Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГОТОВНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РАЗВИТИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ОБЕСПЕЧЕНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОПЫТА ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2016г.

Статья посвящена сравнительному анализу дополнительного образования детей дошкольного возраста в монтессори-садах, частных и муниципальных садах. Установлено, что наиболее полно во всех типах дошкольных учреждений представлено художественное направление. Дополнительные занятия по естественно-научному направлению чаще всего проводят в монтессори-садах. Для выполнения требований ФГОС предлагается вводить аналогичные занятия, дающие дошольнику навыки и знания о позновательно-исследовательской деятельности в муниципальных и частных садах.

Ключевые слова: монтессори-педагогика, ФГОС, дошкольное образование, дополнительное образование,  ествественно-научное направление.

  

READINESS OF MODERN PRE-SCHOOL EDUCATION TO DEVELOPMENT OF PRESCHOOLER'S ENVIROMENTAL KNOWLEDGE AS WELL AS EXPLORATORY AND COGNITIVE ACTIVITIES

 

Zubritskaya L.V.

 

 

PEI SGS “Nashi Penaty”

 

Annotation.

 The article deals with comparison study of extended edication of preschool children in Montessori, private and municipal kindergartens. It was found that the artistic direction in all types of preschool institutions is represented most fully. Additional lessons on science are more often carried out in a Montessori gardens. To fully implement FSES regulations it is recommended to introduce similar studies giving exploratory and cognitive activity skills for children               in               private  and   municipal  kindergartens.


Keywords: montessori education, federal state educational standart, pre-school education, additional edication, scientific.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) (2) очень близок к идеям педагогики Марии Монтессори (1). Общим является гуманистический подход, учет необходимости индивидуального подхода в образовании, активная позиция ребенка, деятельное сотрудничество между семьей и образовательным учреждением, предоставление возможности максимально полного прожить все жизненные этапы, создание удобной для ребенка среды.

Проиллюстрируем близость ФГОС ДО и Монтессори-педагогики следующим примером. В ФГОС ДО отмечается значимость формирования и развития первичных представлений, в том числе об объектах окружающего мира, их свойствах и взаимодействии, а также важность приобретения опыта в познавательно- исследовательской деятельности, в том числе через эксперимент.

Один из блоков программы Монтессори-сада посвящен «Космическому воспитанию», который помогает ребенку узнать окружающий мир и своё место в нем, через собственную деятельность определить взаимосвязь между собой и миром, в том числе  в  исторической  перспективе.  Важное  место  в  указанном  блоке  занимает «Лаборатория», где ребенок может в подготовленной среде проводить простые опыты, познавая основы физики и химии через исследовательскую деятельность.

Исследовательский метод обучения представляется весьма целесообразным, так как навыки задавать вопросы, наблюдать, анализировать полученные данные, планировать и проводить опыты, умение работать в команде и одному, делать выводы из полученных результатов, в том числе отрицательных, будут способствовать не только расширению кругозора ребенка, но и формированию личности ребенка.

Чтобы выявить готовность современного дошкольного образования к решению обозначенных задач, был проведен анализ cайтов учреждений, обеспечивающих дошкольное образование: 1) детских садов и клубов, работающих по системе монтессори,

2) частных детских садов, 3) муниципальных детских садов и 4) учреждений дополнительного образования для детей. Изучался перечень кружков и секций, предназначенных для детей от 4 до 6 лет. Были проанализированы образовательные программы 32 учреждений.

Все кружки разделены по следующим направлениям:

 

–          художественное (музыка, изобразительное искусство, театр),

 –          спортивное (ушу, карате, акробатика, танцы, дзюдо,  и тп.),

–          естественно-научное («Занимательная наука»),

 –          техническое (плотницкое дело, робототехника, легоконструирование, тд),

 –          интеллектуальное развитие (языки, шахматы, подготовка к школе и тп),

 –          прочее (психологические занятия и тп).

 

В Монтессори-садах и клубах наиболее широко представлены художественное, спортивное и интеллектуальное направления, 30%, 24% и 24% соответственно. Техническое - 9%, естественнонаучное и прочие - 6,5% и 6,5% (табл.1, рис.1)

Таблица 1 Направления дополнительного образования, представленные в детских садах и клубах, работающих по системе М.Монтессори

 

 

 

 

 

 

 

 

Монтессори- сады (всего)

 

Направления дополнительного образования (кол-во садов, реализующих данное направление)

 

 

 

художественное

 

 

 

спортивное

 

 

 

естественно-научное

 

 

 

техническое

 

 

 

интеллектуальное

 

 

 

 

 

прочее

10

10

8

2

3

8

2


В частных садах (табл.2, рис.2) больше всего представлено кружков и секций по спортивному направлению (34%), чуть меньше по художественному (27%) и интеллектуальному (23%), техническое составляет 11%, естественнонаучное - 5%, прочие направления не представлены совсем.

Таблица 2



Направления дополнительного образования, представленные в частных детских садах

 

 

 

 

 

 

 

Частные детские сады (всего)

Направления дополнительного образования (кол-во садов, реализующих

данное направление)

 

 

 

художественное

 

 

 

спортивное

 

 

 

естественно-научное

 

 

 

техническое

 

 

 

интеллектуальное

 

 

 

 

 

 

прочее

10

7

7

1

3

6

0

\
В муниципальных детских садах (табл.3, рис.3) одинаково представлены художественное и интеллектуальное направления, 31% и 31%, спортивное направление составляет 24%, техническое - 10%, прочие - 4%, естественнонаучное не представлено совсем.

 

Таблица 3 Направления дополнительного образования, представленные в муниципальных детских садах


 

 

 

 

 

 

Муниципальные детские сады (всего)

Направления дополнительного образования (кол-во садов, реализующих

данное направление)

 

 

 

художественное

 

 

 

спортивное

 

 

 

естественно-научное

 

 

 

техническое

 

 

 

интеллектуальное

 

 

 

 

 

 

прочее

10

9

7

0

3

8

1



В целом (табл.4, рис.4), можно сделать вывод, что художественное направление в дошкольных учреждениях разных видов представлено наиболее широко (36%), также есть много спортивных секций (31%), равное количество кружков, ориентированных на интеллектуальное и техническое развитие детей: 13% и 13% соответственно; естественнонаучное направление составляет 3,5% от общего количества детских объединений, прочие - тоже 3,5%.


Таблица 4 Направления дополнительного образования, представленные в детских садах разных видов


 

 

 

 

 

 

 

Детские сады (всего)

Направления дополнительного образования (кол-во садов, реализующих

данное направление)

 

 

художественное

 

 

спортивное

 

 

естественно-научное

 

 

техническое

 

 

интеллектуальное

 

 

 

 

 

 

прочее

30

26

22

3

9

9

3



Анализ образовательных программ Детских учреждений дополнительного образования г.Москвы показал, что кружки и секции для детей в возрасте 5-7 лет практически отсутствуют. Исключениями стали ГБУ ДО г.Москвы «Детская школа искусств Родничок», в которой проводятся занятия художественной направленности, Дворец творчества детей и молодежи «Интеллект» с кружками художественной, интеллектуальной, спортивной и естественнонаучной направленности.

Получить первичные знания о физике и химии можно не только в клубах или садах, но и при посещении различных специализированных музеев, театров науки и тп. Например, в Москве - это музей занимательной науки «Эксперементариум», научное шоу «Умный праздник», Детский клуб научного творчества «Геккон» и т.п. Вместе с тем, следует отметить, что занятия в подобных учреждениях не систематизированы и предназначены больше для развлечения, чем для глубокого погружения в науку.

Несмотря на существующий заказ в виде ФГОС, в дошкольных учреждениях (на примере Москвы) практически полностью отсутствует блок естественнонаучных кружков  занятий в формате дополнительного образования. Это может быть связано с отсутствием подготовленных специалистов, разработанных общеобразовательных общеразвивающих программ по естественному направлению для детей дошкольного возраста, а также недостаточной информированностью родителей.

Если ребенок посещает занятия в монтессори-саду, то у него есть возможность получить подобные опыт и знания во время сессии, в специально оборудованной лаборатории. В случае посещения муниципального или частных садов очевидна необходимость проводить дополнительные занятия по заявленной теме, что позволит ребенку получить полное представление об окружающем мире, изучив его путем собственной исследовательской деятельности.

 

 

Список литературы

 

 

1.      Детский сад по системе Монтессори / под ред. Е.А. Хилтунен. - М.:Издательство “Национальное образование”, 2015. - 192 с.

2.      Федеральный      государственный      образовательный      стандарт      дошкольного образования, утвержден Приказом Минобрнауки РФ от17.10.2013 №1155.