Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ БЕСКОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Авторы:
Город:
Киров
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2016г.
Аннотация

 

В статье рассматриваются аспекты сущности культуры бесконфликтного взаимодействия студентов вуза. Речь идёт о важности моральных и этических принципов формирования личности студента, на основе принципов сотрудничества и гуманизма. Благодаря сформированным компетенциям в области бесконфликтного взаимодействия, молодые  специалисты  легче  адаптируются  к  профессиональной  деятельности,  что способствует увеличению производительности труда, приобретению опыта для принятия самостоятельных эффективных решений, основных профессиональных задач. Кроме того, навык бесконфликтного взаимодействия окажет влияние на формирование положительного общественного мнения об организации и о специалистах, которые там трудятся, улучшая имидж вуза, в котором обучались молодые специалисты. Формирование культуры бесконфликтного взаимодействия у студентов вузов является важным фактором развития гражданского общества Российской Федерации.

Annotation

 

This article discusses aspects of the essence of a culture of conflict-free interaction of students of the university. We are talking about the importance of moral and ethical principles of the formation of the student's personality, based on the principles of cooperation and humanity. Due formed competences in the field of conflict-free interaction, young professionals more easily adapt to the professional activity that helps to increase productivity, the acquisition of expertise to make its own effective solutions, the main professional tasks. In addition, conflict- free interaction skills will have an impact on the formation of positive public opinion about the organization and about the professionals who work there, improving the image of the university, with an enrollment of young specialists. Building a culture of non-conflict interaction among university students is an important factor in the development of civil society of the Russian Federation.

Ключевые слова

 

Бесконфликтное взаимодействие, культура, производственная кафедра, студент, сущность.

Keywords

 Conflict-free interaction, Culture, Production Department, the student, the essence.

 Культура для человека служит способом гармонизации отношений с окружающим миром, природного и социального характера. Обладая инструментарием для выражения эмоционального статуса, и логических умозаключений, культура воспроизводит исторический опыт людей, преображая и совершенствуя социальное пространство для последующих поколений. Особенностью культуры является обязательное участие и соприсутствие человека, вне социума данный феномен нежизнеспособен, так как он носит оценочный характер, который свойственен исключительно личности.

Закон   Российской   Федерации   «Об    образовании»  информирует   о    том,   что «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов». Тем не менее, врачебная   деятельность   зачастую   сопровождается   конфликтогенами,   негативно влияющими на социальную среду и личность участников конфликта. Поэтому, прикладное изучение бесконфликтному взаимодействию в рамках производственной кафедры имеет важное значение. Данный процесс позволит изучить студентам свои социально – ролевые позиции и функциональные обязанности в работе с критическими инцидентами, что окажет влияние на минимизацию возникновения конфликта в профессиональной деятельности.

При изучении научной литературы нами не было обнаружено определения, что такое культура бесконфликтного взаимодействия. Следует заметить, что понятия культура, конфликт довольно распространены и часто встречаются. В социально- психологическом словаре В. Г. Крысько представил культуру как «систему духовных форм обеспечения жизнедеятельности людей. Культура является специфическим признаком человека, присущим ему с начала его существования» [2, 194].

В 2000 г. А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов предложили определение социальному конфликту: «наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов и сопровождающийся переживанием ими негативных эмоций по отношению друг к другу» [1, 87]. В 2006 г. эти же авторы несколько изменили формулировку определения конфликта: «наиболее деструктивный способ развития и завершения наиболее значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, а также борьба подструктур личности». [3, 96].

Можно предположить, что культурой бесконфликтного взаимодействия является процесс установления контакта между людьми, на основе развития морально- нравственных ценностей личности, в ходе которого происходит обмен информацией, необходимой для совместной деятельности и сотрудничества, а также репродуцируется и транслируется форма этического поведения для достижения общих договорённостей.

Функции культуры бесконфликтного взаимодействия или её предназначение направлены на поддержание этических принципов социальных контактов между людьми, развития гражданского общества на основе гуманизма при репродукции и трансляции изучаемого явления. Культура бесконфликтного взаимодействия является компетенцией, которая формируется под влиянием общества и образовательной среды. Следовательно, важна роль институтов социального управления, например социокультурная роль педагогического образования оказывает огромное влияние на развитие общества в целом и несёт в себе положительную оценку укрепления гуманистического направления.

Одной из проблем педагогического образования является учёт общекультурных традиций, их развитие, закрепление и жизнестойкость в социуме. Традиции вуза направлены на репродукцию педагогических ценностей, а творческая природа культуры требует индивидуально-личностных форм принятия собственного опыта и развития профессионального Я, гибкой коррекции разных видов педагогической деятельности. Поэтому, формирование культуры бесконфликтного взаимодействия студентов вуза имеет большие шансы для закрепления и репродукции культурного опыта, при систематическом взаимодействии студентов, пациентов и преподавателей.

Преподаватель призван развивать основы общечеловеческой и профессиональной культуры будущего специалиста, сохранять и защищать его личность от нравственной деградации.

То есть, можно сделать вывод от том, что культурой являются высокие духовные достижения человечества, а если они передаются из поколения в поколение, то становятся традициями. Формирование культуры бесконфликтного взаимодействия у студентов вуза может стать традицией, которая будет нести просвещение в общество, когда студенты ещё обучаются и когда выпускники начнут самостоятельную трудовую деятельность.

Иным словами, можно утверждать, что если все сферы жизнедеятельности вуза подчинены культуре, то студент, попадает в культурную среду, которая сама выступает в роли преподавателя и воспитывает культуру поведения, культуру бесконфликтного взаимодействия [4, 140], увеличивая возможности обучающихся для эффективной адаптации к новым трудовым условиям после окончания вуза.

Список литературы

 

 

1.                  Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. 5 – е изд. – Спб.: Питер, 2013. – 512 с.

 2.                  Крысько В.Г. Социальная психология: словарь – справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 688с.

3.                  Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2005.- 650 с. (с грифом Минобра РФ).

4.                  Емельянова Е.Н. Формирование культуры бесконфликтного взаимодействия студентов вуза: актуальность и перспективы. /             Е.Н. Емельянова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. –  Ялта: РИО ГПА, 2016. – Вып. 52. – Ч.7. – С. 140-146.

5.                  Орлова В. В. Ценностные приоритеты молодёжи в Сибирском регионе // социологические исследования. 2009. - 36. - С. 95 – 99.