Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА ДОВЕРИЯ СТУДЕНТОВ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ В ПСИХОЛОГИИ

Авторы:
Город:
Орел
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2016г.

В последние годы проблема доверия находится в центре внимания исследователей, как в отечественной, так и зарубежной психологии. (Т.П. Скрипкина, А. Л. Журавлев, В. А. Суморокова, Д. Руссо, С. Ситкин, Р. Берт, К. Камерер, Р. Левицки, М. Стивенсон и др.). В студенческом возрасте для молодых людей важна коммуникативная среда, в которой они расширяютпредставления о себе, накаплвают опыт построения межличностных контактов, в связи с чем особое значение приобретает доверие к другому человеку как условие эффективного взаимодействия. Работы, посвященные феномену доверия у студентов, в отечественной и зарубежной психологии встречаются редко.

Доверие рассматривается как важнейшее социально-психологический феномен, включенный в процессы межличностного взаимодействия, общения, совместную деятельность. Оно оказывает влияние, на эффективность тех или иных форм взаимодействия людей. Важность изучения феномена доверия определяется, во-первых, теоретической не разработанностью этой проблемы в современной психологии. Во- вторых, эмпирические исследования в настоящее время малочисленны и, в-третьих, феномен доверия отличается высочайшей значимостью в решении многих практических задач, связанных с взаимодействием людей.[1]

Данный феномен по-прежнему сохраняет многозначность, что проявляется в попытках его определить целым рядом исследователей. Доверие, по определению, Т.П. Скрипкиной способность человека априори наделять явления и объекты окружающего мира, а также других людей, их возможные действия и собственные предполагаемые действия свойствами безопасности (надежности) и ситуативной полезности (значимости)[2]. В последние годы стало очевидным, что его роль настолько велика, что оно приобрело статус «социального капитала», то есть средства, обеспечивающего существование и развитие общества.

Доверие и недоверие занимают особое место среди регуляторов социальной активности. Изучение взаимосвязи различных феноменов нравственно-психологической регуляции представляет собой попытку осмысления глубинных механизмов их детерминации.

Критерии доверия и недоверия отдельным категориям людей отличаются между собой. По мере усиления близости и степени знакомства с партнером количество критериев недоверия ему снижается, а количество критериев доверия - растет. Большинство позитивных характеристик наиболее значимы для доверия близкому человеку; негативные, характеристики для недоверия незнакомому человеку.[3] Однако существуют личностные особенности (отношение к людям) и факторы групповой принадлежности (пол, возраст, тип деловой активности), оказывающие влияние на соотношение критериев доверия и недоверия разным категориям людей. Это соотношение определяется, функциями, которые выполняют доверие и недоверие в жизни субъекта.

Феномен доверия включен во взаимодействие между людьми, прежде всего, в процесс общения. То есть доверие можно изучать через феномен межличностного общения. А среди проявлений личности в общении  важнейшим  является свойство общительности. Общительность личности и доверие к людям одновременно существуют в системе многочисленных свойств личности, занимая в ней определенное место и являясь частью этой системы. И поэтому понять функционирование всей системы личности невозможно вне изучения ее важнейших составляющих - общительности и доверия.[1] В студенческой среде эти характеристики наиболее актуальны и важны, для приспособления личности к изменяющимся социальным условия, а так же возрастным особенностям.

В публикациях феномен доверия рассматривается в контексте разработки ряда других социально-психологических проблем: социально-психологического внушения, социально-психологических аспектов авторитета, значимых других, восприятия и общения,  межличностных   отношений,  в  том  числе  доверительных   отношений.

Проблематика доверия отражена в ряде работ, где она выступает в качестве предмета специального исследования. Прежде всего, это работы В.П.Зинченко, Б.Ф.Поршнева, В.С.Сафонова, Т.П.Скрипкиной, П.Н. Шихирева, С.И.Симоненко, А.Б. Купрейченко. Во многих работах, доверие рассматривается как однородный феномен, однако, он может быть дифференцирован на различные психологические типы, так как в основе доверия могут лежать разные явления.[1] . Именно учет различных типов принципиально важно при оптимизации взаимодействия между людьми, при организации совместной работы, при осуществлении психологической помощи и психологической коррекции и во многих других случаях. Проблема доверия личности носит междисциплинарный характер изучения. Исследования феномена доверия ведутся в различных отраслях науки. Доверие как социальная и общественная проблема носит наибольший интерес, среди работ посвященных этому феномену.

Доверительное общение - это общение, в ходе которого один человек доверяет другому свои мысли, чувства, раскрывая те или иные интимные стороны своего внутреннего мира.[1] Доверительность может возникать вне зависимости от того, находятся ли общающиеся в доверительных отношениях или нет, испытывает ли каждый из них симпатию или антипатию по отношению к другому, хорошо ли они знакомы или незнакомы вообще. Доверительное общение как феномен определяется, с одной стороны, значимостью «материала», раскрываемого собеседниками о себе, с другой, отношением доверия к партнеру.

Признаками доверительного общения авторы считают прочность (или устойчивость) установленного контакта, отсутствие жесткого контроля в процессе контакта и формального психологического воздействия, искренность, а также уверенность, что полученная информация не будет использована во вред. Выделенные детерминанты, несомненно, являются адекватными и необходимыми для установления доверительного контакта между людьми. Однако здесь упущено важнейшее свойство подлинной доверительности в общении — взаимность выделенных признаков и детерминант, так как именно отсутствие взаимности (или соответствия) тех или иных параметров, важных для установления доверительного контакта, является одной из причин, порождающих различные феномены межличностного взаимодействия и общения, условием существования которых выступает доверие, предполагающее самораскрытие или не предполагающее его.

В любом акте общения или взаимодействия людей существует определенная доля доверия (ибо доверие есть условие любого общения), то его количество или мера есть динамическая  характеристика,  определяющая  качественную  сторону  общения  или взаимодействия, и чем выше уровень или мера доверия в общении и взаимодействии (причем взаимного доверия), тем сильнее выражена связь в отношениях между людьми.

У студентов надежность как критерий доверия другому человеку соотносится с рядом негативных явлений в процессе общения.

1. Снижается качество межличностного познания в силу блокировки идентификации и эмпатии как важнейших механизмов понимания: исследуемые меньше идентифицируют себя с собеседником в момент его восприятия и реже эмпатируют в ходе общения.

2.   Ухудшается качество обращения к собеседнику: содержание и форма посланий могут не корректироваться с учетом особенностей адресата, места и времени, в результате страдает уместность обращения, снижается открытость в общении и обязательность реагирования на вербальные и невербальные проявления собеседника в контакте.

3.     На фоне игнорирования партнера возрастает центрирование на себе: идет концентрирование на сфере своих чувств и переживаний.[2]

Студенты, которые преимущественно проявляют недоверие людям на основе прошлого негативного опыта взаимодействия с ними, характеризуются властностью, энергичностью, стремлением к лидерству и доминированию.

На наш взгляд, изучение феномена доверия применительно к студенческой среде может позволить выявить ряд закономерностей, значимых для построения эффективного общения молодых людей и взаимодействия в целом.

  

Список литературы

 

1.                  Журавлева Л.А. Связь общительности личности и доверия к людям: автореф. дис…. канд. психол. наук. Москва – 2004.

 2.                  Скрипкина Т. П. Доверие в социальном бытии личности //Психология личности / ред. П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской.- М.: Эксмо, 2007.- С. 185-213.

3.                  Табхарова С.П. Взаимосвязь доверия и недоверия личности другим людям с отношением к соблюдению нравственных норм делового общения: автореф. дис…. канд. психол. наук. Москва – 2008.