Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УСТОЙЧИВЫЕ ГОСУДАРСТВЕНЫЕ ЗАКУПКИ

Авторы:
Город:
Пермь
ВУЗ:
Дата:
11 января 2016г.

    В современной литературе по государственному заказу все чаще встречается такое понятие как «Sustainable procurement» (от анг. Устойчивые закупки). В марте 2011 года на первом заседании Целевой Группы по устойчивым государственным закупкам в городе Берн, Швейцария, Устойчивые закупки были определены как процесс, при котором организации удовлетворяют свои потребности в товарах, услугах, работах и коммунальных услугах способом, который оценивает в денежном выражении на основе жизненного цикла с точки зрения выгоды не только для организации, но и для общества и экономики, при минимизации ущерба окружающей среде (4).

    Международная организация «Органы местного самоуправления за устойчивость» в 2004 году разработала программу под названием «Закупки+», целью которой является внедрение устойчивых закупок на территории Европейского союза. Во 2-м издании руководства программы «Инструкция по устойчивым рентабельным государственным закупкам» подчеркивается, что устойчивые закупки – это разумные закупки, означающие увеличение эффективности закупок за государственные средства и в то же время использование энергии рынка, чтобы вызвать значительные экологические и социальные преимущества на местном и глобальном уровнях (Симон,2007).

   Кроме того, устойчивые закупки означают гарантию, что товары и услуги, которые закупает организация, являются устойчивыми, насколько возможно – с наименьшим экологическим и наиболее положительным социальным воздействием. В наиболее полном смысле это означает систематическую интеграцию экологических и социальных соображений во все действия по закупке товаров, работ или услуг – от определения реальных потребностей, установления технических условий и процедур оценки и до мониторинга выполнения и результатов.

   Это может означать учёт целого ряда характеристик закупаемых товаров и услуг, таких как:

· Использование нетоксичных веществ и возобновляемых материалов

· Потребление энергии и воды при использовании

· Продажа, повторное использование и переработка в конце срока службы

· Условия труда при оказании услуг

   Согласно оценке состояния сектора государственных  закупок, проведенной Европейским банком реконструкции и развития (далее – ЕБРР), устойчивость сферы государственного заказа определяется как процесс, посредством которого организации-заказчики удовлетворяют свои потребности в товарах, услугах, работах и коммунальных услугах таким образом, что обеспечивается соотношение цена-качество в течение всего срока их эксплуатации; при этом получателем выгоды становится не только организация, но и общество и экономика, а ущерб окружающей среде сводится к минимуму (1).

   Устойчивость ГЗ означает достижение баланса между тремя основными измерениями (факторами) устойчивого развития: экономическим, социальным и экологическим (Табл.1).

Таблица 1 Факторы устойчивости государственных закупок


 

 

 

 

Экономические факторы

В соответствии с принципами надлежащего финансового управления это

учет затрат на товары и услуги в течение всего срока их эксплуатации (оценка стоимости за срок службы), в том числе на:

·                     Приобретение

·                     Обслуживание

·                     Операции

·                Затраты на завершение эксплуатации (включая утилизацию отходов)

 

 

Социальные факторы

·                     Социальное равенство и справедливость

·                     Вопросы охраны и безопасности

·                     Прова человека

·                     Условия трудоустройства

 

 

 

Экологические факторы

·                     Выбросы отходов в воздух, землю и воду

·                     Изменение климата

·                     Биоразнообразие

·                     Использование природных и водных ресурсов в течение всего срока службы товаров

 

    Важно понимать, что устойчивыми можно признать закупки, в процессе которых соблюдены все три предложенных критерия. Разумеется, государству, впервые внедряющему устойчивые ГЗ (далее УГЗ), сразу трудно добиться соблюдения всех норм, поэтому часто выделяют экологические или социальные факторы в отдельное направление. Осуществляя постепенное внедрение данных направлений устойчивости, государству со временем удастся полностью перейти на устойчивое развитие.

    Так, например, направление социально-ответственных государственных закупок означает осуществление закупочных операций, которые учитывают одно или несколько из следующих социальных аспектов: возможности трудоустройства, достойный труд, соблюдение социальных и трудовых прав, социальную интеграцию (в том числе лиц с ограниченными возможностями), равные возможности. Кроме того, такие закупки подразумевают учет критериев устойчивости, в том числе этических вопросов торговли и более широкое добровольное соблюдение корпоративной социальной ответственности (3).

   Со временем после введения в Европейских странах понятия «устойчивые закупки», было определено, каким образом можно изменить поведение так, чтобы устойчивые закупки стали нормой. Была выработана концепция, которая получила название «4Е» (Enable, Encourage, Engage, Enforce) (5). Русский вариант концепции можно обозначить как 4В (включить, воодушевлять, вовлекать, вынуждать). В рамках данной концепции предполагается:

    Включать:

· Приверженность устойчивым закупок

· Разрабатывать условия для устойчивых закупок

· Убедиться, что бюджетные механизмы обеспечивают и поддерживают устойчивые закупки

· Создать команду специалистов, которая будет поддерживать изменения изнутри Воодушевлять:

· Создать систему стимулирования создания и потребления устойчивых товаров и услуг

· Осуществлять премирование по результатам работы

· Осуществлять обмен опытом с признанием «лучших практик» Вовлекать:

· Приобщать новые организации, благодаря гибким рамкам

· Поддерживать опережающий подход, чтобы стимулировать инновации

· Строить долгосрочные отношения с поставщиками на основе диалога с ключевыми рынками и раннее вовлеченными подрядчиками

    Вынуждать:

· Осуществлять проведение постоянного аудита

· Предусмотреть санкции за несоблюдение обязательных стандартов и целевых показателей

   При успешной реализации описанной выше концепции возможно достижение целого ряда преимуществ, которые дают устойчивые закупки.

   Прежде всего, устойчивые государственные закупки позволяют экономить финансы. Энерго-, водо- и ресурсосберегающие товары, услуги и здания могут значительно уменьшить коммунальные счета и эксплуатационные расходы. Закупка экологически предпочтительных товаров может снизить плату за утилизацию отходов и расходы по предотвращению загрязнения (Симон, 2007).

   Во-вторых, УГЗ - это достижение местных целей по экологии и здоровью. Устойчивые закупки могут быть очень рентабельными в решении местных экологических проблем и достижении экологических целей организации. Например, использование нетоксичных химикатов и поставка натуральных продуктов питания в школы, больницы, офисы обеспечивает более здоровые условия для школьников и офисных работников. Договоры на поставку возобновляемой энергии (зелёного электричества) могут помочь достичь целей по защите климата.

    В-третьих, УГЗ способствуют достижению местных социальных целей – такие ключевые социальные проблемы, как создание рабочих мест, условия труда, изолированность определённых групп населения могут также решаться с помощью закупок, особенно услуг. Установление таких строгих условий для компаний, осуществляющих услуги по договору с заказчиком, как предоставление преимуществ национальным меньшинствам или соответствие высоким стандартам по условиям труда, может обеспечить эффективность в социальном плане.  

   Помимо вышесказанного, устойчивые закупки стимулируют развитие местных инноваций – работа с постоянными поставщиками по стимулированию экологически инновационных подходов и обеспечение потенциальных рынков для таких товаров может помочь дать этим поставщикам национальное и международное конкурентное преимущество.

   Важно отметить также улучшение общественного имиджа и повышение соответствия законам – выполнение политики устойчивых закупок является очень эффективным способом показать приверженность местной власти устойчивому развитию в целом.

    Как показывает европейская практика, устойчивые закупки это в первую очередь экологические, «зеленые» закупки. На протяжении  последних 15 лет путем к достижению устойчивости  служили  закупки государством экологически чистых товаров, и большое количество семинаров, конференций и других мероприятий по всему миру было посвящено именно закупке государством эко-товаров, а также заключению контрактов на услуги с их использованием. Сегодня Россия находится в числе стран, которые только начинают внедрять практику экологических закупок. К примеру, Олимпийский Сочи стал экспериментальной платформой для внедрения новых эко-стандартов на закупаемые государством товары и услуги. Таким образом, УГЗ в России постепенно становятся повсеместной практикой, плюсы которой очевидны.

 

Список литературы

1.      Отчет ЕБРР «Оценка состояния сектора государственных закупок за 2011 год», 2012

2.      Симон К., Питер Д., Maрк Х. Руководство Закупки+: Инструкция по устойчивым рентабельным государственным закупкам, 2-е издание. – ICLEI, 2007

3.      Buying Social A Guide to Taking Account of Social сonsiderations in Public Procurement, Publications Office of the European Union, 2010

4.      Local Governments for Sustainability official website [Эл. ресурс] URL: http://www.iclei.org/ (дата обращения 12.06.2015)

5.      Procuring the Future Sustainable Procurement National Action Plan: Recommendations from the Sustainable Procurement Task Force, Crown, 2006