05 декабря 2017г.
В федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребёнка» подчёркивается, что государство обязано осуществлять всемерную поддержку семье в целях «обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав и подготовке детей к полноценной жизни в обществе». Очередной задачей общественного воспитания стало введение вариативных организационных форм дошкольного образования.
Работа в группе кратковременного пребывания в нашем детском саду построена с учётом закономерностей психического развития ребенка раннего возраста. Ведущая роль отводится предметной деятельности и общению со взрослыми.
В механизм создания единого информационно-образовательного пространства в ГКП мы включили три этапа. На первом этапе выстраивается система работы групп кратковременного пребывания. Каждый год для педагогов ГКП начинается с традиционного знакомства с семьями вновь поступивших детей, как правило, это происходит на «Дне открытых дверей». Родители имеют возможность посмотреть альбомы
«Первые шаги в детский сад», «Как мы растем и развиваемся», которые освещают работу ДС и ГКП, ознакомиться с информационными стендами, с помещениями ДС, предметно-развивающей средой. После чего происходит более тесное знакомство, при котором родители заполняют анкеты, отвечают на вопросы педагогов и специалистов. Изучение результатов анкетирования показало, что ребёнок не всегда обеспечивается в домашних условиях разнообразием видов деятельности, необходимых для его гармоничного развития. В основном родители предпочитают лишь читать детям книги, играть с ними в
«познавательные игры», гулять. Но при этом деятельность с детьми, как правило, проводятся бессистемно, от случая к случаю, в зависимости от настроения и свободного времени взрослых. Круг общения со сверстниками у этих детей довольно узок.
На втором этапе происходит активизация работы с детьми и родителями, создание научно- методического обеспечения деятельности по работе с детьми раннего возраста. На данном этапе при поступлении ребенка в группу кратковременного пребывания проводится активная работа по:
· психолого-педагогическому обследованию, в процессе которого изучается актуальный уровень развития ребенка, потенциальные возможности и индивидуальные особенности.
· наблюдению за поведенческими реакциями и готовностью к сотрудничеству со взрослыми;
· мониторингу результатов обследования.
В работе с родителями созданы условия для их активного участия в воспитании и обучении малыша, с целью выявить и раскрыть те положительные качества взрослых, которые необходимые для успешного сотрудничества со своим ребёнком. Организованы консультации для родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка в домашних условиях.
Третий этап включает в себя вовлечение родителей в образовательный процесс. Здесь работа ведется по следующим направлениям:
· непосредственное участие взрослых в образовательной деятельности, подвижных играх, импровизированных постановках, рассказывании и чтении литературных произведений.
· подготовка к совместным развлечениям.
· участие в мастер-классах по изготовлению кукольных театров с последующей демонстрацией, совместных творческих работах по лепке, с организацией последующих выставок.
· помощь в создании предметно-развивающей среды (изготовление пособий, игрушек)
Для функционирования группы кратковременного пребывания в нашем саду пространство группы разделено на две игровые комнаты, которые в свою очередь разделены на отдельные подпространства и легко перестраивается в зависимости от предстоящей деятельности. Для работы с маленькими детьми помещение можно быстро освободить от лишних отвлекающих предметов. Мы разделили подпространства на сектора, где содержится материал и оборудование, которые специально подобранным, куда родители с детьми и педагоги могут обратиться для самостоятельной игровой деятельности и индивидуальных занятий с ребенком. Интерьер содержит легко трансформируемые элементы: столы, выдвигающиеся модули на колесиках. Шкаф-купе, где существует деление материала по блокам. Мы постоянно обновляем и наполняем предметно - развивающую среду в соответствии с закономерностями развития детей раннего возраста.
Встречи в ГКП проводятся в групповой форме. Группа комплектуется в количестве 8-10 детей раннего возраста (от двух до трех лет), вместе с мамой или другим близким человеком. Продолжительность встреч 1 час, с периодичностью 2 раза в неделю, в течение всего учебного года. Такая форма проведения встреч, на наш взгляд, является универсальным средством гармоничного развития дошкольника 2-3 лет. Она обеспечит ему чувство психологической защищенности и доверия к окружающему миру.
Режим дня ГКП
Время
|
Компоненты режима
|
3 минуты
|
· Приветствие;
|
3 минуты
|
· Развитие мелкой моторики;
|
5-7 минут
|
· Социально-эмоциональное развитие;
|
7-10 минут
(одно из 2х)
|
· Развитие речи, расширение ориентировки в
окружающем.
· Игры–задания с дидактическим материалом;
|
7-10 минут
(одно из 2х)
|
· Изобразительная деятельность
· Лепка из солёного теста;
|
7-10 минут
(одно из 2х)
|
· Музыкальная деятельность
· Двигательная деятельность;
|
2 минуты
|
· Ритуал прощания.
|
10-15 минут
|
· Самостоятельная, игровая деятельность
|
При подготовке педагога к каждой встречи меняются условия проведения игр, а также необходимый материал, что способствует закреплению нового материала или навыков, и в то же время поддерживается интерес детей к многократному повторению игрового задания. Игры проводятся 2-3 раза и сменяются следующей игрой или игровым упражнением, поэтому многие игры педагог может рекомендовать родителям для самостоятельного повтора с детьми дома.
Программный материал представлен на учебный год: с сентября по май. Перспективный план для реализации программных задач имеет тематическую направленность.
Сентябрь - «Игрушки» Октябрь - «Овощи. Фрукты» Ноябрь - «Одежда»
Декабрь - «Транспорт. Новый год. Ёлка». Январь - «Домашние животные». Февраль - «Дикие животные».
Март - «Мама. Цветы». Апрель - «Мебель, посуда». Май - «Птицы. Насекомые»
Образовательная деятельность дополнительной услуги имеет гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста. В содержание образовательной деятельности включаются дидактические игры, развивающие задания, пальчиковые гимнастики, упражнения на развитие общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации, упражнения и задания с участием различных анализаторов.
Длительность определяется требованиям Сан ПИН. Продолжительность ОД: 7-10 минут.
Мы считаем, что такой подход во взаимодействии с родителями в группе кратковременного пребывания повышает их ответственность за воспитание детей в семье, развивает педагогическую активность, создает благоприятную эмоциональную атмосферу в отношениях между родителями педагогами и детьми, что обеспечивает совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей раннего возраста, а значит, и успех всего ДС.
Бесспорным успехом можно считать возникновение желания у многих родителей перевода детей из групп кратковременного пребывания в общеразвивающую группу ДС, где осуществляется полномасштабная воспитательно-образовательная работа с дошкольниками в различных направлениях. Результаты работы ГКП позволяют говорить о том, что дети, заканчивающие посещение группы кратковременного пребывания и начинающие посещение дошкольного учреждения, практически не испытывают трудностей в адаптации к детскому саду. Родители отмечают положительный настрой, с которым дети посещают дошкольное учреждение. В тоже время необходимо отметить повышение уровня компетенции родителей в вопросах развития и воспитания детей. Дальнейшее развитие деятельности в данном направлении предполагает постоянное совершенствование условий функционирования группы кратковременного пребывания и программно – методического обеспечения реализуемых мероприятий.
Список литературы
1. Бондаренко Е.А. Развивающие игры для детей от года до трёх лет/Е.А. Бондаренко. -М.: Издательство АСТ,2003. -160 с.
2. Бабунова Т. М. Группа кратковременного пребывания: Для детей раннего возраста /. Т.М. Бабунова [и др.]– М.: Сфера, 2010 – 112с.
3. Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие для развития детей раннего возраста /.Е.Ю. Вареница, О.В. Елецкая – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 224 с. – (Ранний возраст).
4. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет /. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер - М.: Просвещение, 1988. – 144 с.: ил.
5. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей /. И.А. Ермакова – СПб.: Литера, 2006. – 32с.
6. Каплан Л.И. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Кн. Для воспитателя детского сада /.Л.И. Каплан [и др.]– М.: Просвещение, 1986. – 176 с.
7. Маханёва М.Д. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей/. М.Д. Миханёва, С.В. Рещикова– М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с. - (Ранний возраст).
8. Ремезова Л.А. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста //. Л.А. Ремезова, Л.И. Моурлот. - Самара 2007 г.-122с.
9. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада/.Э.Г. Пилюгтна – М.: Просвещение, 1983. – 96 с., ил.
10. Петрова В.А. Занятия по развитию речи с детьми до трёх лет/. В.А. Петрова. Изд. 3-е, доп. М.: Просвещение, 1970. – 136 с.