта.

Гибкость заимствования и обслуживания  займа; отсутствие оперативного контроля над использованием средств.

Риск неплатежеспособности; высокие процентные ставки; требования к ликвидному залогу.

 

Целевые инвестиции, стратегическое партнерство

Устойчивая позиция на рынке; квалифицированный и опытный менеджмент.

 

Использование опыта инвестора по данному виду деятельности.

Контроль над процессом принятия решений со стороны инвестора; трудности выхода для инвестора.

 

 

 

 

Венчурные инвестиции

 

Компания                                      должна демонстрировать:

·      потенциальный рост;

·      уникальность идеи;

·      высокую квалификацию менеджеров.

 

 

Осуществление в случае, когда нет никакого залога или гарантии; использование опыта венчурного инвестора (всестороннее).

Процесс получения финансирования достаточно долог и сложен; инвестор вправе контролировать текущий менеджмент и осуществлять кадровые перестановки; трудности вы хода для инвестора.

 

     Существует два фонда финансирования инновационной деятельности: Фонд посевного инвестирования

      Общество с ограниченной ответственностью «Фонд посевных инвестиций РВК»  (ФПИ РВК, Фонд) создано 22 октября 2009 г. в рамках реализации Основных положений стратегии ОАО «РВК».

    Участниками Фонда являются ОАО «РВК» (99%) и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (1%).

    В качестве одной из возможностей привлечения донорского  финансирования инновационной деятельности можно выделить бюджетные ассигнования. Правительством предусмотрено выделение средств федерального бюджета на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов при условии размещения этих средств на конкурсных началах. При этом в зависимости от направления инновационного проекта формы и размеры бюджетных инвестиций имеют существенные различия.

     Право на участие в конкурсе имеют коммерческие высокоэффективные инновационные проекты, связанные в первую очередь с развитием экономики, по которым инноватор вкладывает не менее 20% собственных средств и срок окупаемости которых не превышает двух лет.

     Проекты на конкурс предоставляются в Министерство экономики РФ и должны содержать: бизнес -план и заключения государственной экологической экспертизы, государственной вневедомственной или независимой экспертизы.

1.  Фонд Бортника

    Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

     Фонд Бортника — государственная некоммерческая организация, образованная Постановлением Правительства Российской Федерации от 3  февраля 1994  года № 65, один из тре х государственных  научных фондов.

    Правительством Российской Федерации установлено, что в Фонд направляются 1,5 процента средств федерального бюджета на науку .

    Еще одной альтернативой для финансирования инновационного проекта является грант. Грант (grant) — средства, безвозмездно передаваемые спонсором организации или частному лицу для осуществления конкретного инновационного проекта.

     В целях создания благоприятных условий и стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность в октябре 2013г был принят Закон Хабаровского края № 317 " О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХАБАРОВСКОМ  КРАЕ", от 30.10.3013г. Закон определяет основные цели, задачи и принципы государственной поддержки инновационной деятельности в крае, полномочия органов государственной власти края в области краевой государственной поддержки, формы краевой государственной поддержки.

    Субъектами инновационной деятельности являются хозяйствующие субъекты, разрабатывающие и (или) реализующие инновационные проекты и (или) кластерные проекты.

    Основные задачи краевой государственной поддержки: формирование и развитие спроса на инновации; создание условий  для развития системы непрерывного образования; повышение инновационной активности хозяйствующих субъектов; увеличение доли  продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом региональном продукте и т.д.

    Развитие начатых исследований будет продолжено нами в рамках дальнейшей работы. При этом предполагается углублённое изучение зависимости возможностей стабилизации финансовой устойчивости инновационно- активных предприятий от уровня государственной поддержки и информационной обеспеченности финансового менеджмента компаний.